Оптимизация занятий физической культуры в группе продленного дня средствами лечебно — профилактического танца.

Оптимизация занятий физической культуры
в группе продленного дня средствами
лечебно – профилактического танца.
учитель высшей категории И.Г. Дивлет - Кильдеева
Средняя школа № 617 Приморского района
г. Санкт – Петербурга

Школа совместно с семьей должна проявлять постоянную заботу о здоровье и физическом воспитании детей. В процессе систематических занятий физическими упражнениями совершенствуется деятельность внутренних органов, всесторонне развиваются физические качества, дети овладевают рядом жизненно необходимых навыков. Вместе с тем в детском коллективе воспитываются организованность, дисциплинированность, чувство дружбы.
Дневной режим ребенка в школе с группой продленного дня, должен быть организован с момента прихода в школу, в процессе уроков, а особенно во второй половине учебного дня, когда под руководством педагогов – воспитателей дети отдыхают, получают питание, выполняют задания на дом и проводят часть своего досуга.
В группах продленного дня особенно широко необходимо применять разнообразные по содержанию и формам физкультурные занятия, что будет способствовать целенаправленному физическому развитию и оздоровлению учащихся.
Известно, что недостаточная двигательная активность детей – длительное пребывание в школе и дома за уроками, у телевизора или компьютера – вместо продолжительной прогулки на свежем воздухе в свободное время, участия в самодеятельных детских играх, спортивных развлечениях отрицательно сказываются на их физической подготовленности и самочувствии. Так как группы продленного дня не всегда решают задачи повышения двигательной активности, в лучшем случае это прогулки на свежем воздухе или выполнение домашних заданий.
При неправильной организации режима работы, отсутствие должного внимания к широкому и систематическому использованию форм физического воспитания, у учащихся быстрее наступает умственное утомление и физическая усталость, что отрицательно сказывается на их работоспособности. На выполнение домашних заданий он затрачивает значительно больше времени, чем это допустимо в рамках его дневного режима, с заданиями справляется с трудом, плохо запоминает учебный материал.
В связи с этим особую остроту приобретает проблема повышения эффективности физкультурных занятий в группах продленного дня школьников.
Поэтому, физкультурные занятия в группах продленного дня, должны способствовать решению определенных задач:
- укреплению состояния здоровья учащихся, профилактики заболеваний и коррекции нарушений в физическом развитии;
- увеличению двигательной активности;
- восстановлению сил и снятию утомления;
- активизации внимания и повышению положительных эмоций;
- переключению с одной деятельности на другую.
Для решения поставленных задач можно использовать различные средства физической культуры и лечебной физической культуры, оздоровительные технологии и технологии фитнеса.
Нами была взята и адоптирована к занятиям физической культурой в группе продленного дня программа, лечебно – профилактический танец: «ФИТНЕСС – ДАНС» (авторы: к.п.н. доцент Е.Г.Сайкина и к.п.н. почетный доцент, Ж.Е. Фирилёва) - СПБ., Издательство «Утро», 2005. – с. 276
Основная задача при занятиях ЛПТ – это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
К частным задачам относятся:
- Оптимизация роста и развития опорно – двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
- Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, а также коррекция зрения.
- Совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростно – силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики и проприоцептивной чувствительности.
- Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой.
- Оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка,
- Формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
- Содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества движений.
Основными средствами ЛПТ являются физические упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (мяч, гимнастическая палка, гантели и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастическая скамейка, гимнастической стенке, фитболах и др.) Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть: лёжа на спине, животе, боку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упоре присев, упоре стоя на коленях; стоя, в висе.
Упражнения общей направленности включают: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе, на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц и танцевальные упражнения.
Комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития.
Упражнения специальной направленности включают: упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и фитбол - гимнастику.
Комплексы физических упражнений специальной направленности содействуют той функции или системе организма занимающихся, на которую они направлены. Здесь используются большинство упражнений коррекционной и лечебно – профилактической направленности.
При подборе средств ЛПТ необходимо учитывать:
совпадения механизма лечебного действия этих средств с ожидаемыми влияниями на ослабленный орган или систему;
выделение конкретных лечебно – профилактических задач;
возраст занимающихся;
психомоторное развитие занимающихся.
Нами с целью оптимизации занятий физической культуры в группе продленного дня средствами лечебно – профилактического танца и влияния упражнений на развитие творческих и музыкальных способностей, с сентября 2009 по май 2010 года, было проведено педагогическое исследование.
В педагогическом исследовании применялись следующие методы:
1. педагогическое наблюдение;
2. анкетирование детей и родителей;
3. диагностическое тестирование (совместно с психологом).
Педагогическое исследование проводилось в Государственном Общеобразовательном Учреждении, общеобразовательной школе № 617 Приморского района, Санкт – Петербурга. В нем приняли участие 2 группы: экспериментальная и контрольная, в каждую входило по 15 человек.
В начале учебного года на родительском собрании в 1-х классах, из них 70% учеников посещают группу продленного дня, было проведено анкетирование родителей и представлена программа по лечебно – профилактическому танцу «Фитнес - Данс». По результатам анкетирования, родители приняли решение, что экспериментальная группа, кроме основных уроков по физической культуре, занимается по программе ЛПТ, 2 раза в неделю, в группе продленного дня. Контрольная группа, кроме уроков физкультуры, занимается по программе лечебно – профилактического танца, в группе продленного дня, один раз в неделю.
В последнее время большой популярностью среди детей младшего школьного возраста пользуются различные формы фитнеса: аэробика, стретчинг, ритмопластика, шейпинг, танцевально – игровая гимнастика и лечебно – профилактический танец «Фитнес – Данс». В связи с тем, что сегодня дети имеют различные нарушения в состоянии здоровья – (нарушение осанки, плоскостопие, близорукость и др.), поэтому на наш взгляд программа по ЛПТ может решать задачи по физическому воспитанию в группе продленного дня:
- укрепление здоровья ребенка;
- профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста;
- коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Выполнение физических упражнений под музыку являются наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, развивают чувство темпа и ритма.
Большое внимание на занятиях уделялось упражнениям на согласование движений с музыкой. Использовались образные упражнения, сюжетные композиции, отвечающие психологическим особенностям младших школьников, склонных к подражанию, копированию движений человека и животных.
Определено на основании опроса родителей и педагогического наблюдения, что занятия ЛПТ способствуют развитию творческих способностей, так 50% учащихся
экспериментальной группы, принимали активное участие в спортивных мероприятиях школы и показательных выступлениях на концертах посвященных: Дню Учителя, Новый год, День рождение школы, 8 Марта и др., тогда как из контрольной группы только 10%.
В ходе педагогического исследования, совместно с психологом школы было проведено диагностическое тестирование среди детей посещавших занятия по программе лечебно – профилактического танца – «Модификация тестов цветовых отношений. Моё отношение к занятиям ЛПТ». Тестирование проводилась по диагностической программе: «Адаптация ребенка к школе» Цветик –«восьми-цветик» автор О.В. Кузнецова. ПМСЦ. Приморский район. Санкт – Петербург. 2005.
Цель программы: Определение и содействие в организации условий адаптации первоклассников к обучению в школе. Цветовое отношение к предмету (занятию).
Адресат: Программа предназначена для проведения диагностики в 1-х классах общеобразовательных школ любого уровня. Возраст детей 6-8 лет. Программа может быть использована в классах, работающих по различным учебным программам, в том числе и по оздоровительным программам.
Условия проведения: Диагностика проводилась фронтально, в групповой форме. Количество детей в экспериментальной и контрольной группе по 15 человек, по времени проведения обследование занимает 30 – 40 минут.
Оснащение: Наборы цветных карандашей, состоящих из шести основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого, коричневого, черного), ответные бланки (цветики восьми – цветики)
Содержание программы: Программа состоит из нескольких методик. Они просты в исполнении, адекватны возрастным особенностям школьников, не трудоемки в обработке. Практика показывает, что учащиеся с интересом относятся к исследованиям, что предполагает большую достоверность результатов.

Методика цветовых отношений.
Назначение: определение цветовых отношений детей к занятиям ЛПТ.
Инструкция: Возьмите свои карандаши. Посмотрите на них внимательно. Выберите самый приятный по цвету карандаш и раскрасьте первый лепесток. Отложите карандаш. Из оставшихся карандашей выберите самый приятный по цвету и раскрасьте следующий лепесток. Отложите карандаш. (Процедура продолжается, пока не останется 2 лепестка). Из оставшихся 2-х карандашей выберите самый не приятный цвет и раскрасьте последний лепесток. Последним карандашом раскрасьте пустой лепесток.
Теперь мы поиграем в игру. Внимательно посмотрите на свои карандаши. Выберите цвет, который подходит к слову «Фитнес – Данс». Раскрасьте лепесток.
В период диагностики мы определили, как соотносятся выбранные ребенком цвета по отношению к занятию лечебно – профилактическим танцем, с цветовой раскладкой самого же ребенка. Например, если ребенок выбрал по отношению к занятиям ЛПТ красный цвет, и этот цвет в его раскраске находится на 1-ом или 2-ом месте, то отношение к занятиям характеризуется, как эмоционально положительное. Если красный цвет в раскладке стоит на 3-ем или 4-ом месте, отношение к занятиям будет нейтральное. Если же красный цвет стоит на 5-ом или 6-ом местах, то у данного ребенка отмечается эмоциональное отвержение занятий.
В период диагностики, мы определили 3 уровня цветовых отношений детей к занятиям «Фитнес – Данс»:
1. Эмоционально положительное отношение;
2. Нейтральное отношение;
3. Отрицательное отношение.
В результате тестирования по диагностической программе «Адаптация ребенка к школе. Цветовое отношение к предмету», выяснилось:
90% детей из экспериментальной группы к занятиям ЛПТ относятся – эмоционально положительно (1 уровень цветовых отношений), 10% - имеют нейтральное отношение (2 уровень или среднее отношение).
80% детей из контрольной группы к занятиям ЛПТ относятся – эмоционально положительно (1 уровень), 15% - имеют нейтральное отношение (2 уровень или среднее отношение), 5% занимающихся – отрицательное положение (выполнили задание ошибочно, или не поняли инструкцию. (Рис.1)

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Рис. 1. Диагностика цветовых отношений к занятиям ЛПТ в группе продленного
дня по окончании тестирования в контрольной и экспериментальной
группах (в %).

После проведения педагогического эксперимента была проведена беседа с родителями, по итогам занятий лечебно – профилактическим танцем в группе продленного дня в течении 2009 – 2010 учебного года.
В результате, как констатировали родители - заниматься один раз в неделю не достаточно, поэтому многие из них решили, что в следующем учебном году их дети будут посещать занятия ЛПТ, два раза в неделю. Родители отметили, что занятия приучают детей к правильному использованию времени в режиме дня, способствуют организации собственного досуга, улучшают самочувствие детей. Так дети стали меньше болеть, а значить и меньше пропускать учебные занятия.
В результате проведенного эксперимента, определено, что занятия ЛПТ в группе продленного дня влияют на повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, способствуют развитию творческих способностей занимающихся, занятия органически сочетаются с физкультурными мероприятиями школы, активизируют двигательную активность и улучшают состояние здоровья учащихся.



Литература.

Дивлет – Кильдеева И.Г. Применение фитнесс – технологий на занятиях лечебной физической культурой с детьми младшего школьного возраста. Актуальные проблемы развития фитнеса в России. Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции. – СПБ.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 260с.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно – профилактический танец «ФИТНЕСС - ДАНС». Учебно – методическое пособие для студентов физкультурных и педагогических университетов и специалистов по физической культуре в дошкольных и школьных учреждениях. СПБ, Издательство «Утро», 2005. с.276
Кузнецова О.В. Адаптация первоклассника. Авторская программа. ПМСЦ. Приморский район. СПБ. 2005. с 80








13 PAGE 14115