Выступление на педсовете Валеологический аспект в работе классного руководителя (8 класс)


Валеологический аспект в работе классного руководителя
"Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически".
А.П. Чехов
Валеология – наука о здоровье (от лат. valeo – быть здоровым). Ее концепция – установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение жизненных целей.
Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания в этом роли учителя и классного руководителя вспомним легенду.
У древнего Бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить.
Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами. А Гигиена просвещает их, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. Так и педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.
У этого понятия много определений. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов.
Круг задач валеологического образования включает:
– объяснение необходимости знаний о здоровье для каждого культурного человека;
– определение связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
– применение знаний о факторах, влияющих на здоровье, риске заболеваний при определенных ситуациях;
– формирование представлений об управлении здоровьем как сборе и осмыслении информации (диагностика и прогнозирование), принятии решения;
– способы (методики) самодиагностики состояния здоровья;
– объяснение влияния антропогенных и природных факторов на здоровье;
– анализ и оценка образа жизни (своего и семьи), составление индивидуальной программы укрепления здоровья;
– формирование с детских лет культуры приобретения навыков личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек;
В структуру валеологических занятий входят лекции, беседы, видеофильмы, решение познавательных и ситуативных задач, игры, тренинги, встречи со спортсменами, медработниками и т.д., знакомство с системами оздоровления.
Особое место в работе классного руководителя и учителя-предметника занимают валеопаузы. Это короткие, на 5–10 мин, эвристические беседы, направленные на формирование полезных для здоровья привычек, развития самооценки. Это и моделирование проблемных ситуаций с обсуждением поведенческих реакций для их разрешения. Например, во время эпидемии гриппа проводятся беседы: «Витаминная азбука», «Правила сохранения тепла». В конфликтных ситуациях: «Терпение и терпимость», «Как жить, чтобы окружающим было хорошо с тобой», «Здоровые потребности и потребность в здоровье», «Здоровье как мудрость и мера жизни», «Исцеляющая радость душевной красоты».
В создании проблемных ситуаций для коротких занятий неисчерпаемый материал дают пословицы, поговорки, высказывания великих людей.
Азбука народной мудрости:
Где пиры да чаи, там и немочи.
Ешь, да не жирей – будешь здоровей.
Хрен да редька, лук да капуста лиха не допустят.
Привычка – вторая натура.
Берегущийся бывает здоров.
Свою болячку чужим здоровьем не лечат.
Болезнь, что пожар: чем раньше ее обнаружишь, тем меньше вреда она причинит.
Когда я ем, я глух и нем.
Где здоровье, там и красота.
Афоризмы о здоровье и здоровом образе жизни:
«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье» (Г.Гейне).
«Умеренность – союзник природы. Поэтому пища, питье, сон, любовь – пусть будет все умеренным» (Гиппократ).
«Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит весь ваш бодрый ум и на смех вашему духу покажет его зависимость от узкого сапога» (А.Герцен).
«Учитесь властвовать собой» (А.С. Пушкин).
«Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперед» (К.Э. Циолковский).
«Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его» (Конфуций).
«Наш организм создан для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся» (К.Купер).
«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь» (Гораций).
Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
В основу воспитательной работы классного руководителя входят здоровьесберегающие технологии, целью которой является: формирование здоровьесберегающих условий воспитательного процесса. Сюда входят также следующие задачи:
1. создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
2. формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.
В валеологическом воспитании классный руководитель должен выполнять следующие функции:
1. санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
2. организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
3. организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
4. организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
5. организация и проведение профилактических работ с родителями;
6. организация встреч родителей с представителями правохранительных органов, медработниками, наркологами;
7. организация и проведение внеклассных мероприятий ( беседы, лекции, диспуты).
Уважаемые коллеги! От учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке. Так как в классе у каждого ученика свой темперамент, свой характер, и это необходимо учитывать педагогам. Входя в класс интуитивно необходимо чувствовать ситуацию в классе. Вообще, любой педагог - это в первую очередь человек - психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме (в смысле, психологическом спокойствие). От этого во многом зависит проведение урока и психологическое состояние наших учеников.