Конспект внеклассного занятия по окружающему миру на тему Божьи коровки. Перемены в жизни божьей коровки


Тема Божьи коровки. Перемены в жизни божьей коровки.
Цели - изучить особенности жизни и внешнего вида божьей коровки.
Задачи – ознакомиться с образом жизни, выяснить особенности жучка, выяснить , почему так назвали, узнать способы приспособления насекомых к среде обитания.
Планируемые результаты - учащиеся узнают цепь изменений в жизни божьей коровки, как насекомые приспособлены к жизни в окружающей среде, понимают о внимательном и бережном отношении к природе.
Оборудование картинки Божьей коровки, для работы в группе 5 рисунков на доске и тексты для учащихся, карточки для составления цепи изменений, оценочные листы у учащихся.Ход урока
1 Организационный момент.
2 Актуализация знаний.
- Над какой темой мы работали на прошлом уроке? ( насекомые )
- А почему их так называют Насекомые?
3 Самоопределение к деятельности.
- Насекомых в мире очень много, но мы сегодня будем говорить об одном. Послушайте загадку –
Надевает эта крошка платье в красные горошки
И летать умеет ловко это…… ( Божья коровка )
- Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какую цель поставим на уроке?
Я вам предлагаю работать по такому плану:
1 узнаем новое из ваших сообщений о божьей коровке
2 работаем в группе
3 смотрим сценку про насекомых
4 подводим итог урока
4 Работа по теме урока.
- У каждого из вас сейчас есть лист достижений на урок. Посмотрите, в нем 2 шкалы. Первая - что я знал о божье коровке, а вторая, что я узнал , ее мы заполним в конце урока.
1 Беседа
- Божья коровка – одно из первых насекомых, с которыми знакомишься в детстве. ( картинки )
- Опишите какая она?
Небольшой круглый выпуклый жучок. У него желто-красные подкрылья, а на них черные пятнышки.
Этот жучок никуда не спешит. Ползет по травинке и никого не боится, подставишь ему палец, переползет на него. Смотришь как Коровка ползет по пальцу и приговариваешь:
( Приговорки говорят дети )
И правда полетит, конечно не на небо и конечно ничего не принесет. Да разве в этом дело? Просто приятно смотреть как маленький жучок ползает по пальцу.
2 Сообщения детей
- Какие вы знаете интересные сведения о божьих коровках?
( дети рассказывают свои сообщения )3 Работа в группе
( 5 групп , на доске 5 рисунков и детям выдать 5 сообщений )
- Сейчас работаем в группах. Задание для группы:
- прочитать текст
- найти к нему подходящий рисунок
- выбрать 2 человек, которые будут отвечать.
Тексты для групп
Вот Божья коровка раздвинула жесткую спинку – это надкрылья. Расправила спрятанные за ними два тонких перепончатых крылышка и полетела.
Каждый день с весны Божья коровка откладывает яйца. Когда 10, когда 50. Яички словно стоят на листьях Коровка приклеивает их.
Через 5- 14 дней , смотря по погоде, появляются личинки. Длинноногие. Они быстро бегают по растениям, разыскивая еду – тлей. Личинка съедает за сутки больше 100 тлей.
Подошло время окукливания. Отделив клейкую жидкость, личинка прикрепляется, приклеивается с ее помощью задним концом к листку. Она висит вниз головой около недели.
Жучок, выбравшись из кукольной оболочки, совсем бледный. Надкрылья чуть розоватые, голова, грудь и ноги черные. Ни одного пятнышка нет!
( Дети в группе работают, читают, находят рисунок и 2 человека от группы идут к доске - один читает текст, другой показывает рисунок)
- Продолжаем работать в группе. Посмотрите на эти таблички и составьте цепочку изменений в жизни Божьей коровки.
( на группу выдаются таблички : Взрослое насекомое-яйцо-личинка-куколка-взрослое насекомое) Составляют цепь изменений.
4 Исценировка Кто как приспособился.
( заранее подготовленные дети)
- Ребята, вам надо смотреть внимательно и увидеть, кто как приспособлен к условиям жизни.
Сценка.
- Что увидели?
( ответы детей )-Да, у насекомых множество врагов. Много способов защиты. Кто спасается быстрым бегом, кто прячется, кто жалит.
5 стихотворение Божья коровка А. Усачева
_ Ребята, а что бы вы сделали, если к вам на ладошку села бы Божья коровка?
Ответы.
- К сожалению не все люди берегут окружающую природу. Иногда поступают беспечно. Послушайте стихотворение. Оно как раз о таком поступке.
Стихотворение.
- Хорошо ли поступил человек, который поймал Божью коровку?
- А какими видит Божья коровка людей?
- Да, мы для нее огромные великаны, а поскольку мы большие и сильные, значит мы с вами должны защищать и оберегать маленьких и слабых.
5 Рефлексия.
- Так почему этого жучка называют Божья коровка?
-Почему птицы не едят Божьих коровок?
-Какой у них способ защиты?
- Возьмите свой оценочный лист. Оцените по второй школе, что вы узнали на уроке сегодня.
6 Подведение итогов.
- Вернемся к плану урока. Все ли учебные задачи мы выполнили?
7 Сюрприз
- Во многих странах верят, что амулет с изображением Божьей коровки охраняет детей. На память о нашем уроке я вам дарю маленький сюрприз. Это маленькая Божья коровка.