РП Профессионального модуля ПМ.04 Управление работами машинно-тракторного парка с/х организации Для специальности 35.02.07 «Механизация с/х»

Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»




УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора колледжа
от «03» сентября 2015 г. № 203-ОД ___________ В.В. Малашкин






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Профессионального модуля
ПМ.04 Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации

Для специальности
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»





















Суздаль, 2015
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе примерной программы ПМ.04 «Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации» и Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Укрупнённая группа специальностей: 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство»

Организация – разработчик: Государственное бюджетное образовательное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж».

Разработчик:
В.В.Кондаков, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СИГК».

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии профессионального цикла по специальностям «Механизация сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства»
Протокол №___от «___»_________ 20___ г.
Председатель ЦК ___________ В.В. Кондаков


Рецензенты: Г.В. Горлова, методист ГБПОУ ВО «СИГК».


СОГЛАСОВАНО: МУП «Суздальская МТС» Суздальского района Владимирской области
(предприятие, организация)

Директор _______________________Торопов Александр Николаевич_________________
(должность, подпись, фамилия, имя, отчество)


СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

13

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

16


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 04. Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации

1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» базовой подготовки.
Укрупнённая группа специальностей: 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по профессиональной подготовке профессии 19205 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования». Опыт работы не требуется.




1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
участия в планировании и анализе производственных показателей организации отрасли и структурных подразделений;
участия в управлении первичным трудовым коллективом;
ведения документации установленного образца;
уметь:
рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации;
планировать работу исполнителей;
инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;
подбирать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала;
оценивать качество выполняемых работ;
знать:
основы организации машинно-тракторного парка;
принципы обеспечения функционирования сельскохозяйственного оборудования;
структуру организации и руководимого подразделения;
характер взаимодействия с другими подразделениями;
функциональные обязанности работников и руководителей;
основные производственные показатели работы организации отрасли и его структурных подразделений;
методы планирования, контроля и оценки работ структурных подразделений;
методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей;
виды, формы и методы мотивации персонала, в т.ч. материальное и нематериальное стимулирование работников;
методы оценивания качества выполняемых работ;
правила первичного документооборота, учета и отчетности.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 36 часов;
учебной практики – 72 часов.
производственной практики – 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: управление работами по обеспечению функционирования машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения

ПК 4.1.
Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации

ПК 4.2.
Планировать выполнение работ исполнителями

ПК 4.3.
Организовывать работу трудового коллектива

ПК 4.4.
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями

ПК 4.5.
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).






3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
ПМ. 04 Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка по РУП)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 4.1.
ПК 4.2.
Раздел 1. Планирование работы машинно-тракторного парка
54
36
20


18


36


ПК 4.3.
ПК 4.4.
ПК 4.5.
Раздел 2. Организация управления работой машинно-тракторного парка
54
36
10
20
18
10
36



Производственная практика (по профилю специальности), часов


72


Всего:
108
72
30
20
36
10
72
72



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 04. Управление работами машинно-тракторного парка сельскохозяйственной организации


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел ПМ 1. Планирование работы машинно-тракторного парка

54


МДК 1. Управление структурным подразделением организации

54


Тема 1.1. Обоснование структуры и состава МТП и планирование его работы

Содержание
36



1.
Основы организации машинно-тракторного парка.
Общие проблемы высокоэффективного использования сельскохозяйственной техники. Роль МТП в эффективной работе предприятия.
16
2


2.
Обоснование структуры и состава МТП и планирование его работы.
Методы расчета состава МТП и планирования его использования. Определение объема механизированных работ. Составление сводного плана механизированных работ.
Построение графиков машиноиспользования по маркам тракторов. Методы корректировки графиков. Расчет потребности в тракторах, сельскохозяйственных машинах, автомобильном транспорте и рабочей силе. Расчет состава парка по нормативам. Формирование парка машин в машинно-технологических станциях.

3


3.
Анализ эффективности использования МТП.
Основные методы анализа эффективности использования МТП. Показатели оснащенности хозяйств техникой. Показатели уровня и эффективности механизации растениеводства. Качественная характеристика МТП. Показатели эффективности использования МТП на сельскохозяйственных предприятиях.

3


Практические занятия
20



1.
Выбор и обоснование марочного состава тракторов и сельскохозяйственных машин




2.
Разработка плана механизированных работ по возделыванию с/х культуры




3.
Разработка плана механизированных работ на период




4.
Расчет плана механизированных работ на заданный период




5.
Построение графиков машиноиспользования




6.
Корректировка графиков машиноиспользования




7.
Расчет потребности в сельскохозяйственных машинах




8.
Расчет потребности в ГСМ




9.
Расчет показателей машиноиспользования




10.
Расчет эффективности использования МТП



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП.
Работа над курсовым проектом.
18


Примерная тематика домашних заданий
Выбор и обоснование марочного состава тракторов и сельскохозяйственных машин.
Разработка и расчет плана механизированных работ на период.
Построение графиков машиноиспользования.
Расчет потребности в сельскохозяйственных машинах.
Расчет потребности в ГСМ.
Расчет показателей машиноиспользования.



Учебная практика
Виды работ
1. Организация и технология проведения полевых работ по заданным конкретным условиям.
2. Разработка операционно-технологических карт по видам работ для конкретных условий.
3. Составление рабочего плана на заданный период сельскохозяйственных работ.
36


Раздел ПМ 2. Организация управления работой машинно-тракторного парка

54


МДК 1. Управление структурным подразделением организации

54


Тема 2.1. Организация работы инженерно-технической службы предприятия
Содержание
8



1.
Структура инженерно-технической службы сельскохозяйственного предприятия.
Роль техников в эффективной работе инженерно-технической службы по эксплуатации МТП. Структура ИТС сельхозпредприятия. Назначение, цели и задачи подразделений ИТС. Характер взаимодействия с другими подразделениями. Функциональные обязанности работников и руководителей подразделений.
2
2


2.
Порядок учета и регистрации машин.
Порядок учета, регистрации и списания машин. Порядок проведения технического осмотра самоходных машин инспекторами Гостехнадзора. Порядок проведения технического осмотра автотранспорта в ГИБДД. Повышение квалификации и аттестация механизаторов и водителей.

2


3.
Правила первичного документооборота, учета и отчетности.
Порядок оформления путевых листов, документов на перевозимые грузы, нарядов на выполненные работы. Правила оформления документов по первичному учету отработанного времени, объемов выполненных работ и отчетности.

2


Практические занятия
6



1.
Решение ситуаций по взаимойдествию подразделений




2.
Решение ситуаций, связанных с учетом, регистрацией и списанием машин.




3.
Оформление первичных документов



Тема 2.2. Управление структурными подразделениями инженерно-технической службы предприятия
Содержание
6



1.
Организация использования машинно-тракторного парка.
Оперативное планирование использования машинно-тракторного парка. Организация работ в полеводстве и животноводстве. Организация работы звеньев, бригад и комплексов. Виды, формы и методы мотивации персонала, в том числе материальное и нематериальное стимулирование.
Основные производственные показатели работы МТП. Методы планирования, контроля и оценки качества работ, выполняемых в подразделении. Методы планирования, контроля и оценки качества работ исполнителей.
2
3


2.
Организация работы грузового транспорта.
Оперативное планирование использования грузового транспорта. Организация работы транспорта. Организация грузоперевозок. Виды, формы и методы мотивации персонала, в том числе материальное и нематериальное стимулирование.
Основные производственные показатели работы транспорта. Методы планирования, контроля и оценки качества работ, выполняемых в подразделении. Методы планирования, контроля и оценки качества работ исполнителей.

3


3.
Организация работы нефтехозяйства.
Значение, состав и структура нефтехозяйства. Планирование работы нефтехозяйства предприятия. Правила хранения, приемки и отпуска нефтепродуктов. Организация обеспечения нефтепродуктами. Организация заправки машин в полевых условиях. Основные производственные показатели работы нефтехозяйства.

3


4.
Организация взаимодействия подразделений инженерно-технической службы.
Характер и цели взаимодействий между подразделениями. Организация совместной работы различных подразделений.

3


Практические занятия
4



1.
Разработка плана работы подразделения




2.
Разработка плана грузоперевозок




3.
Расчет показателей использования грузового транспорта



Тема 2.3. Организация производственно-технического обеспечения предприятия
Содержание
2



1.
Рынок услуг в производственно-техническом обеспечении.
Задачи, структура и механизм рынка услуг производственно-технического обеспечения. Организация агрохимического и мелиоративного обслуживания. Организация транспортного обслуживания. Экономические и правовые взаимоотношения сельскохозяйственных и обслуживающих предприятий.

2


2.
Организация сервисного обслуживания.
Организация материально-технического снабжения. Организация технического сервиса машин и оборудования сторонними организациями. Правила оформления документации.

2


3.
Резервы и пути улучшения работы машинно-тракторного парка.
Резервы и пути улучшения использования сельскохозяйственной техники в современных экономических условиях и на предприятиях различных форм собственности.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП. Работа над курсовым проектом.
18


Примерная тематика домашних заданий
1.Решение ситуаций по взаимойдествию подразделений.
2. Решение ситуаций, связанных с учетом, регистрацией и списанием машин.
3. Оформление первичных документов.
4. Разработка плана работы подразделения
5. Разработка плана грузоперевозок.
6. Расчет показателей использования грузового транспорта.



Учебная практика
Виды работ
1. Решение задач по оперативному планированию работы МТП, исходя из конкретных условий работы.
2. Решение задач по оперативному планированию грузового транспорта, исходя из конкретных условий работы.
3. Организация подготовки МТП к полевым работам по периодам сельскохозяйственного года.
36


Примерная тематика курсовых работ (проектов):
1. Планирование производственных процессов и определение состава МТП для отделения (бригады) хозяйства __________________ на _________ период с разработкой операционной технологии ________ (наименование операции) трактором (марка).
2. Проектирование системы машин для комплексной механизации возделывания (наименование культуры) в хозяйстве_____________ с разработкой операционной технологии ____________ (наименование операции) агрегатом (марка).
10


Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)
20


Всего
108


Производственная практика (технологическая)
Виды работ:
Работа:
1. Знакомство со структурой ИТС сельхозпредприятия; назначением, целями и задачами подразделений ИТС. Изучение взаимодействия с другими подразделениями; функциональных обязанностей работников и руководителей подразделений.
2. Работа дублером бригадира тракторно-полеводческой бригады:
Совместно с бригадиром участвовать в оперативном планирование использования машинно-тракторного парка. Ознакомление с организацией работ в полеводстве и животноводстве; организацией работы звеньев, бригад и комплексов; с видами, формами и методами мотивации персонала; с порядком оформления путевых листов, нарядов на выполненные работы; правилами оформления документов по первичному учету отработанного времени, объемов выполненных работ и отчетности.
3. Работа дублером инженера (техника) по эксплуатации:
Совместно с инженером (техником) принимать участие в организации материально-технического снабжения; организации технического сервиса машин и оборудования сторонними организациями; в оформлении документации; в планировании работы нефтехозяйства предприятия