Конспект урока по биологии 8 класс строение сердечно-сосудистой системы по программе Л.Н.Сухоруковой


Тема урока : Строение сердечно-сосудистой системы человека. ( 8 класс)Цели урока:
Образовательные:
-повторить состав крови, перечислить функции крови, изучить строение сердца, кровеносных сосудов, показать особенности строения органов кровеносной системы в связи с выполняемыми функциями, изучить движение крови по сосудам.
Развивающие:
продолжить формирование исследовательских умений и навыков, активизировать познавательную деятельность путем решения проблемных вопросов, продолжить формирование информационной компетентности, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью, интерес к знаниям , показать зависимость активного образа жизни на состояние сердечно-сосудистой системы.
Планируемые результаты:
- учащиеся называют и показывают по таблицам: органы , входящие в состав сердечно-сосудистой системы, структурные компоненты сердца,
- сравнивают и описывают движение крови по сосудам( большой и малый круги кровообращения),
- объясняют взаимосвязь строения стенок артерий , вен, капилляров с выполняемыми функциями.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: компьютер, электронное приложение к учебнику» Биология .8 класс» ( автор Л.Н.Сухорукова.), модель сердца, таблицы, карточки .Ход урока:
I. Организационный момент.II. Актуализация опорных знаний. ( биологический диктант)
1. Сколько групп крови у человека ?2. Донор это-
3. Реципиент это-
4. Какие вы знаете виды иммунитета?
5. Что такое клеточный иммунитет?
6. Гомеостаз – это
7. В состав внутренней среды входит-
8. Кровь состоит из -
9. Клетки крови образуются из-
10. Перечислить функции крови.
( ученики меняются тетрадями взаимопроверка)
III. Мотивация познавательной деятельности:
Вы знаете состав и функции крови, какие условия необходимы, чтобы кровь могла их выполнить?( учащиеся отвечают- необходимо постоянное движение крови). Что заставляет двигаться кровь? ( сердце).
Учитель предлагает учащимся сжать кулак . Таких размеров ваше сердце. Что вы знаете о сердце? Почему даже кратковременная остановка сердца может привести к смерти?
Учитель: О чем пойдет сегодня речь на уроке?
Ученики озвучивают тему и цель урока.
IV. Изучение нового материала.
Учащиеся вспоминают особенности строения сердец рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Учитель. Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет из себя сердце человека? (демонстрация модели сердца).
Где располагается сердце? (показ торса человека).
Постановка проблемного вопроса: О сердце мы обычно говорим что оно «бьется». Что же это значит? 
Оказывается,  сердце во время сокращения желудочков совершает вращательное движение, поворачиваясь слева направо, и меняет свою форму — из эллипсоидного оно становится круглым, становясь очень плотным, и ударяет верхушкой сердца о грудную клетку в области пятого межреберного промежутка. 
2.Строение сердца.
Учитель. А теперь более подробно познакомимся со строением сердца (показ на экране анимации). Стенка сердца состоит из трёх слоёв. Наружный соединительнотканный слой называется эпикардом. Средний слой состоит из особой поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани и называется миокардом. Внутренний слой – эндокард – образован плоским эпителием. Сердце окружено околосердечной сумкой – перикардом, который отделяет сердце от других органов. Между эпикардом и перикардом имеется замкнутая полость, заполненная жидкостью, которая уменьшает трение при сокращениях сердца. Учитель выделяет правую и левую половины сердца, правый желудочек и предсердие, левый желудочек и предсердие, двустворчатый клапан, трехстворчатый клапан, полулунные клапаны, их расположение и функции, аорту, верхнюю и нижнюю полые вены.
- Учащиеся делают соответствующие подписи к рисункам (Раздаточный материал).
- Учитель по таблице показывает части сердца ученики называют их.

3. Строение сосудов.
Учитель :Во время сокращения сердца кровь выбрасывается в сосуды, отходящие от сердца.
(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов строения сосудов)
Все сосуды в теле человека подразделяются на артерии, капилляры и вены.
Артерии – это сосуды, которые несут кровь от сердца к органам и тканям. По ним течёт обогащённая кислородом кровь. Такая кровь называется артериальной. Исключение составляют только лёгочные артерии, которые отходят от сердца и несут венозную кровь.
Строение артерий. Их стенки состоят из трёх оболочек. Наружная соединительнотканная оболочка придаёт стенкам упругость. Средняя (двухслойная оболочка) состоит из эластических волокон и гладких мышечных клеток. Вспомним, что гладкие мышечные клетки способны сокращаться и расслабляться, при этом происходит изменение диаметра кровеносного сосуда и, соответственно, изменение количества крови, поступающей к органу. Внутренняя оболочка образована эпителиальными клетками. Как и наружная, она придаёт артериям прочность.

В теле человека артерии многократно разветвляются на более мелкие сосуды –артериолы. Самые мелкие артериолы переходят в капилляры.Капилляры – тончайшие сосуды, проникающие во все органы и ткани организма. У человека их количество составляет около сорока миллиардов, а общая длина достигает ста тысяч километров, т. е. они могут окружить земной шар по экватору почти три раза.
В капиллярах происходит обмен различных веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью. Эти процессы возможны потому, что стенки капилляров представлены одним слоем неплотно примыкающих друг к другу клеток. Проходя через капилляры, кровь отдаёт кислород и питательные вещества и обогащается углекислым газом и конечными продуктами обмена веществ.Далее из капилляров кровь поступает в венулы – мелкие вены. Их стенки и стенки капилляров имеют сходное строение. Значит, венулы также участвуют в обмене веществ между кровью и тканевой жидкостью.
Из венул кровь собирается в более крупные кровеносные сосуды, которые несут кровь к сердцу. По венам течёт насыщенная углекислым газом и продуктами обмена веществ кровь. Такая кровь называется венозной. Исключение составляют лёгочные вены, которые несут артериальную кровь к сердцу. Стенки вен похожи по строению на стенки артерий, но они значительно тоньше и эластичнее. Отличие заключается в том, что мышечный слой в венах слабо развит, а иногда и вовсе отсутствует.
( учащиеся записывают особенности строения сосудов в таблицу)
Название сосудов Особенности строения Движение крови функции
IV. Круги кровообращения.
Учитель : У человека движение крови происходит по двум замкнутым системам сосудов, каждая из которых соединена с сердцем, – это большой (системный) и малый (лёгочный) круги кровообращения.
Большой круг кровообращения начинается от левого желудочка сердца самой крупной артерией – аортой. Она идёт вверх, образу дугу, и затем спускается вниз вдоль позвоночника. От дуги аорты отходят две крупные артерии, которые несут кровь к голове и верхним конечностям. Ниже дуги аорты отходят сосуды, снабжающие кровью туловище, внутренние органы и ноги. В органах артерии делятся более мелкие артериолы, которые разветвляются и образуют обширные сети капилляров. Из капилляров кровь собирается в венулы, которые сливаются между собой и образуют вены. Заканчивается большой круг кровообращения верхней и нижней полыми венами, впадающими в правое предсердие. По верхней полой вене к сердцу оттекает кровь от головы, шеи и рук, а нижняя полая вена несёт в сердце кровь от туловища, органов брюшной полости и нижних конечностей.

Теперь рассмотрим, куда движется кровь, после того как она оказалась в правом предсердии. Отсюда венозная кровь попадает в правый желудочек, от которого берёт начало малый круг кровообращения. Из правого желудочка кровь выталкивается в лёгочный ствол, который делится на две лёгочные артерии, входящие в левое и правое лёгкие.
( по ходу рассказа учащиеся записывают в тетради схему движения крови по большому и малому кругу кровообращения)
V. Закрепление изученного материала. (работа в парах).
Из предложенных карточек ученики составляют круги кровообращения..VI. Рефлексия
Учащиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились? Какие выводы сделали?
Формулирование основных выводов.     Вернёмся к проблеме урока.: Почему сердце нужно беречь? (Учащиеся формулируют самостоятельные выводы, отвечая на проблемный вопрос урока).
Выставление оценок.
Домашнее задание. § 22. Сделать сообщение на тему « Сердечный цикл». Выучить круги кровообращения.