Выступление на Методическом Совете школы: Психологические основы первичной профилактики зависимостей.


Психологические основы первичной профилактики зависимостей
Наркоманией охвачены широкие слои населения: учащиеся и студенческая молодежь, военнослужащие и работники государственного аппарата.
Специалисты выделяют ряд особенностей и тенденций подростковой наркомании и алкоголизации в нашей стране:
♦ рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;
♦ значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков;
♦ полинаркомания;
♦ феминизация (увеличивается количество девушек, употребляющих наркотики);
♦ неграмотность, бессистемность профилактических мероприятий, приводящих нередко к обратному эффекту;
♦ дистанцирование взрослых от пугающей их проблемы наркомании и стремление переложить решение этой проблемы на государственные органы (милицию, школу и т. д.);
♦ привычный «кампанейский» культурно-массовый характер мероприятий по профилактике наркозависимости;
♦ очевидность неэффективности медикаментозной помощи при лечении наркомании;
♦ идеологическая опустошенность взрослого населения, неспособного предложить что-либо ясное в формировании карты мира ребенка;
возрождение связи молодежной субкультуры с употреблением наркотиков (по примеру движения хиппи сегодня появляется психоделическая музыка, рейв-музыка только с экстази).
Ученики в возрасте от 10 до 14 лет находятся под постоянно возрастающим влиянием притягательности экспериментов с алкоголем и другими наркотическими веществами. Наиболее ранний возраст приобщения к наркогенным веществам среди обследованных российских наркоманов и токсикоманов — 8 лет. С каждым годом возрастает число начинающих потребление наркосодержащих веществ, и особенно интенсивно — в возрасте 13-15 лет.
Уровень знаний и отношение к наркотикам детей разного возраста:11-12 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками — их действие, способы употребления. О последствиях злоупотребления они если и слышали, то всерьез не воспринимают. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов, часто пересказанных друг другу. Сами наркотики не употребляют. Только единицы знакомы с теми, кто уже употребляет.
12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые. Пробовали наркотик немногие — из любопытства. Знакомы с потребителями почти все. О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
14-16 лет. В этот период формируется определенное отношение к употреблению наркотиков. По этому критерию можно выделить три группы:
♦ «Употребляющие и сочувствующие»: интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.
♦ «Радикальные противники»: «Сам никогда не буду и не дам погибнуть другу» — многие из членов этой группы считают употребление наркотиков недопустимым, признаком слабости и неполноценности.
♦ Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.
16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными.
В группе «употребляющих и сочувствующих» пожинают первые плоды. В связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления, влияние его на разрушающееся соматическое и психическое здоровье.
Среди «радикальных противников» растет число людей, осознающих глобальность проблемы и необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации.
Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания.
Сегодня в целях устранения причин, ведущих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое пространство как систему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий.
Профилактическое пространство имеет:
• индикаторные переменные, которые характеризуют состояние системы на какой-то момент времени, зависят от многих других переменных этой системы, но сами значительно на нее не влияют;
• критические переменные, воздействуя на которые можно в значительной степени влиять на состояние всей системы.
Для определения состояния системы необходимо выделить, изучить и проанализировать индикаторные переменные.
На макро уровне профилактическое пространство может быть представлено как система, состоящая:
1) первичной профилактической социально-поддерживающей среды;
2) компенсаторного пространства для представителей «группы риска» — социально дезадаптированных детей и подростков, в том числе, страдающих зависимостью от наркотиков);
3) реабилитационного пространства как для больных зависимостями несовершеннолетних и молодежи, так и созависимых;
4) отношения общества к проблемам молодежи, в том числе к проблеме наркотической зависимости и алкоголизма.
С другой стороны, на микро уровне элементы профилактического пространства для отдельного индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены составляющими его системы отношений с миром и самим собой.
На мезо уровне можно говорить об элементах, с которыми отдельный индивид вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о подсистемах:
♦ учебное заведение и его среда;
♦ семья и ее стиль, атмосфера;
♦ места проведения досуга и их социально-психологическое содержание (дискотеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.);
♦ учреждения, обеспечивающие возможности трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные организации).
Максимальная интеграция деятельности специалистов и работы ведомств на
Основные принципы первичной профилактики зависимого поведения
1) Комплексность — согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях.
2) Дифферениированность — решение задач профилактики наркозависимости с учетом возраста, степени вовлеченности в наркотическую ситуацию, социального и профессионального статуса адресатов превентивных мероприятий.
3) Аксиологичность — ценностная ориентация учебно-методической профилактической работы, направленная на возрождение общечеловеческих ценностей, представлений о здоровье и успешности жизни.
4) Многоаспектное — сочетание в профилактической работе различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоохранительный аспекты).
5) Приоритетность — признание приоритета психологических знаний в профилактической работе любых специалистов и связанное с этим основополагающее значение первичной профилактики в решении проблем наркомании.
6) Экспансивность — активное внедрение методологий профилактики наркозависимости в уже имеющиеся формы работы с молодежью (школьные курсы ОБЖ, валеологии, молодежный досуг, использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении предметов молодежной культуры (майки, бейсболки, школьные принадлежности, плакаты, предметы быта).
7) Динамичность — разработка и использование гибких профилактических методологий, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в обществе, мифологию среды, обусловливающую наркотическую ситуацию в городе, эффективные средства передачи информации.
8) Компетентность — научное обоснование и межведомственная экспертиза применяемых форм и методов профилактической работы.
9) Позитивность — профилактическая работа должна приносить радость участникам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств детей и молодежи, их личностному созреванию в активной творческой жизненной позиции на благо своей Родины.
10) Последовательность — поэтапная реализация целей и задач профилактических программ.
Что же такое наркотики?
Наркотики — это субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятие.
Неумеренное употребление наркотика называется злоупотреблением. Употребление некоторых наркотиков в небольших количествах (маленьких дозах) признается как потребление для наслаждения (например, кружка пива). В случае же других наркотиков употребление любой дозы считается злоупотреблением (например, героин). Главным критерием при этом является то, ведет ли употребление наркотика к развитию зависимости (психологической или физической), которая рассматривается как болезнь.
Что такое «пристрастие» и «зависимость»?
В любом объяснении «пристрастия» можно лишь частично описать различные душевные, физические и социальные состояния, относящиеся к этому понятию.
Пристрастие часто определяют как стремление (страстное влечение, тоску) к определенному состоянию, переживанию, которому подчиняется разум.
Это стремление не обязательно связано с веществом, это могут быть, например, игра в карты, компьютерные игры... Пристрастие к наркотику выражается в физической и психологической зависимости от вещества, дозу которого зависимый все время должен повышать, чтобы достичь желаемого состояния.
О физической зависимости говорят в тех случаях, когда организм включил наркотическое вещество в обмен веществ и когда после прекращения приема наркотика появляются симптомы абстиненции: выделение пота, тошнота и др.
Понятие психологической (душевной) зависимости было введено потому, что при употреблении некоторых наркотиков (например, ЛСД, кокаина, гашиша) не наступает физической зависимости. Тем не менее стремление продолжать употребление очень сильно и неуправляемо. При прекращении употребления наркотика появляется чувство недовольства и наступает депрессия. В обоих случаях зависимость означает несвободу. Человек начинает зависеть от наркотического вещества, становится его рабом. Сколько существует мотивов для зависимости, столько может быть и зависимостей. Это всегда связано с конкретной личностью, ее окружением, с тем, какие наркотические вещества ей доступны и какие формы зависимости присущи: зависимость от никотина, моды, работы, успеха, развлечений, потребления, телевидения, игровых автоматов, компьютера, привычек и т.д.