Урок Обучение грамоте.Чтение на тему Мягкий и твёрдый разделительные знаки


Тема урока: Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Цель урока: познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.
ХОД УРОКА.
1.Организация детей к уроку.
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
книжка, ручка и тетрадка?
2.Включение в учебную деятельность.
Актуализация знаний.
-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены вволшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет,
отгадайте загадку.
Тридцать три богатыря
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
-А как же сам дворец называется?
Буквы - значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все: (алфавит)
- Правильно, ребята:
-Каждая буква в алфавите имеет свое место.
-А что обозначает каждая буква?
Его не видно.
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук)
Каждая буква в алфавите обозначает звук.
-На какие две группы делятся звуки?
Звуки делятся на гласные и согласные.
- Какие звуки мы называем гласными?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.
- С помощью чего мы произносим гласные звуки?
- Гласные звуки произносятся с помощью голоса.
-Какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
-Что мы встречаем при произношении этих звуков?
При произношении этих звуков мы встречаем преграды, (зубы, губы,язык).
-А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а Вы называть
звук.
-Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь
знаки?
-Ъ и Ь знаки не обозначают звуков.
-И так, как мы в волшебной стране, мне хочется удивить и
порадовать Вас. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у
меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами,
дарить радость и знания.
-А теперь посмотрите на доску, что Вы видите?
(Мы видим два знака Ъ и Ь.)
3. Определение темы урока, постановка задач.
Тема нашего урока: Разделительные Ъ и Ь знаки.
-Мы уже сказали, что звуков они не обозначают. Но для чего же
тогда они нужны?
Вот сегодня мы это и исследуем.
4. Работа над новым материалом.
- Вспомните, что Вы знаете про мягкий знак.
Буква Ь обозначает мягкость согласного звука (мать, жизнь, любовь). Чтение с доски хором этих слов.
ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ.
-Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите?
Пьеро (-Из какого произведения этот герой?)
Перо (-Что такое перо?)
-Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?
-На какой вопрос отвечают эти слова?
-Пьеро - кто? (одушевленный предмет, собственное имя)
-Перо — что? (неодушевленный предмет)
При произношении слова Пьеро, что мы слышим?
( Слово как будто разрывается).
СЕЛ – СЪЕЛ
В слове съел тоже слышим разрыв.
Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.
-Для чего нужны нам ъ и ь? ( ъ делает согласный твёрдым, а ь –мягким)
Не всегда, ребята, твёрдый знак делает согласный твёрдым, например, в слове съел звук с’ - мягкий.
- Посмотрите на слова в предложении, в которых есть разделительные Ъ и Ь знаки.
ДРУЗЬЯ, УЧЕНЬЕ, ОБЪЕДИНЯЕТ.
- А теперь посмотрите внимательно и скажите, разделительные Ь и Ъ знаки стоят между какими звуками. (Согласными и гласными)
З – согл., н – согл., б – согл.
Я – гл., е – гл., е – гл.
- Какие можно сделать выводы?
5. Вывод: Разделительный мягкий знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
- Е, Ё, Ю, Я – это необычные гласные. Почему?
Они образуют двойной звук.
- В каких позициях они образуют двойной звук?
1. В начале слова.
2. После гласной.
Это мы знали.
А теперь мы узнали ещё третью позицию после разделительных Ъ и Ь знаков.
Схемы звукобуквенного анализа слов.
ПЬЕРО СЕЛ
ПЕРО СЪЕЛ
6. Физкультминутка.
7. Различие и сходство в написании ъ и ь.
Учебник с.75
- Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Графически похожи эти буквы? Да.
-А в чем различие?
-У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.
Мягкий знак - хитрый знак.
Не называть его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Был мягкий знак высоковат...
Сказали буквы строго:
Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твердый знак.
-Значит, знаки не только похожи, но и различаются.
А различие это дано для того, чтобы знать, какой из этих знаков поставить в слово, так как они стоят в разных частях слова.
8. Работа по учебнику (с.76)
-Давайте, исследуем . -Прочитали столбики слов.
-Подчеркнули разделительные ъ, ь.
_Разделили слова на слоги, определили число(ед., мн.)
Чтение наизусть стихотворения « Ключ»
-О чём говорится в стихотворении?
-Какие бывают ключи?
(Показ картинок.) Многозначное слово. Омонимы.
Сценка. В. Орлов «Что написано в тетрадке?»
-О чём говорится в сценке?
-Красиво ли хвастаться?
-Что вы для себя взяли?
9. Физкультминутка.
Чтение учителем рассказа « Правда, всего дороже»
-Понравился ли вам рассказ?
Чтение учащимися рассказа.
-О ком говорится в этом произведении?
-Почему мальчик затрясся от страха?
-Как поступил отец?
-Как поступили бы вы на месте мальчика?
-Почему рассказ называется «Правда всего дороже?»
-Какие выводы вы для себя сделали?
-Что вы для себя взяли поучительного из рассказа?
-Подходит к концу наш урок.- Какая была тема нашего урока?
Тема урока: Разделительные твердый и мягкий знаки.
-Мы с вами провели исследовательскую работу и сделали выводы.
-Какие?
10. Итог урока. Рефлексия.