Русский язык Разделительные твердый и мягкий знаки


Предмет: русский язык, 3 классе.
Тема: Разделительные твердый и мягкий знаки.
Аннотация к уроку:
Урок в 3 классе №76 .по теме «Разделительные твердый и мягкий знаки» соответствует программе, учебник «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Это повторительно-обобщающий урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный. Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.
ФИО Гордевская Татьяна Николаевна, Место работы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» города Армянска Должность Учитель начальных классов Предмет Русский язык Класс 3 Тема урока «Разделительные мягкий и твердый знаки» Базовый учебник Русский язык 1часть: учебник для 3 класса образовательных учреждений/ Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2014 Цели урока: закрепить знания учащихся о правописании разделительных ъ и ь, их месте в слове, способствовать развитию умения распознавать слова с разделительными твердым и мягким знаками; создать условия для ознакомления с орфограммой «Правописание слов с разделительным твердым знаком», повторить изученные орфограммы. Развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности, способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний. Воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты (предметные) Применяют изученные орфограммы; различают предлоги и приставки, правильно оформляют их на письме; знают о месте в слове и роли разделительных мягкого и твердого знаков; знают правило, регулирующее написание разделительного твердого знака.
Личностные результаты Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, сверстниками; учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию; находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, обобщение по самостоятельно выделенным основаниям.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе; учитывают разные мнения, высказывают собственное мнение и аргументируют его.
Задачи урока: развивать орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь учащихся, их словарный запас;
развивать умения отличать разделительные ъ и ь;
развивать умение группировать, выделять подгруппы по определённым свойствам;
закрепить умение пользоваться правилом написания ъ и ь;
совершенствовать умения проверять на практике правила правописания изученных орфограмм;
воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование: учебник, тетрадь, толковый словарь, карточки, ИКТ, таблицы правописания ь и ъ.
ХОД УРОКА:
1. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел звонок веселый, вы урок начать готовы? (Да.)
– Мы будем на уроке думать? (Да.)
– А может, будем спать? (Нет.)
– Мы будем рассуждать? (Да.)
– А в облаках летать? (Нет.)
– Друг другу будем помогать? (Да.)
Чтобы наш урок прошел интересным и мы многому научились, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого». (сл. 2)
2. Проверка домашнего задания
- Что изучали на прошлом занятии?
- Какое правило усвоили?
- Откройте учебники на стр. 135 Упр. 265 (устно) Прочтите стихотворение В.Лунина, назовите слова с разделительным твердым знаком, выделяя приставки.
Работа со словарем
- Что обозначает выделенное слово объегорил? Обратимся к какому словарю? (толковый, стр.153) А в словаре Ожегова?
3. Постановка учебной задачи
У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.
К нам в гости пришли загадочные буквы. Отгадайте их:
Было – сели, стало – съели. (сл. 3)
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновен?
Дети: Твёрдый знак.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает, говорит: «Перед е, ё, и, ю, я
я корнях стою, друзья! (сл. 4)
Дети: Это буква разделительный мягкий знак.
Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей. А кто сможет сформулировать тему нашего урока?
(Ответы детей «Разделительные твердый и мягкий знаки.»
- Запишите, пожалуйста, дату и тему урока «Разделительные твердый и мягкий знаки» (сл. 5)
- А теперь подумаем: какие цели будем преследовать на уроке? (сл. 6)
- Какие задачи поставим перед собой.
Ваша задача: Быть внимательными, слушать учителя, беречь своё и чужое время, запомнить и правильно писать слова с разделительными ъ и ь и другие слова с изученными орфограммами.
4. Актуализация знаний
А мы отправляемся в путешествие в страну Русского языка Орфографию, где будем наблюдать, сравнивать и доказывать, исследовать, т.е. трудиться. Так вот в этой стране есть город Алфавит. (сл. 7)
Живут там 2 брата двойняшки, носят одинаковые рубашки.
Хоть они друг на друга похожи, их характеры совершенно не схожи. (сл. 7)
Младший брат весельчак и добряк и зовется он (как?) Ь.
Он ласков и добродушен и всегда во всем послушен.
Старший брат строг и суров, не говорит он много слов.
И во всех он делах упертый и зовется он знаком (?) твердым
Но живут вместе братцы дружно, не встают где не нужно.
Четко правила соблюдают и друг другу в делах не мешают.
Вот и мы будем работать дружно и не будем нарушать правила, а наоборот выучим и будем пользоваться этими правилами. А может нам то они не нужны? Как вы, дети, думаете? (НУЖНЫ: Правильно писать, читать, произносить слова и быть грамотными).
А мы отправимся в город, где все чисто, красиво. Это город Чистописание.
Но прежде чем въехать в этот город, мы должны соблюдать их правила
Минутка чистописания (работа над каллиграфией).
Я тетрадь свою открою и как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою, ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. (сл. 8)
Ь льёт, ручьи, братья
Ъ подъём, съехал, объявление
Ручьи сольются – река будет, люди объединятся – силу их не сокрушить.
- Какие известные вам виды орфограмм встретились в предложении?
- Ребята, как вы понимаете смысл пословицы? Обратите внимание, что в пословице есть тире- черточка, после которой идет итог, следствие того, что происходило в 1й части. Но это вы будете изучать позже, когда посетите страну Пунктуации. А чему учит нас пословица?
6. Усвоение новых знаний и способов действий
А) Разрешение проблемной ситуации.
- Прочитайте строчки из письма. (Текст записан на доске, сл. 9)
У нас всьё хорошо! Я пю молоко.
А я веду сёмку из ружя и делаю фотографии.
- Кто написал это письмо?
- С какими орфограммами не знакомы герои?
- Исправим ошибки. Давайте на помощь позовем наших братьев (Один человек работает у доски, остальные в тетрадях с объяснением правописания слов, в которых допущены ошибки) мягкий знак (смягчает согласный или служит для разделения звуков в корне.), твердый знак (разделяет приставку от корня) (дети записывают на доске по предложению и анализируют) (сл. 10 – 13, 14)
Б) Комментированное письмо. Стр.135, упр.266. Запишите слова, обозначая звуки буквами. Подчеркните ъ, выделите приставку. В каких словах ь указывает на мягкость согласного звука, а в каких выполняет роль разделительного ь. Фонарь, маленький, ружьё, съезд.
Развитие речи: Составьте словосочетания с этими словами. (Электрический фонарь, маленький карандаш, охотничье ружьё, съезд писателей.). Введите словосочетания в предложения.
Зрительная гимнастика (сл. 15)
В) 1. Составим эталоны правописания разделительных ъ и ь. (2 человека в масках ь и ъ на голове на листе формата А 3, прикреплённом на доске, маркерами разных цветов составляют самостоятельно графические схемы). Проверка (сл. 16, 17) А все остальные пишут диктант (сл. 18)
согл. е
ь ё
ю
я
и

согл. е
ё
ъ ю
я



2. Классификационный диктант
- Записать в тетрадях слова в два столбика, доказывая свой выбор буквы, дописать в каждый столбик по своему примеру.
- ъ - - ь –
Вьюга, съехал, воробьи, объём, хлопья, подъезд, съезд, обезьянка, съедобный деревья Раз, два, три, четыре, Начинается игра. Мы теперь не просто дети, Мы теперь – учителя. (Взаимопроверка в парах)
3. Физкультминутка
Закрепление знаний и способов действий.
А) Самостоятельная работа. Разноуровневые задания
1 уровень
Вставь пропущенные буквы.
Солов..и, под..ёмник, под..езд, сем..я, суч..я, об..явление, брат..я, в..ход, с..ёмка.(3б.)
2 уровень
Спиши, исправляя ошибки.
Журчяние ручья, сьедают листъя, падьехал к подезду, шьёт платъе, птичъи семьи, висёлые друзя.(4б.)
3 уровень
Добавь подходящими по смыслу словами с разделительными ъ и ь.
Гости ….… по домам поздно вечером. Птицы ……… гнёзда на …..….… и кустарниках. Часто осенью ….. .… дожди. Машина ……….… в гараж.(5б.)
Б) Работа с учебником
1. Стр.135, упр.267 (устно). Работа в парах. Образуйте по очереди слова с данными приставками.
2. Стр.136 прочитаем правило
Словообразовательная работа (работа с карточками в группах).
Учитель: Перед вами лежат карточки. Вам надо составить слова с данными приставками.
1 группа 2 группа
В- Об- С - Под - По - От - В- Об- С - Под - По - От -
- ех - - езд –
- Какое слово «лишнее»? Почему?
- Что объединяет все остальные, записанные вами слова?
(Во всех пишется разделительный ъ, это однокоренные слова)
- Какой частью речи являются получившиеся у вас слова?
(1 вариант – глаголы, 2 вариант – имена существительные)
Релаксация:
Экспресс – опрос
(Ученики записывают в строчку числа от 1 до 5. Положительный ответ оценивают знаком «+», а отрицательный ответ – знаком « - »).
Разделительный ъ пишется после любой приставки, если корень начинается с гласной е, ё, ю, я.
Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную.
Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь.
(Проверка работ. Знаки «+» у № 2, 4, 5; знаки «-» у №1, 3).
Домашнее задание: Стр. 136 (выучить правило, упражнение 271: I уровень- списать, вставляя пропущенные буквы; II уровень-+ подобрать синонимы к выделенным словам; III уровень- + выписать слово с ъ и подобрать однокоренные слова.
Итог урока
Всем ребятам надо знать,
Где ъ, а где ь знак писать (сл. 19) В какой части слова и перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак? Мягкий ?
Оценивание.
Перед вами лежат 3 смайлика. В зависимости от того, с каким настроением вы работали на уроке, изобразите на доске какой смайлик может показать итог нашей работы. (сл. 20)
Спасибо за урок! (сл. 21)