Проект по формированию экологической культуры школьников Праздник к нам приходит!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 пгт.Тымовское»
Секция: Экология/ Урбоэкология
Проектная работа
«Праздник к нам приходит!»
Составитель: Козлова А.
Бондаренко Ю.
Ещенко С.
Научный руководитель: Манько И.А.- учитель биологии МБОУ СОШ № 3 пгт.Тымовское
Южно-Сахалинск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1.Подготовительный этап ………………………………………………..6
Глава 2.Практический этап……………………………………………………….9
Глава 3. Заключительный этап………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...14
Приложения ……………………………………………………………………..15
Видеоприложения
ВВЕДЕНИЕ
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит экологическому образованию. По нашему убеждению, каждый живущий на Земле человек, уже с раннего возраста, должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением планеты; о резком снижении биоразнообразия на ней; о постоянной гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других природных ресурсов. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за эти процессы. Однако сегодняшние школьники слабо ориентированы в глобальных экологических проблемах. У многих, по-нашему наблюдению, преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточна развита потребность фактически участвовать в природо- охранной деятельности.
У нас возник проблемный вопрос: « Как сделать так, чтобы количество осознающих своё место в среде обитания, экологически грамотных и культурных школьников возросло?» Ответ логичен: целенаправленно транслировать, передавать знания об экологических проблемах современности, постоянно привлекая внимание к процессам взаимодействия природы и человека, держать их в курсе происходящих в мире экологии событий, информировать о причинах и последствиях экологических кризисов.
Но для этого важно, чтобы тем, кому рассказываешь, было интересно слушать, а тем, кто держит в курсе, это было не безразлично, ведь дети не любят скучных нравоучений и назиданий, а очень любят игры и праздники, и поэтому, наш проект может решить проблему экологического просвещения путём творческой подачи информации о разных экологических датах, задавая эмоциональный тон её восприятию.
Цель нашего практико-ориентированного проекта: развитие экологического просвещения и экологического сознания школьников.
Для достижения цели предлагаем решить следующие задачи:
1.Изучить информацию об экологических праздниках.
2.Провести социологический опрос в школе: «А какие экологические праздники вы знаете?»
3.Провести праздничные мероприятия, посвящённые экологическим датам
4.Принять участие в акции к Всероссийскому Дню посадки деревьев
5.Провести конкурс рисунков и информационную акцию ко Дню амурского тигра и дальневосточного леопарда
6. Провести экскурсии и мастер-классы по созданию буклетов ко Дню наблюдения за птицами «Крылатые фантазии»
7.Выпустить в школе стенгазету, посвящённую Дню охраны мест обитаний
8.Привлечь внимание общественности к проекту путём размещения информации в СМИ.
9.Выпустить фотоотчёт после реализации проекта
10.Привлечь к участию в проекте учеников разного возраста, но не менее 50% обучающихся школы
Актуальность данного проекта в том, что развитие экологического просвещения вызвано необходимостью повышения экологической культуры человека, в целях решения проблем, связанных с сохранением, восстановлением, рациональным использованием и приумножением природных богатств. Оригинальность проекта в том, что он разработан на основе систематической природоохранной деятельности членов школьного экологического объединения «Эко-Класс!» (руководитель Манько И.А),которое работает в нашей школе с 2011 года.
Гипотеза проекта: мы считаем, что целенаправленная работа по развитию экологического просвещения в школе обязательно принесёт положительный эмоциональный отклик ребят и определённые результаты. В ходе проведения праздников, акций, конкурсов экологической направленности дети не только получат яркие эмоции, у них сформируются элементарные экологические представления о природе, понимание важности охраны окружающей среды; гуманное отношение к живым организмам, что приведёт к развитию экологического сознания и норм природоохранного поведения в будущем. Кроме того, вовлекая в реализацию проекта детей разного возраста, мы будем способствовать опережающему обучению младших, осуществлять преемственность экологического образования, давать ученикам младшей школы конкретный образец природоохранного поведения.
Методы работы:
поиск и изучение информации об экологических праздниках
посадка саженцев деревьев в ходе Всероссийской акции совместно с учениками старшей школы
составление вопросов для анкетирования школьников 7, 9 классов
проведение анкетирования и анализ его результатов
ознакомление участников анкетирования с результатами
поиск и изучение информации по проведению и организации экологических праздников
составление сценариев не менее 3 праздников и 1 акции
создание тематических видеороликов и презентаций к праздничным мероприятиям
создание положения и о конкурсе рисунков среди учеников 2-4 классов ко Дню амурского тигра и дальневосточного леопарда и его распространение в школе
подбор материалов и оформление стенгазеты, посвящённой экологической дате 1 октября - Дню охраны мест обитаний
подобрать материал для проведения экскурсии ко дню наблюдения за птицами
проведение экскурсий в природу в 1 и 4 классах
поиск и изучение информации об охране птиц
проведение мастер - класса по изготовлению буклета «Крылатые фантазии»
фотографирование и видеосъёмка мероприятий проекта
награждение участников мероприятий, победителей конкурсов, посвящённых экологическим датам на общешкольных линейках
интервьюирование по окончании проекта учащихся школы
написание статьи в местную газету о проекте
Ожидаемые результаты - повышение уровня экологического просвещения в школе, развитие заинтересованности в защите и сохранении природной среды у школьников, развитие организаторских способностей учащихся среднего и старшего звена. Практическая значимость проекта: все материалы проекта могут быть использованы как учителями, так и учениками на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Глава 1. Подготовительный этап.
В ходе данного этапа работы мы выяснили, что в настоящее время в мире насчитывается около 50 экологических праздников (Приложение 1.) Однако данный список не претендует на завершенность, так как он может пополняться ежегодно. Самые значимые праздники, которые на наш взгляд отражают озабоченность общества экологическими проблемами, это:
Всемирный день окружающей среды,  ежегодно отмечаемый 5 июня. Праздник был учрежден согласно резолюции, принятой в июне 1972 года на Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды. Празднование этого Дня рассчитано на то, чтобы пробудить в каждом человеке желание способствовать охране окружающей среды. В своей резолюции Генеральная Ассамблея призывает государства и организации системы ООН ежегодно в этот день проводить мероприятия, подтверждающие их стремление к сохранению и улучшению среды обитания. Каждый год определяется тематика и девиз, выбирается место проведения основных международных мероприятий. В 2013 году этот день был посвящен проблеме рационального расходования продовольствия и сокращения выбрасываемой пищи, прошёл под девизом "Думай. Ешь. Сохраняй. Сократи следы от потребления пищи", 2012 год — тема - «Зелёная экономика: а ты её часть?», 2011 год — тема - «Леса: используя услуги природы», 2010 год— «Множество видов. Одна планета. Одно будущее», 2009 год — «Ваша планета нуждается в вас» и т.д.
День эколога — профессиональный праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды. Отмечается ежегодно 5 июня, во Всемирный день окружающей среды. «День эколога» в России был учрежден Указом Президента РФ Владимира Путина 21 июля 2007 года по инициативе Комитета по экологии Государственной думы РФ.
Всемирный день Земли - отмечается 21 марта. Всемирный день Земли был провозглашен Генеральным секретарем ООН в марте 1971 года и отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия. Во время празднования Всемирного дня Земли в разных странах проводятся самые разнообразные мероприятия и акции: экологические конференции, выставки о природе, проходит закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, активисты организуют уборку территорий и посадку деревьев. С 1988 года Всемирный день Земли отмечается официально в России.
Международный день леса - отмечается тоже 21 марта. Эта памятная дата и праздник были основаны Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН (ФАО) по инициативе Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 году. Международный день леса активно отмечается и в России. Лес - национальное богатство России. По данным международных экспертов, на долю России приходится 2/9 площади мировых лесов и примерно такая же часть мировых запасов древесины. Это определяет глобальное значение лесов России не только как источника ценнейшего сырья, но и как неотъемлемого компонента биосферы, влияющего на кислородный и углеродный балансы планеты и во многом определяющего условия жизни на Земле.
Дни защиты от экологической опасности. Важную роль в системе экологического просвещения в России играют Дни защиты от экологической опасности, которые ежегодно проходят в России с 15 апреля по 5 июня. Международные экологические акции, которые отмечаются во многих странах мира: «Всемирный день воды», «Международный День птиц», «Всемирный День Земли», «Марш парков» и т. д.
Для нашего проекта мы выбрали календарный период, который позволил бы нам практически поучаствовать в природоохранной деятельности, поэтому наш проект реализовывался в относительно тёплый период с мая по октябрь. Праздники, которые входят в экологический календарь этих месяцев это:
22 мая - Международный день биологического разнообразия.
17 мая – День посадки Деревьев
21 сентября – День работников леса.
29 сентября – День амурского тигра и дальневосточного леопарда
6 октября - Всемирный день охраны мест обитания.
4-6 октября – Всемирный день наблюдения птиц.
4 октября – Всемирный день защиты животных.
После совместного обсуждения и выбора экологических дат, Настя Козлова предложила вопросы для анкетирования ребят (Приложение 2.).
Какие праздники вы знаете?
Какие экологические праздники вы знаете?
Зачем нужно отмечать экологические праздники?
Руководитель проекта Манько И.А. обратилась в отдел молодежной политики Тымовского района с просьбой привлечь ребят нашей школы к участию в акции посадки деревьев в посёлке. Юля Бондаренко подготовила сценарии, музыкальное оформление праздников: Международный день биологического разнообразия, День работников леса, Международный день защиты животных (Приложение 3.) и продумала акцию ко Дню амурского тигра, Настя создавала презентации и видеоролики ко всем этим мероприятиям. Кроме того, все вместе мы разработали и распространили в школе положение о конкурсе рисунков ко Дню амурского тигра и дальневосточного леопарда для учеников младшей школы (Приложение 4), а Степан изучил и подготовил материал для оформления стенгазеты ко Дню охраны мест обитаний. Вооружившись теоретическими знаниями, мы приступили к практической реализации проекта.
Глава 2 . Практический этап.
Первоначально Степан провел анкетирование среди учеников 7,9 классов, чтобы определить глубину проблемы. В опросе участвовало 40 человек (29 человек из 7 класса и 21 человек из 9 класса). На 1-ый вопрос 100% опрошенных ребят назвали следующие праздники - Новый год, День Победы и День 8 марта. На 2-ой вопрос 4% опрошенных вспомнили экологический праздник День воды (эти ребята в прошлом году принимали участие в акции организованной экологической группой нашей школы), на 3-ий вопрос 15% анкетируемых ребят ответили, что экологические праздники необходимы для охраны природы, а 85% ответили, что не знают, зачем они нужны (Приложение 2.) Проанализировав ответы, мы приходим к выводу, что участники опроса практически не имеют никакого представления о существовании экологического календаря и не могут объяснить, зачем экологические праздники отмечают во всем мире. Это определило масштаб нашей последующей работы. Мы поняли, что необходимо охватить мероприятиями как можно больше классов школы, чтобы достичь желаемого результата.
Первый праздник - «День биоразнообразия» во 2 и 3 классах под руководством Инны Александровны провели Степан Ещенко, Юля Бондаренко и Анатолий Селуков (видеоприложение «День биоразнообразия»).В нём приняло участие 40 человек. Дети начальной школы были очень активны, с удовольствием выполняли все задания (видеоприложение «День Биоразнообразия 2») и напоследок удивили нас, исполнив лирическую песню о природе (Фото 1., видеоприложение «День Биоразнообразия 3»).
Следующая задача – высадка саженцев в День эколога( видеоприложение «Высадка деревьев», «День посадки деревьев»). Вместе с ребятами группы «Эко-Класс!» нами были высажены саженцы 30 деревьев вдоль центральной улицы посёлка (Фото 2.)
После летних каникул наш проект продолжил свой ход: праздник День работников леса провела Юля Юдина 5 «А» и 5 «Б» классах в третью неделю сентября. Пятиклассники очень удивились, узнав про этот день, и потом рассказывали всем учителям школы о том, что у них был праздник леса! (Фото 3.)
Вот уже 15-й год один из самых ярких экологических праздников России - День тигра - объединяет всех, кого волнует судьба этого прекрасного хищника, всех, кто неравнодушен к дикой природе и стремится жить с ней в гармонии. Президент РФ Владимир Путин в том году направил приветствие участникам празднования Дня тигра и назвал его "самым ярким экологическим праздником России». Мы решили привлечь внимание к этому празднику с помощью информационной акции. Помогли в её проведении ученики 4 класса – Михеева Олеся и Дарьин Олег, Настя Козлова раскрасила их лица под тигра и леопарда, и ребята выступили перед учащимися 2- 4 классов ( не менее 70 человек) с информацией об опасной ситуации, в которой оказались эти редкие животные (Фото 4.) Там же был объявлен конкурс рисунков по теме «Один день из жизни амурского тигра» и «Один день из жизни дальневосточного леопарда» (Фото 5).
Октябрь мы начали с оформления и размещения в школе стенгазеты ко Дню сохранения мест обитаний (Приложение 5.) Газета должна была привлечь внимание учащихся к дате, напоминающей всему миру, что ежегодно в результате человеческой деятельности природные территории превращаются в пастбища, сельхозугодия, места добычи полезных ископаемых и другие объекты народного хозяйства. Исчезают места обитания диких животных и из-за вырубки водоохранных лесов, неграмотного применения гербицидов и прочих химических веществ в сельском хозяйстве, несвоевременного тростникового пала. Осушение болот, загрязнение водоёмов, регулирование стока – всё это препятствует нормальной жизни фауны и ведёт к сокращению численности её представителей.
Во время второй недели октября Степан Ещенко вместе с руководителем проекта провёл в 6-х и 7 классе мероприятия в форме игры «Брейн-ринг!»(видеоприложение «Брейн-ринг 6 класс»), и призвал объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных. (Фото 6). Завершающими проект мероприятиями стали экскурсии для ребят 1 и 4 класса нашей школы в дни наблюдений за птицами (Фото 7). Вооружившись биноклями, Настя Козлова с ребятами и Инной Александровной вышли в школьный сквер, где побеседовали о птицах и проблемах, связанных с их исчезновением (Приложение 6). Мы рассматривали пролетающих птиц и прогуливающихся по школьному двору голубей (видеоприложение «День наблюдения птиц»). А позже Степан научил малышей делать буклет «Крылатые фантазии» (Фото 8).В статье «Это просто праздник какой-то!» Настя под редакцией нашего руководителя описала все мероприятия, конкурсы и акции проекта, чтобы общественность нашего посёлка была в курсе того, что школьники тоже многое могут сделать для сохранения планеты!
Глава 3. Заключительный этап.
Подводя итоги проекта, отмечаем, что все задачи, поставленные нами, успешно выполнены:
1)Изучена информация об экологических датах (Приложение 1).
2)Проведён соцопрос с участием 40 учеников школы, и проанализированы его результаты (Приложение 2).
3)Созданы 3 сценария и проведены 6 экологических праздника в 3-м, 4 –м, 5 «А», 5 «Б», 6»А», и 7- м классах школы (Приложение 3, 5.)
4)Группа из 5 человек посадила 30 саженцев деревьев в День эколога в посёлке Тымовское.
5) Проведена информационная акция и конкурс рисунков ко Дню амурского тигра и дальневосточного леопарда, в которых приняло участие 100% и 34% обучающихся 2-4 классов соответственно.
6)Проведены 2 экскурсии в природу в 1-м и 4-м классе ко Дню наблюдения за птицами, в которых приняли участие 30 человек.
7)Проведены 2 мастер-класса в 1-м и 4-м классах по изготовлению буклетов «Крылатые фантазии» ко Дню наблюдению за птицами.
8) Созданы 25 буклетов «Крылатые фантазии»
9) Выпущена 1 стенгазета, посвящённая Дню охраны мест обитаний
10)Информация о празднике «День биологического разнообразия» опубликована в газете «Тымовский вестник» от 6.06.2014г. (Приложение 7).
10)В газете «Тымовский вестник» опубликована статья «Это просто праздник какой-то!» от 07.11.2014г. (Приложение 8).
11)Сделан фотоотчёт по проекту
12)Проведено интервью с учениками школы (видеоприложение «Интервью»).
Уровень вовлечённости учеников нашей школы в проект составил 81 %, что на 30 % выше предполагаемого результата (из 316 обучающихся школы в проекте участвовали 256 учеников) (Приложение 9). Мы уверены, что ребята, познакомившись с несколькими экологическими датами во время мероприятий, конкурсов, акций, экскурсий стали больше интересоваться проблемами защиты природы, стали понимать важность природоохранной деятельности. По окончании проекта мы провели интервью с ребятами, которые принимали участие в соц.опросе. По их отзывам понимаем, что наша работа замечена и оценена учениками школы!
Мы уверены, что после реализации данного проекта, заглядывая хоть изредка в календарь и видя там экологические даты, ученики нашей школы теперь будут знать, зачем нужны людям такие праздники, станут более ответственно относиться к своей деятельности на Земле в будущем. Ведь экодаты позволяют нам задуматься о судьбе нашей планеты, о неизбежной расплате за свои деяния в природе. Великий Леонардо да Винчи когда-то говорил: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться», так давайте же будем учиться у природы, и учить окружающих получать радость от общения с животными и растениями, внимательно помечая на своём жизненном пути все события, вызывающие тревогу в мире живых существ. Подводя итоги, отмечаем, что работа по экологическому просвещению в школе не может ограничиться только одним проектом, поэтому мы решили сделать традицией проведение праздников, посвящённых экологическим датам в школе. По мере взросления ребята участники могут стать организаторами такой деятельности , подхватив нашу инициативу.
Список использованной литературы:
Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д. Юный эколог.1-4 классы: программы кружка, разработки занятий, методические рекомендации / Изд. 2-е. Волгоград: Учитель,2014.
Бабенко В.Г., Алексеев В.Н. Птицы в мифах и легендах. Москва, «Дрофа», 2005.(Исторический альбом).
Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова С.П. Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений /Под ред.д-ра биол.наук, проф.Н.М.Черновой.-Вентана –Граф,2009.
Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред.д-ра биол.наук, проф.Н.М.Черновой.-Вентана –Граф,2009.
Валова В.Д. Экология: Учебник.- М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
Есина О. Саванна. Жизнь в поисках воды. Серия «Планета животных», ООО Торговый дом «Издательство Мир книги», пер. с нем.К.Ф. Лунина. - Москва,2009.
Есина О. Сельва. Жизнь на деревьях. Серия «Планета животных», ООО Торговый дом «Издательство Мир книги», пер с нем.С.Н.Одинцовой, Москва,2009.
Козлова Т.А, Сивоглазов В.И. Растения леса./ з-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа,2008.
Попова Л.А.Открытые уроки: Природоведение.Биология: 5-8 классы.-М.:ВАКО,209.-192 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Календарь экологических дат
Номер
п/п Месяц Название праздника
1 Январь 1 января - Всемирный День мира
11 января - День заповедников и национальных парков
2 Февраль 2 февраля - Всемирный День водно-болотных угодий
11 февраля - Всемирный День гуманного образования
19 февраля - Всемирный День китов и морских млекопитающих
25 февраля - День Рождения Ассоциации заповедников и национальных парков Северо - Запада России
3 Март 14 марта - День действий против плотин. День действий в защиту Рек, Воды и Жизни.
15 марта - Всемирный День действий против охоты на бельков
21 марта - Весеннее Равноденствие
22 марта - Всемирный День Воды (Водных ресурсов). Международный день Балтийского моря
23 марта - Всемирный День Климата (Метеорологический День)
4 Апрель 1 апреля - Международный День птиц
4 апреля - Всемирный День крыс
7 апреля - Всемирный День охраны здоровья
15 апреля - День экологических знаний
с 15 апреля по 5 июня - Общероссийские Дни защиты от экологической опасности
18-22 апреля - Марш Парков
19 апреля - День подснежника
19-26 апреля - Весенняя Неделя Добра
22 апреля - Всемирный День Земли
24 апреля - Всемирный День защиты лабораторных животных
Четвертая суббота апреля - День Биолога
5 Май 1 мая - Международный праздник "Майский День"
3 мая - День солнца
12 мая - День экологического образования
15 мая -15 июня - Единые Дни защиты малых рек и водоемов
20 мая 1980 - Подписана Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики (Канберра)
22 мая - Международный День биологического разнообразия (с 2000 г.)
24 мая - Европейский День парков
25 мая - День нерпенка
6 Июнь 5 июня - Всемирный День охраны окружающей среды. День эколога в России
8 июня - Всемирный День Океанов
15 июня - День создания юннатского движения
17 июня - Всемирный День по борьбе с опустыниванием и засухой
22 июня - Летнее солнцестояние
23 июня 1999 - День основания Российского музея леса
7 Июль 4 июля - Международный День дельфинов - пленников
11 июля - День действий против рыбной ловли
8 Август 2 августа - День оленя
9 августа - Всемирный День коренных народов
Четвёртое воскресенье августа - День Байкала
16 августа - Международный День бездомных животных
9 Сентябрь 8 сентября - День журавля
11 сентября 1961 - День образования Всемирного фонда дикой природы (WWF)
15 сентября - День рождения Гринпис
16 сентября - Международный День охраны озонового слоя
15 сентября -15 октября - Месячник охраны природы
21 сентября - Международный День мира
3-е воскресенье сентября - День работников леса
21 сентября - Международная Ночь летучих мышей
20 сентября - Международный День риса;
21 - 27 сентября - Неделя Всемирной Акции «Мы чистим мир» (Очистим планету от мусора)
23 сентября - Осеннее Равноденствие
27 сентября - Международный День кроликов
Четвертое воскресенье сентября - День Амурского тигра и леопарда
Последняя неделя сентября - Всемирный День Моря
10 Октябрь 1 октября - Всемирный вегетарианский День
2 октября - Всемирный День сельскохозяйственных животных
3-10 октября - Неделя в защиту животных
4 октября - Всемирный День защиты животных
5-6 октября - Всемирные Дни наблюдения птиц
5 октября - День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы
6 октября - Всемирный День охраны мест обитаний
10-16 октября - Всемирная Неделя дождевых лесов
Вторая среда октября - Международный День по уменьшению опасности стихийных бедствий
14 октября - День работников заповедников
Последняя неделя октября - Дни Волги
31 октября - Международный День Черного моря
11 Ноябрь 1 ноября - День образования Российского экологического союза
15 ноября - День вторичной переработки
20 ноября - Всемирный День ребенка
24 ноября - День образования Всероссийского общества охраны природы
29 ноября - День образования Всемирного общества охраны природы
30 ноября - Всемирный День домашних животных
12 Декабрь 3 декабря - Международный День борьбы с пестицидами
5 декабря - Международный День добровольца
5 декабря 1996 г. - Байкал включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО
10 декабря - Международный День акций за принятие Декларации прав животных
11 декабря - Всемирный День гор
22 декабря - Зимнее солнцестояние
24 декабря 1988 года был создан Международный Социально-экологический союз (МСоЭС)
29 декабря - Международный День биологического разнообразия (до 2000 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Результаты подготовительного социологического опроса
1.Какие праздники вы знаете?
\s
2.Какие экологические праздники вы знаете?
\s
3.Зачем нужно отмечать экологические праздники?
\s
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Сценарий праздничного мероприятия,
посвящённого Дню биологического разнообразия для 2-3 классов.
Составитель: Юдина Ю., Манько И.А.,
Цель: формирование экологической культуры младших школьников средствами экологического просвещения, воспитание ответственности за сохранения живого на Земле, формирование знаний о разнообразии местной флоры и фауны, развитие коммуникативных качеств.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, видеоролики о биоразнообразии и экологических проблемах живого, листы ватмана, нарезка изображений растений, животных, обитателей тундры, саванны, болота, шаблоны для экознаков, музыкальные композиции.
На фоне музыки слово ведущего:
Целый мир от красоты,От велика и до мала, И напрасно хочешь тыОтыскать её начало.Что такое день иль век,Перед тем, что бесконечно?Хоть не вечен человек,То, что вечно, - человечно.
Провозглашаю славный векБольших деревьев, длинных рек.Прохладных гор, степей могучих,И солнца розового в тучах… (А.Фет)
Здравствуйте ребята! Любите ли вы праздники? А какие праздники вы знаете? А знаете ли вы, что существуют экологические праздники, которые привлекают внимание всего мира к проблемам природы? Сегодня именно такой праздник- День биоразнообразия.
  Учеными описано 2,5 млн. видов живых существ, обитающих на планете Земля, но предполагается, что их истинное число с учетом низших животных – “невидимок” достигает 5 млн., а может быть, даже 15 или 30 млн. Биологическое разнообразие,– термин, вошедший в широкое употребление после Конференции по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро. Под биоразнообразием понимается вся совокупность живых организмов нашей планеты, причём именно разнообразие является основным условием сохранения её устойчивости. На нашей планете у нас с вами множество соседей, и все они живут здесь гораздо дольше человека: это растения, разные животные, грибы и даже бактерии с вирусами. Все они не похожи друг на друга, однако без них невозможно представить нашу прекрасную планету. Давайте полюбуемся на них! ( демонстрация видеоролика).
А знаете ли вы о разнообразии живых организмов на планете? Проверим в конкурсе «Кто живой?».
Вам необходимо на листе бумаги написать по 7 названий: животных, растений и грибов, которые обитают у нас на Сахалине.
Проверка.
Вы справились с заданием. Но у каждого растения и животного есть свой дом, свое местообитание, своя среда. Давайте распределим животных и растений по местам их обитания в конкурсе « Мой дом».
Вам необходимо заселить живыми организмами: тундру, саванну, и болото. Картинки животных и растений нужно наклеить на ватманы. (объяснении что такое саванна, тундра)
Проверка.
Но в настоящее время разнообразие живого на нашей планете стремительно сокращается. Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность. 25 тысяч видов растений планеты на грани полного уничтожения. (демонстрация видеоролика). Как вы думаете, в чем причины сокращения биоразнообразия? (ответы детей). Прежде всего, деятельность человека!
Ведущий: Люди! Задумайтесь на мгновение! Что вы есть без природы? Без воздуха? Воды, пения птиц? Аромата лугов, шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от вас бережного, доброго отношения к себе.
Конкурс : «Загадочный».
Живет спокойно, не спешит,На всякий случай носит щит,Под ним, не зная страхаГуляет ….. (Черепаха)
2.Нас везде всегда найдетеИ в лесу мы, и в болоте,На полянке, на опушке, Мы зеленые … (Лягушки)
3.Древесина крепка (Не хуже дубка) Кора со смолкой,Листок иголкой,Только не колкой. (Лиственница)
4.На поляне иногдаВырастает борода. (Лишайник)
5.Сговорились Клим с ПахомомЖить совместно, одним домомКлим готовит соль, водицу,А Пахом – зерно, мучицу,Кто Клим, а кто Пахом? (Лишайник Клим – грибница, Пахом – водоросль)
6.Живет в чащобе джунглей он,На пестрый шланг похож … (Питон)
7.За свободу дарит хвостВыход необычен, прост:Утрата не грозит бедойВедь в скорее отрастет другой. (Ящерица)
8.Сидели до пары на веткахДетишки – голыми в береткахВ срок с веток детки повскакалиСвои беретки растеряли. (Желуди)
9.У стройной лесной молодице Зелено-колкие ресницыИ не красит их она – Такой природой рождена. (Сосна, хвойные)
10.Есть змеи стометровые,Зеленые, лиловые,Есть бурые, бардовыеА капитану в море От них большое горе. (Водоросли)
11.Волшебная птицаПод дубом гнездится.С зеленым пером,С широким крылом,А вместо малого птенцаСидит улитка в три кольца. (Папоротник)
12.Есть трава с загадкойС хищною посадкой,Комара и мушкуЗаманит в ловушку. (Росянка)
13.Замотано, закутано,Веревками запутано,Кто в избушку влезал?Кто хозяина связал?Да и кровь его сосет,Смерть не легкую несет. (Павилика)
14.Рот на подошве, мозоль на спине, Рожки и глазки на пятке,Может ползти, по отвесной стене И в свежевскопанной грядкеСкользкое тело, серебряный след Сладкие овощи ест на обед. (Слизень)
Молодцы!
Ведущий: Однако люди уже многое успели загубить навсегда. Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле. Люди её полностью истребили. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. Люди не задумываясь, без надобности рвут мать-и-мачеху, бросая её тут же, а ведь это лекарственная трава от кашля. и никто не хочет задуматься над тем, что ландыш зацветает только через 10 лет после того, как семечко упало в землю. Мальчик или девочка, поступившие в 1-й класс, успевают закончить школу. В Амуре столько минеральных удобрений, что кожа детей после купания покрывается сыпью. Представьте и подумайте, как мы должны относится к природе, ко всему живому на Планете? (ответы детей)
Давайте изобразим это виде экологических знаков. Конкурс рисование специальных запрещающих знаков для охраны природы. Вы можете придумать и свой знак.
Не ломайте ветки деревьев!
Нельзя ловить бабочек!
Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!
Не разоряйте гнёзда птиц!
Не трогайте птенцов руками, их покинет мать.
Не берите животных из леса.
Нельзя рвать цветы!
Не браконьерничайте!
Не мойте машины в реке!
Демонстрация знаков.
Ведущий:
Человек! Ты творец природы! И жизнь на земле – великое чудо! Человек - ты часть Вселенной, часть живого на Земле, и твоя первая потребность, твоя первая человеческая функция - творить гармонию, единство, сохранить целостность природы!К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, «что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача ». Поэтому на протяжении долгих лет он брал от природы всё, что хотел, ничего не давая взамен. И вот теперь в результате бездумной деятельности человека гибнет наша планета. Но от нас, ребята, тоже многое зависит, от нашего отношения ко всему окружающему. Известный русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский говорил: « Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин»,давайте будем гражданами и людьми!
Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню работников леса 21 сентября «Этот лес, волшебный лес!» для 5 классов.
Составитель: Манько И.А., Юдина Ю.
Цель:  определить значение леса в жизни человека;  воспитывать любовь к родной природе, помочь обрести радость общения с природой, сформировать знания о профессии лесника, развитие умения общаться, работать в группах.
Оборудование:  музыкальное оформление, презентация, видеоролик о лесе, видеофрагмент о празднике работников лесной промышленности, листы чистой бумаги, пазл :ядовитые грибы, магниты.
Орг момент. Приветствие учащихся.
Подготовленный ученик читает стихотворение “Родимый лес” Романа Ругина – поэта ханты.
В лес войду – и в сердце потеплеет,Будто ветер теплый прилетел,Будто в холод малицу оленьюКто-то добрый на меня надел.Жадно пью лесной холодный воздух,Рядом кедр торжественно притих,А береза – вся, как будто в звездах,В лепестках зубчато-золотых.Суетные страсти и тревогиСловно бы за тридевять земель.Чувства, словно лиственницы, строги,Мысль вострится, стройная как ель..
2-ой ученик: Почему мы с лесом дружим,   Для чего он людям нужен?
Ответы детей.
Ведущие:  Правильно, Лес – это наше богатство! Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц.Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. А знаете, что есть праздник, посвящённый нашему зелёному другу? 21 сентября в календаре отмечен, как день работников леса и сегодня мы поговорим с вами о лесе, его проблемах, и о людях, которые в нём работают ( демонстрация фрагмента видеоролика о лесе).
А сейчас предлагаем проверить, хорошо ли вы знаете обитателей леса?
Викторина: 1. Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его орехов изготавливают масло.   (кедр)
2. Народ с любовью называет это дерево «кудрявой», «белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные сережки, а затем – листочки. (береза)
3.  Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью – ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать их стоит только после первых морозов – тогда они будут вкуснее. (рябина)
4. Это дерево называют плакучим, потому что его длинные тонкие ветви часто опускаются чуть ли не до самой земли, придавая дереву грустный вид. Знаете ли вы, что это за дерево? (ива).
Молодцы! Конкурс 2 : «Кто я?»
Перед вами гербарные экземпляры лесных растений, попробуйте определить их. ( гербарии рябины, ландыша, черники, брусники, берёзы, ветка сосны и т.д.)
Слово ведущего: 21 сентября отмечается как день работников леса, это экологический праздник для людей, которые связали жизнь с лесом, которые хранят все его богатства и заботятся о нем. Есть две профессии лесник и лесничий. Как вы думаете, чем они занимаются?
Лесник – это лесной сторож. Он охраняет свой участок леса от незаконных порубок, охоты и пр. Лесничий – лесоуправитель. Он отвечает за жизнь лесного хозяйства (лесхоза) в целом, так что поговорка «он за деревьями не видит леса» – не про него. Лесничего интересует не только охрана деревьев и животных от преступников, но и помощь лесу как экосистеме. Лесничий отвечает за то, чтобы рубка деревьев не вредила лесу, чтобы вырубленные или выгоревшие места вовремя засаживались новыми деревьями, чтобы не было завалов старых поваленных стволов и т.д. Он организует подготовку семян и саженцев, определяет время и место посадки. Благодаря усилиям лесничего и его помощников, вместо пустоши может вырасти целый искусственный лес, так называемые лесопосадки. Как вы думаете, каким по характеру должен быть человек, выбравший эти профессии? Давайте на доске отметим их качества. Конкурс 3 .«Найди прилагательное». ( профессии - лесник, лесничий).
Л - любящий
Е- естественный
С- справедливый
Н- надёжный
И- искренний
Ч- честный
И- исполнительный
Ведущий: Сегодня у нашего зелёного друга накопилось много разных бед, может, и вы знаете о них? (Ответы детей). Что нужно сделать, чтобы сохранить лес и его жителей? Давайте проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу?
Конкурс 4. Если я называю правильное поведение в лесу, то хлопайте в ладоши, если нет, топайте ногами.
– Можно срывать только самые красивые цветы. – Нельзя ловить насекомых. – Нельзя уничтожать жаб, лягушек и змей.
-Уносить за собой мусор – Нельзя близко подходить к гнездам птиц. – Можно уносить из леса детенышей зверей. – В лесу можно шуметь и громко разговаривать. – Ходить по тропинкам, чтобы растения погибли от вытаптывания. – Весной и в начале лета брать с собой собаку.
-Разжигать костры
Конкурс 5.Грибная поляна: Молодцы!
А теперь загадка:
С виду он похож на зонтик,Только меньше во сто крат.Коль гроза на горизонте,Он бывает очень рад.Если дождик и тепло,Он считает - повезло! (ответы детей)
Верно, это гриб. А знаете ли вы, что есть ядовитые грибы? И говоря о лесе, его обитателях, нельзя забывать , что они постоянные его жители. Предлагаем собрать пазл грибы и определить их (работа в группах).
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий: Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит гусеницу, вот какая-то пестрая птица пролетела и скрылась в кустах, вот белка рыжим огоньком промелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть, наблюдать. Посидите какое-то время тихо, не выдавая себя, и лес начнет открывать вам свои тайны ( демонстрация видеоролика о красоте леса).
Вот он , лес!Дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою,Что нам шепчешь на зареВесь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь, мы свои.
Ребята, мы сегодня поговорили о лесе, его жителях, его проблемах. Нужен ли нам такой праздник, День работников леса? (ответы детей).
Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Всемирному дню охраны животных 4 октября для 6, 7 классов в форме «Брейн-ринга».
Составитель : учитель биологии: Манько И.А., Юдина Ю, Козлова А.
Цель: развитие экопросветительской работы, воспитание экологической культуры, эстетического восприятия животных, формирование навыков групповой работы, развитие коммуникативных действий, воспитание бережного отношению к животным.
Оборудование: презентация, чёрный ящик, компьютер, листы чистой бумаги, музыкальные заставки к игре.
Перед началом игры делается объявление для жюри:
«Жюри необходимо при себе иметь: уши – чтобы слышать все подсказки; глаза – чтобы видеть, какая из команд была первой в ответе; часы – потому что будут конкурсы на время».
Слово ведущему на фоне заставки к «Брейн-рингу!».
Здравствуйте ребята! 4 октября во всех странах мира отмечается День защиты животных, экологический праздник, направленный на привлечение внимание всех жителей планеты к проблемам животных ( демонстрация видеоролика о празднике). А какие проблемы животных знаете вы? (ответы детей: истребление браконьерами, сокращение среды обитания, жестокое обращение, выбрасывание домашних животных на улицу, использование животных в научных целях, экспериментах и т.д.).
Сегодня мы хотим привлечь и ваше внимание к проблемам животных, и поэтому мы приглашаем вас в путешествие в государство зоологии, огромной страны «ПРИРОДА», 2 команды знатоков животных будут соревноваться в знаниях, как говорил известный педагог К. Ушинский: « Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею». Наша встреча пройдет в форме известной телевизионной игры. Вы будете принимать участие в разных конкурсах, а также узнаете новые факты о жизни братьев наших меньших и , надеемся, будете больше знать о них и внимательнее относиться к их бедам. Лучшие знатоки окажутся победителями нашей игры.
Конкурс «Разминка».
На листе бумаги написать названия фильмов, мультфильмов, сказок в которых есть названия животных.
Конкурс «Хвостатая викторина». Отгадайте животное по описанию его хвоста.
¥ Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)
¥ На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев)
¥ Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)
¥ У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон)
¥ Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (Бобр)
¥ Это ночное животное спит, обмотав голову хвостом. (Лемур)
¥ Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии - это кончики их хвостов. (Горностаи)
¥ Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника.(Скунс)
¥ Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва. (Тушканчик)
¥ Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз)
¥ Хвост этой красавицы дал название женской причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают, завивают и заплетают в косы. (Лошадь, причёска - конский хвост.)
¥ Он в известной сказке потерял свой хвост. (Ослик, а звали его Иа.)
¥ Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу. (Сорока)
¥ Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове.(Орёл)
¥ Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Эта её привычка и дала название птице. (Трясогузка)
¥ Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак. (Ласточка, касатка - деревенская ласточка.)
¥ На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии. (Гремучая змея.)
¥ Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица)
¥ Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает.(Лягушка)
¥ У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал. (Человек)
3 конкурс «Вопросы из конверта».
Как много интересного можно узнать, наблюдая за животными, мы предлагаем конкурс, который покажет вашу наблюдательность. Выбирайте конверты с вопросами для каждой команды.
1.Как определить возраст рыбы? (Ответ: Рыбы, как и растения, в умеренных широтах бурно растут весной и летом и прекращают рост осенью и зимой. В результате таких ежегодных перерывов в росте, на чешуе и костях рыбы появляются годичные кольца. По этим кольцам и определяют возраст рыбы.)
2.Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате? (Уши у лисиц являются органами, отводящими тепло от тела животного, т.к. на севере необходимо уменьшить теплоотдачу, то уши уменьшились в размере).
3.Учеными было замечено странное поведение обыкновенных ежей. Поймав жабу, еж впивается зубами в ее околоушные железы, после чего обильно смазывает свои иголки выделяемой слюной. Как объяснить такое поведение ежа? (её околоушные железы содержат ядовитый секрет, и иглы ежа становятся тоже ядовитыми, что защищает его от хищников)
4.Плодовитость трехиглой колюшки, по сравнению с другими рыбами, очень мала – от 65 до 550 икринок. Но численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему? (они заботятся о своём потомстве, строят гнёзда для молоди и охраняют их).
4 конкурс «Чёрный ящик».
Чёрный ящик несёт в себе загадку, загадку нужно отгадать и, открыв ящик, проверить её правильность.
1.Самым крупным представителем отряда этого животного является ворон, самым маленьким – королек. Строение глаз таково, что птицы видят мир в розоватом цвете. Молодых особей с их жёлтым окрасом вокруг клюва в народе называют «желторотиками». Известны факты установки памятников, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне. Кто спрятан в чёрном ящике? (муляж воробья)
2.Эти животные населяют планету Земля уже более чем двести миллионов лет. В развитии они опередили млекопитающих, птиц, крокодилов, змей и даже ящериц.Они есть на всех континентах, исключая Антарктиду. Они могут жить практически в любом климате, но для размножения нужна теплая среда.На сегодняшний день около половины видов находится на грани исчезновения. Это связано с тем, что их часто уничтожают для приготовления деликатесных блюд и для использования в народной медицине. Все знают что первые животные, попавшие в космос это собаки, А вот первенство в облёте Луны принадлежит эти животным. Это случилось в 1968 году: в советский космический корабль Зонд-5 посадили их. Выбор был обоснован тем, что им не требуется большого запаса кислорода, они могут полторы недели ничего не есть и длительное время находиться как бы в летаргическом сне.(муляж черепахи).
5 конкурс для зрителей. “ САМЫЙ…САМЫЙ…”
Самое упрямое домашнее животное. (Осел).
Самая большая змея. (Удав анаконда - 11м, 200кг)
Самая большая сухопутная ящерица. (Варан).
Неморская птица с самым большим размахом крыльев. (Кондор, 2,8 - 3м).
Самая крупная обезьяна.(Горилла).
Кто является самым верным другом человека среди животных? (Собака).
Назовите самый первый способ передвижения, который осваивает человек. (Ползание).
Назовите самую большую рыбу. (Гигантская или китовая акула).
Самое скоростное сухопутное животное. (Гепард, 110км1ч).
Самый хитрый зверь в русских народных сказках. (Лиса).
Животное с самыми большими ушами. (Слон).
Назовите самое простейшее животное, состоящее из одной клетки. (Амеба).
Самое крупное из сегодня обитающих на Земле пресмыкающихся. (Крокодил).
Самое крупное млекопитающее животное. (Синий кит).
Птица - обладатель самого большого в мире клюва. (Пеликан).
Самая ядовитая змея. (Кобра).
6 конкурс . Закончить и объяснить пословицу.
Гусь свинье ………..не товарищ.
Сколько волка не корми………. Всё в лес смотрит
Не всё коту…….. масленица
Конь тощой…. Хозяин скупой
Кота убить……. 7 лет удачи не видать
Волков бояться ….. в лес не ходить
За двумя зайцами погонишься …. Ни одного не поймаешь.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Заканчивается наша игра, понравилось ли вам такое путешествие? Что вы можете сказать о животных?
В заключение хочется сказать словами Будды
«Всё живое боится мучений, всё живое боится смерти; познай самого себя не только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти».
 Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Утверждено
Директор МБОУ СОШ № 3 пгт.Тымовское
Р.Г.Балашов
Приказом № 138 от 23.09. 2014 г.
  
  
ПОЛОЖЕНИЕ
О конкурсе детского рисунка
«Один день из жизни амурского тигра» и
«Один день из жизни дальневосточного леопарда»
 
Настоящее Положение о конкурсе (далее – Положение) определяет цели, задачи, регламент и порядок проведения конкурса рисунков «Один день из жизни амурского тигра» и «Один день из жизни дальневосточного леопарда».
 1. Цели конкурса
1.1. Конкурс проводится с целью привлечения внимания школьников МБОУ СОШ № 3 к проблемам сохранения дикой природы, повышения уровня экологического образования, стремления сохранить удивительное разнообразие природы, понимание значимости создания особо охраняемой природной территории (ООПТ).
 2. Задачи конкурса
2.1. Воспитание бережного и внимательного отношения к дикой природе;
2.2. Привлечение внимания к проблемам сохранения редких кошек уссурийской тайги;
2.3. Объединение общих усилий для достижения цели;
2.4. Стимуляция творческой активности школьников.
3. Организатором Конкурса является группа «Эко-Класс!» (руководитель И.А.Манько )
4. Участники конкурса 
К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 2- 4 классов . 
5. Жюри конкурса
5.1. Жюри конкурса состоит из руководителя группы «Эко-Класс!», педагога –организатора, педагога дополнительного образования МБОУ СОШ № 3, актива группы «Эко-Класс!».
 6. Сроки конкурса
6.1. Конкурсные работы принимаются до 10 октября 2014 года.
6.2. Поведение итогов конкурса состоится 11 октября 2014 г.
6.3. Награждение победителя, призеров и участников состоится на общешкольной линейке 13 октября
 7. Критерии оценки творческих работ конкурсов «Один день из жизни амурского тигра» и «Один день из жизни дальневосточного леопарда».
7.1. Соответствие тематике и условиям Конкурса.
7.2. Оригинальность замысла. 
8. Требования
8.1. Цветной рисунок (гуашь, акварель, пастель) должен быть выполнен самостоятельно на листе формата А4.
 9. Условия
9.1. Один школьник предоставляет только одну работу.
9.2. На каждой работе (на оборотной стороне листа) указывается: Ф.И.О. автора, возраст, номер класса .
9.3. На конкурс принимаются работы, где отражены различные сцены из жизни амурского тигра или дальневосточного леопарда в дикой природе.
9.4. Рисунки авторам не возвращаются.
 
 


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
СТЕНГАЗЕТА, ПОСВЯЩЁННАЯ ДНЮ ОХРАНЫ МЕСТ ОБИТАНИЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Беседа НА ЭКСКУРСИИ
Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог, как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Птицы часто становились созданиями сказочными и даже божественными. И это сослужило им хорошую службу. По каким признакам можно определить, что животное это птица?( верно, крылья – это конечность, приспособленная для полёта, а ещё перья, клюв, цевка и.т.д.) Традиционное почитание многих видов птиц долгое время с успехом заменяло научную охрану – они были неприкосновенны. Еще знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, заметил, что российские крестьяне для скворцов вывешивали на местах цилиндрические ящики из коры. Для аистов в Украине и Белоруссии по традиции весной на столбах выставлялись колеса от телег. А в 1879 году в официальной газете «Правительственный вестник» была помещена заметка с предложением устраивать на юге России для розовых скворцов специальные ниши в домах, кpыть крышу черепицей, делать специальные холмики из битого камня. В России в XVIII в. считалось преступлением разорить гнездо или убить скворца в окрестностях деревни. Вероятно, на это повлияло давнее представление о нем как о вестнике весны. Большим грехом было разорение гнезда ласточки – «божьей птички». Христиане охраняли персонажей библейских сказаний – клеста, снегиря, голубя. Клест при распятии Христа вытаскивал гвозди, снегирь – ломал иглы тернового венца на голове Спасителя, и одна капля крови попала ему на грудь. Голубь известил Ноя о появлении земли во время Всемирного потопа. Традиция привлечения на гнездование белого аиста возникла в связи с убеждением, что он приносит счастье, здоровье, благосостояние, защищает дом от пожаров, молний, стихийных бедствий. Подобных примеров можно привести множество. Правда, так везло не всем видам. Особенно тяжело приходилось хищным птицам – они считались вредными практически во все времена. В итоге сегодня огромное количество хищников занесено в Красную книгу. Отношение к птицам у жителей городов изменилось. Связано это и с общим более практичным подходом, и с тем, что по- настоящему красивых птиц в городе редко встретишь, все это многообразие красок, чудесных песен, издавна считавшихся признаками весны, заменилось в это время монотонным курлыканьем голубей и веселой перекличкой ворон.
День наблюдения за птицами привлекает внимание общественности к проблемам птиц, их гнездовий, проблемам сохранения их мест обитания. В этой акции участвуют сотни тысяч жителей многих стран мира. Наша страна присоединилась к Дням наблюдений птиц 15 лет назад, в 1995 году, и с этого момента ее участниками стали более 100000 россиян. Главная задача Дней наблюдений – переписать всех птиц, встреченных за определенный промежуток времени, и направить результаты в национальные координационные центры. Пернатых считают дети и взрослые, орнитологи-профессионалы и любители природы самых разных профессий. Результаты такого массового одновременного учета имеют большое научное значение. Во многих странах проводятся национальные состязания – кто сумеет встретить больше всех видов птиц, кто учтет наибольшее количество особей. Дни наблюдений открывают Всемирный фестиваль птиц, который будет длиться весь октябрь и охватит всю планету. В эти дни во многих странах пройдут экскурсии по местам обитания птиц под руководством ученых, встречи, семинары, показы фильмов, праздники, «птичьи» карнавалы, конкурсы, ярмарки книг о птицах, выставки-продажи открыток, марок с изображением пернатых. Сегодня мы с вами тоже присоединимся к этой акции и будем наблюдать за птицами школьного двора. Рассмотрите их в бинокль, отметьте цвет пера птицы, ей размер, понаблюдайте чем занята птица, попробуйте её определить. По неутешительным прогнозам орнитологов, в ближайшие сто лет с Земли исчезнет около 1000 видов птиц. Поэтому человечеству стоит приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить стабильную численность хотя бы некоторых видов пернатых.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
Уровень вовлечённости учащихся начальной школы в проект
«Праздник к нам приходит!»
«День Биоразнообразия»
( 95 обучающихся начальной школы участвовало 46 человек, что составило 50%)
\s
Конкурс рисунков ко Дню амурского тигра и дальневосточного леопарда
( из 75 обучающихся 2- 4 классов участвовало 26 человек, что составило 34%)\sАкция ко Дню амурского тигра и дальневосточного леопарда
( все 75 обучающихся 2-4 классов поучаствовали в акции)
\s
Уровень вовлечённости учеников среднего звена в проект
«Праздник к нам приходит!»
«День работников леса» в 5-х классах (42 учащихся приняли участие в мероприятии, что составляет 100%)
\s «Всемирный День охраны животных» 6, 7 классы (из 60 обучающихся приняли участие 45, что составило 75%)
\sЭкскурсия и мастер-класс ко Дню наблюдения за птицами в 1, 4 классах ( из 45 человек приняли участие 26, что составило 43% от общего числа учеников в этих классах)
\s
Уровень вовлечённости учащихся школы в проект от общего числа всех учащихся
(всего учеников в школе 316, 256 человек – участники проекта, что составило 81%)
\s