Движение — это жизнь, а жизнь — это есть движение


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№8»
«Движение - это жизнь, 
а жизнь - это есть движение»
Выполнил: ученик 5 класса
Алишев Роман.
Руководитель:учитель
физической культуры
Удодова А.В.
2016 г.
Введение.
«Чтобы жить полной жизнью, надо находиться в постоянном движении, и только тогда один день не будет похож на другой.»  Пауло Коэльо. Заир Движение – это жизнь… Кому принадлежит эта фраза, никто уже не припомнит, но в справедливости этого высказывания никто не сомневается. В разные времена многие учёные задумывались о том, каким образом человек может получать жизненную энергию и как эффективнее её усваивать. По мнению одних учёных, наибольшее количество энергии содержится в ледяной воде и воздухе. Другие учёные считают, что, получая энергию извне, человек лучше распределяет её, активно двигаясь. Некоторые учёные считают, что восстановительные процессы в организме проходят исключительно при повышенных физических нагрузках. Конечно, каждый из них прав по - своему, но у нас не вызывает сомнение тот факт, что малыши растут, только постоянно двигаясь. Природа создала наше тело для движения. Только двигаясь, мы чувствуем, что живём. А как именно мы это чувствуем? И что делать, если большую часть своего времени мы проводим в положении сидя, а движение при этом приносит боль и дискомфорт.
Цель: Доказать ребятам, для того чтобы сохранить здоровье, нужно заниматься спортом, постоянно находиться в движении.
Задачи: 
Ознакомить учащихся с комплексом ОРУ со скакалкой
Развивать прыгучесть, ловкость, внимание.
3. Способствовать выработке правильной осанки,  
   укреплению  мышц стопы и дыхательных мышц.
Гипотеза: можно ли получить жизненную энергию благодаря прыжкам со скакалкой.
Методы исследования: эксперимент, анкетирование.
В настоящее время можно наблюдать совершенно противоположную картину, которая характеризуется снижением физической активности за счет упрощения передвижения, условий работы. Нужно заметить, что в большей степени сегодня развитие направлено на активизацию мыслительных процессов. Для более глубокого понимания проблемы можно привести следующие цифры: в середине прошлого столетия 96% искусственно производимой и потребляемой энергии приходилось непосредственно на мускульную силу человека, а также на домашних животных. Остальные 4% вырабатывались паровыми машинами, водяными колесами, ветряными мельницами. А сейчас только 1% энергии производится с помощью мускульной силы, а это очень значимая разница. Максимум комфорта и минимум движений – жизненное кредо многих людей, живущих в нынешнее время. Ограждая себя от лишних шагов, люди совершают огромную ошибку, полагая, что тем самым они себя оберегают. А ведь эти ошибки подстерегают человечество: речь идет о войне, голоде, загрязнении окружающей среды. В течение долгих веков человечество не знало этой напасти, но три-четыре последних поколения страдают от недостатка двигательной активности, получая в результате букет разнообразных болезней: нарушение опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения. Плюс ко всему, всё это негативно отражается на психической деятельности: появляется вялость, сонливость либо бессонница, снижается умственная работоспособность. И хотя мы живём в 21 веке, человек все так же нуждается в физических нагрузках, ведь это заложено самой природой и с ней не нужно спорить. Необходимо реализовывать потребность в движении, прислушиваться к своему организму и двигаться навстречу счастливому будущему.
Что произойдёт, если человек не будет двигаться?
Можно привести наглядный пример, который покажет важность предназначения движения. Даже дети знают, что птицы умеют летать. А вот если птенец не получит возможности летать, сможет ли он осуществлять этот процесс, став взрослой птицей? Нет. А если запереть птицу в клетке, какое состояние здоровья у нее будет? Конечно, ничего хорошего из этого не получится. Или, к примеру, если поймать лесную птицу, которая жила на свободе, и посадить ее в клетку, но при этом поить, кормить, всячески опекать, что с нею станет? Ей такая неволя не понравится, пусть даже человек приложит массу усилий и заботы. Через какое-то время птица заболеет и даже может умереть. Почему? Потому что у нее есть прирожденное свойство – летать, без которого ее жизнь становится неполноценной.
Для человека движение не менее важно, к тому же у людей оно более разнообразное: бег, прыжки, ходьба, занятия гимнастикой, плавание. Все это и есть двигательная активность, если ее ограничить, то это для человека будет настоящим наказанием.
Нынешний век «подарил» человечеству много болезней, ранее неизвестных, например, опасные инфекции, о которых наши предки вообще не ведали. Среди подобных «подарков» технологического прогресса почетное место занимает очень коварное заболевание, называемое гиподинамией. На первый взгляд кому-то такое утверждение может показаться несуразным, мол, ну разве это болезнь? Но, тем не менее, именно малоподвижность можно уверенно назвать бичом современных людей, особенно, проживающих в больших городах. Более того, это касается не только слабости мышц рук, ног, недостаток движения влияет на работу сердца, причем очень негативно. Это значит, что люди, которые любят проводить много времени на диване, оказываются в зоне риска, ведь им грозит инфаркт, инсульт, нарушение сердечного ритма.
На обмен веществ гиподинамия также оказывает влияние, поскольку начинают откладываться жировые отложения. Это процесс естественный, потому что при малоподвижности количество потребляемой энергии превышает количество потраченной, организм начинает экономить запасы и откладывает их «на всякий случай». Жировые клетки можно назвать нахлебниками, которые требуют долю кислорода, питательных веществ, но взамен ничего не отдают. Рано или поздно, но по причине наличия избыточной жировой ткани, у человека появляется сердечная недостаточность, артериальная гипертония, сахарный диабет, другие болезни.
Что касается опорно-двигательного аппарата, то здесь влияние малоподвижности вполне очевидное: искривление позвоночника, плохая осанка, остеохондроз. А еще постоянные ноющие боли в спине, прострелы, существенное ограничение подвижности позвоночника. То есть человек буквально превращается в робота, которому уже пора на свалку: каждое движение дается с трудом и приносит болезненные ощущения.
Плюс ко всему, недостаток нагрузок на опорно-двигательный аппарат приводит к ослаблению других компонентов:
- ослабевает связочный аппарат – появляются частые вывихи, растяжения связок;
- из костей вымывается кальций – в результате у человека часто случаются переломы, причем возникают они не по причине чрезмерного физического воздействия;
- суставы плохо функционируют.
Это еще не весь перечень последствий недостатка двигательной активности, поэтому нужно понимать, что без движения человек не может полноценно жить. Жизнь превращается в существование, болезненное, безрадостное, серое и не очень длительное. Человек как птица, пусть он не умеет летать, но движение ему подарила природа, а от такого щедрого дара нельзя отказываться!
Человеком с большой буквы можно назвать Дикуля Валентина Ивановича, чьё имя известно миллионам людей в России и далеко за пределами нашей страны. Несколько десятилетий назад он был настоящей легендой, дававшей лучик надежды тем, с кем судьба обошлась не очень милосердно. Своим личным примером этот человек доказал, что сила воли, упорство, движение, трудолюбие и любовь к жизни способны творить чудеса.
В десятилетнем возрасте Валентин впервые попал на представление цирка-шапито и влюбился в этот новый, волшебный мир. Он решил, во что бы то ни стало, стать артистом цирка, и стал убегать из детского дома, проводя все свободное время в цирке. Постепенно Валентин Дикуль увлекся гимнастикой, борьбой, тяжелой атлетикой и акробатикой – видами спорта, необходимыми цирковому артисту, но больше всего подростку нравились выступления воздушных гимнастов. Ему очень хотелось стать таким же ловким, сильным и бесстрашным. Мастерство воздушных гимнастов Валентин Дикуль перенимал по крупицам – наблюдал репетиции, выступления своих кумиров. Пытался повторить увиденное, работал не жалея себя и его мечта сбылась, ему разрешили выступать. Но счастье подростка было скоротечным, в 1962 году во время выступления молодого гимнаста лопнула стальная перекладина, к которой крепилось страховочное оборудование, и он рухнул с тринадцатиметровой высоты.
Очнулся в больнице, через неделю после происшествия, итог падения – черепно-мозговая травма, перелом позвоночника и десяток прочих переломов. Врачи отводили глаза — даже если паренек выживет, то ходить точно больше никогда не сможет. Сначала Валентин даже понять не мог всю тяжесть произошедшего с ним. Только через четыре месяца он окончательно осознал – ниже пояса он ничего не чувствует и это может быть навсегда.
Дикуль начал восстановительные тренировки. Поднимал стоящий рядом с кроватью стул, перекатывался на живот и пытался отжиматься. Друзья принесли гантели, резиновый жгут – все шло в дело. Тренировки продолжались по 5-6 часов, укрепился торс, но ноги по-прежнему не действовали.
Одновременно с физическими упражнениями Валентин стал изучать медицинскую литературу. Все, что было связано с переломом позвоночника, а еще анатомию и биомеханику. Он старался понять, как и чем можно помочь себе в восстановлении здоровья. Дикуль решает задействовать в упражнениях и непослушные конечности. С помощью самодельных блоков и спинки кровати ноги тоже стали участвовать в тренировках. Каждый день, снова и снова, с верой и надеждой. Через восемь месяцев Валентина Дикуля выписали из больницы инвалидом первой группы.Ему исполнилось шестнадцать, когда он поехал на инвалидной коляске во Дворец культуры профсоюзов. Дикуль был назначен руководителем самодеятельного циркового кружка, объяснял трюки молодым ребятам. С помощью неимоверной силы воли изо дня в день он занимался. Ежедневно до изнеможения передвигался по залу на костылях как на ручных ходулях, от напряжения сводило руки, спину и шею.Прошло пять лет. Дикуль поехал со своим цирковым кружком в город Ниду на летние каникулы. Неожиданно у него поднялась температура, страшно болели суставы, Валентин терял сознание. Когда он пришёл в себя — не мог пошевелить руками и говорить. Но через неделю почувствовал работу двуглавой и четырёхглавой мышц бедра и естественное замыкание коленных суставов при шаге в единую работу мышц. При уколе иголкой он начал чувствовать боль, что свидетельствовало о том, что спинной мозг начал восстанавливаться. Ещё через две недели он смог ходить с помощью двух палочек.
Валентин Иванович Дикуль не просто одержал личную победу, своим примером он вдохновил тысячи больных, на которых официальная медицина поставила крест. Его методика работает, она возвращает инвалидов к полноценной жизни.
Своим примером Дикуль доказал, что никогда не стоит отчаиваться. Человек может перебороть судьбу, да, на это могут уйти годы, но сила воли человека способна творить чудеса! "Молодость не в годах, молодость – в силе», – любит повторять Валентин Иванович. Своим личным примером Дикуль вдохновляет больных на борьбу с недугом, дарит надежду и веру в победу.

Мои статистические исследования показали, что жизнь моих одноклассников состоит из следующего: занятия в школе, приготовление уроков, чтение, компьютер, телевизор – предполагает малоподвижный образ жизни. Около 18 часов (включая сон) подросток находится в неподвижности (я посчитал, что это в год - 972 часа). Лишь 6 часов у нас на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток движений сказывается на общем состоянии организма: может часто меняться давление (становится высоким или низким), кости становятся хрупким, наступает быстро утомляемость, настроение резко падает.
Я проводил анкетирование среди старшеклассников и в среднем звене. Всего опрошено 35 учеников среди 8 и 11 классов.
Нравится ли вам уроки физкультуры?
Выполняете ли утреннюю зарядку?
Посещаете ли вы спортивные секции?
Занимаются ли спортом ваши родители?
Согласны ли вы с выражением: « Активное движение – признак здорового образа жизни»?
Хотели бы вы, чтобы физкультура не являлась школьным предметом?
Хотели бы вы связать свою дальнейшую жизнь со спортом, физкультурой?
Анализ анкет:
\s
На гистограмме видно: около 100% детей согласны с тем, что «Активное движение - это признак здорового образа жизни». Но мало кто дружит с физкультурой. Утром зарядку выполняют 28% старшеклассников, а восьмиклассников ещё меньше, всего 14%. Да и родители не особо привлекают своим примером к занятиям спортом. Старшеклассники это объясняют, что заняты на курсах, подготовкой к экзаменам, нехваткой времени, из-за этого бросают спортивные секции, перестают заниматься спортом. Для восьмиклассников – 78% составляет, которые посещают спортивные залы. Эта цифра с каждым годом уменьшается. Только с каждым годом число заболеваний среди детей не снижается. Кто виноват?
Диагностика заболеваний учащихся.
В современном обществе человек уже с детских лет страдает от недостатка двигательной активности (гиподинамии). Это ведет к нарушению согласованной деятельности систем организма. В первую очередь неблагоприятно отражается на сердечно – сосудистой системе и высшей нервной деятельности детей. Гиподинамия отрицательно влияет на физическое развитие. Такие дети обычно жалуются на утомляемость, слабость, головные боли.
Чтобы устранить недостаток движений у школьников, необходимо знать, сколько времени школьники проводят за партой в школе, сколько можно сидеть дома за компьютером. Зачем дорогие тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования.
Я предложил самый дешёвый «тренажёр» - скакалка. Так как многие дети не любят бегать,то скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд, который на уроках физкультуры служит отличным простейшим спортивным инвентарём:
- для развития мышц ног;
- служит профилактикой плоскостопия;
- способствует формированию правильной осанки;
- развивает дыхательную, сердечно - сосудистую системы;
- для развития выносливости;
- прекрасно развивает координацию движений;
- тренирует вестибулярный аппарат;
- способствует избавлению от лишнего веса.
По своей физической нагрузке прыжки через скакалку можно сравнить с интенсивной ходьбой или даже довольно ускоренным бегом. При этом происходит быстрая накаляемость организма человека необходимым кислородом. Но в процессе прыжков тренируются также мышцы рук, причём в 30 раз сильнее, чем при интенсивных занятиях бегом.
Как правильно подобрать сам предмет тренировки?
Диаметр скакалки должен быть 8-9 мм. Определить длину скакалки можно, наступив на неё в средней части и подтянув до уровня подмышек, длина должна быть такой или чуть больше. При скакалке большей длины труднее контролировать свои движения. Также неудобство доставит вам скакалка более короткой длины, придется постоянно поджимать ноги.
Правильная техника прыжков на скакалке предполагает приземление на пальцы стопы, чуть сгибая ноги в коленном суставе и никогда не приземляться на всю полную поверхность стопы. Во время прыжка пятки не касаются пола. Для того, чтобы освоить технику прыжков на скакалке, нужно сначала просто научиться правильно прыгать на месте, затем равномерно, правильно крутить скакалку (одной рукой, на стук выполняем прыжок), и уже только после этого совмещать все эти движения воедино.
Характерные ошибки при прыжках со скакалкой:
- приземление на всю стопу;
- лишние движения ногами в прыжке (сильное сгибание ног подтягивание коленей вверх),
- руки далеко от туловища, голова наклонена вперёд
Мы с классным руководителем Удодовой Анастасией Васильевной в нашем 5 классе проводили исследование на протяжении трех месяцев, мы поставили перед собой задачи:
- можно ли прыгая через скакалку улучшить общую выносливость?
- как лучше поддерживать оптимальный уровень двигательной активности?
Исследуемая группа (5 человек Бахарев Сергей, Никамагомедова Джума, Исрафилова Алина, Кадиев Рустам, Гусак Елизавета) дополнительно на каждом уроке физкультуры после разминки выполняли определённые упражнения со скакалкой в течение 5 минут. Каждый третий урок – круговая тренировка. А контрольная группа занималась по школьной программе.
Простота в использовании скакалки состоит в достаточно лёгкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений.
В программу занятий входили следующие средства тренировки:
Для развития координационных способностей выполняли следующие упражнения (прыжки через скакалку):
- прыжки на обеих ногах,
- на одной ноге,
- со скрестным положением рук и со скрестным положением ног,
- с попеременным прыжком на одной, другой ноге,
- с выполнением бегового шага,
- с двойным вращением скакалки на один прыжок.
Чтобы дети качественно усвоили упражнения, выполняли их с закрытыми глазами.

Результаты исследования:
Для определения физических качеств было проведено тестирование для контрольной и исследуемой групп.
Данные упражнения позволили выявить физические способности, такие как скоростно-силовые, координация, выносливость.
 Исходные данные двух групп  по результатам тестирования существенно не отличаются.
Перед каждым тестом проводится инструктаж по условиям выполнения задания.
Для исследования мы выбрали тесты:
- челночный бег 4х15 м.;
- прыжки через скакалку на скорость;
- прыжки через скакалку на выносливость;
Через 3 месяца было проведено тестирование, которое показало, что результаты контрольной группы отличаются от результатов исследуемой группы. Вот что получилось.
Координация (челночный бег).
В среднем у двух групп исходные результаты одинаковые 15.7 с.
А конечные результаты у исследуемой группы улучшился на 0,7 с. По данным литературных источников развитие координации завершается в основном до 15 лет. Уровень развития координации у школьников высокий. Группы по развитию координации существенно не отличаются друг от друга.
Выносливость (прыжки через скакалку).
У контрольной группы средний результат 1 минута 35 с. - остался на таком же уровне.
У исследуемой группы улучшился на 3 минуты. В таблице видно значительное увеличение среднего результата исследуемой группы. У первой группы средний уровень развития выносливости, а у второй превышает высокий уровень. Группы по развитию выносливости существенно отличаются друг от друга.
Скоростно- силовые качества (прыжок в длину с места).
У контрольной группы средний результат 171 см, у исследуемой группы -180 см.
У контрольной группы уровень развития скоростно - силовых качеств - средний.
У исследуемой группы скоростно - силовые качества превышает средний уровень. Группы по развитию скоростно - силовых качеств отличаются друг от друга.


Вывод:
Обобщение полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
Система упражнений для развития выносливости, основанная на использовании упражнений не входящих в школьную программу.
Полученные исследуемые данные доказывают, что применение комплекса упражнений для развития выносливости является эффективным.
 В ходе исследования координационные качества, выносливость, скоростно-силовые качества повысились, поэтому работу со скакалкой необходимо продолжить в будущем.

Практические рекомендации:
В результате проведённого исследования можно предложить следующие практические рекомендации:
Развитие выносливости можно осуществлять, используя прыжки через скакалку.
Для развития выносливости целесообразно применять комплекс упражнений, используя скакалку.
Проведенная работа убедила меня, что без желания школьника, без систематических занятий спортом, независимо от возраста, развитие двигательных качеств будет проходить медленнее, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования двигательных качеств.
Заключение.
В итоге, хочется сказать: вряд ли найдется такой человек, который не хотел бы быть здоровым, не хотел себя всегда прекрасно чувствовать и быть полным энергии. Но почему желание иметь здоровое тело в корне расходятся с тем, что люди для этого делают, а точнее говоря не делают. Иными словами, здоровье – это ресурс, который мы день ото дня расходуем, неэкономно, жадно не восполняя запас. Стоит ли удивляться, что с возрастом появляются те или иные заболевания, самочувствие начинает оставлять желать лучшего. Поэтому, какими бы начальными данными не одарила нас природа, нельзя бездумно транжирить этот ресурс. Прогулки, утренняя зарядка, прыжки через скакалку – всё это позволяет держать тело в отличной форме, дарит бодрость и энергию.
В каждом человеке природа заложила потребность в движении. Движение очень важно не только для укрепления здоровья, но и для его сохранения, иначе наше тело может «заржаветь».
Литература:
1. В.И. Дикуль « Разорванный круг», 2004г.
2. И.Н. Шарабарова. Упражнения со скакалкой.
М., Советский спорт, 1991г.
3. Физическая культура в школе.
№3,2003г.; №4, 1998г.; №3, 2004 г.
4.Настольная книга учителя физической культуры.
М., « Физкультура и спорт», 1998 г.