Изучение лирики в среднем звене. (на примере изучения лирики А.А.Фета)


Изучение лирики в среднем звене. (на примере изучения лирики А.А.Фета)
У Фета была необычайная, сложная, во многом драматичная судьба. Он все жизнь свою стремился укрепить свой социальный статус, вернуть утраченное им в отроческие годы потомственное дворянство и фамилию. Старательный офицер и деятельный помещик, Фет стал для русской литературы первооткрывателем утонченной воздушности природной лирики. Судьба преподнесла ему самый большой дар, который может преподнести поэту. Возможность жить уединенно и творить вдали от многолюдной, праздной суетной толпы. Он жил в своей прекрасной деревне, совмещая в себе две совершенно разные ипостаси- помещика и поэта. И, вероятно поэтому, его стихотворения чисты, свежи, невероятно красивы и мелодичны. С лирикой Фета необходимо знакомить учащихся именно в среднем звене. Она будет ими понята и принята.
Изучение лирики Фета в школе в среднем звене имеет очень важное значение. Одна из задач учителя- научить учеников читать его стихи, помочь им понять, что содержание выражается в форме, что отдельно содержания и отдельно формы в искусстве не существует, необходимо помочь ученикам проникнуть в многозначность поэтического слова и образа, постичь породившее их переживание или мысль поэта, сложную связь с реальной действительностью, с традициями предшественников, которым следует или от которых отталкивается художник.
Для того, что бы учащиеся умели видеть и ощущать красоту поэзии Фета можно использовать различные методы и приемы. Например, для первого знакомства с лирикой необходимо, чтобы первое восприятие стихотворения учащийся получил от выразительного чтения учителя. Для анализа стихотворения необходимо тщательно продумывать вопросы по произведению. Вопросы должны направлять внимание школьников не на природные явления, а на изображение этих явлений автором, на изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для передачи настроения. Вопросы педагога должны побуждать ребенка не воспроизводить текст, а размышлять над ним. В процессе анализа литературного произведения необходимо углублять, расширять образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом; вырабатывать правильную интонацию чтения стихотворения;
В процессе работы над текстом можно использовать следующие приемы:
-палитра красок ( учащиеся могут в процессе работы над текстом использовать определенную цветовую палитру, которая отражала бы их восприятие данного стихотворения.)
-скрипичный ключ (учащиеся могут попытаться изобразить определенной музыкальной композицией их восприятие данного стихотворения)
-стань поэтом ( учащиеся могут попытаться сочинить две-четыре строчки стихотворения, созвучного авторскому.)
-конкурс на лучшее прочтение стихотворения.
-составить свой сборник из понравившихся стихотворения и проиллюстрировать его.
Обращенность души к природе как к величайшей тайне и к спасительной разгадке – характерно в стихах Афанасия Афанасьевича Фета. Он очеловечивает природу, видит в природе существо одухотворенное и мыслящее. Фет окликает природу по именам: не дерево, а тополь или береза; Не цветок, а ландыш; не птицы, а грачи, чибисы. У Фета природа живет своей собственной, глубокой , таинственной жизнью. Афанасия Афанасьевича ценили и ценят сейчас как певца природы, который раскрывает её жизнь, чувства с необычайной зоркостью и эмоциональностью.
Для того, чтобы поддерживать в классе необходимый эмоциональный фон, учитель необходимо заранее подобрать музыкальную композиции, созвучную стихотворению и картины с описанием природы, в которых бы нашло отражение стихотворение.
Фет стремится не только показать изменения в природе, показывая большие промежутки времени ( весна, лето, осень, зима), а старается указать и на их переходный период. Вот, например, приметы наступающей весны.
«Еще весны душистой негаК нам не успела низойти,Еще овраги полны снега,Еще зарей гремит телегаНа замороженном пути,
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,Сквозя, берёзник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.»Такая четкость и точность понятна школьникам среднего звена. По приметам, описанным в стихотворении, они учатся анализировать произведения. Нужно обратить внимание учащихся на то, при помощи каких изобразительно-выразительных средств рисуется та или иная картина природы. Можно поговорить о выборе красок для иллюстрации того или иного фрагмента.
«… А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло
От лип душистым медом тянет
И что-то к саду подошло,По свежим листьям барабанит.»
Фет любил точно описывать определимое время суток, приметы той или иной погоды.
Урок можно начать с наблюдения погоды или природного явления за окном. Можно соотнести видимое и описанное Фетом. Анализируя стихотворение, учащиеся увеличивают свой словарный запас, учатся выражать свои мысли, развивается воображение, речь, учатся выразительно читать стихи, правильно расставляя смысловые и тактические акценты.
У Фета острое восприятие природы. Его природа, точно в первый день творения. Маршак отмечал: « Природа у него- точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ…»
Если у Некрасова природа тесно связана с трудом человека и с человеческими нуждами, то у Фета природа -объект художественного восторга, эстетического наслаждения.
Некрасов Н.А
Умирает весна, умирает,Водворяется жаркое лет
Сердит муха, комар сноровляетУкусить, - всё роскошно одето!
Осязательно зреющий колосВозвышается вровень с кустами.По росе долетающий голосИз лесов словно пахнет грибами..».Фет А.А.
Как здесь свежо под липою густою-
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
Сравнивая на уроке два этих отрывка, учащиеся среднего звена овладевают навыками анализа, сравнения литературного произведения, учатся находить отличия, учатся по определенным особенностям и по манере сочинительства отличать одного автора от другого, видеть особенности каждого автора.
Работая над выразительным чтением стихотворения , необходимо обращать внимание и на личное, собственное восприятие учащимся стихотворения. Работая над рифмой, тактом, системой стихосложения , паузами и логическими ударениями надо обращать внимание на те эмоции, которые испытывает учащийся в данный, конкретный момент. После совместного анализа, разбора стихотворения можно попросить учащихся выразить свои эмоции. То может быть художественная зарисовка, песня или рассказ о своих впечатлениях. На дом можно задать творческое задание- проанализировать понравившееся стихотворении, сочинить свое, проиллюстрировать стихотворение, составить компьютерною презентацию на понравившиеся стихи или по своим впечатлениям о них.
Одной особенностью лирики Фета является его очеловечивания природы. Природа у Фета помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке.
Учись у них - у дуба, у березы.Кругом зима. Жестокая пора!Напрасные на них застыли слезы,И треснула, сжимаяся, кора.Все злей метель и с каждою минутойСердито рвет последние листы,И за сердце хватает холод лютый;Они стоят, молчат; молчи и ты!...Человек глядит на природу и сам познает свои возможности. Природа- мудрый советчик человека и его лучший наставник. В стихотворениях Фета нет зарисовок. Он в своих лирических стихах не описывает природу, а передает чувство, которое она вызывает; в восприятии природы у него раскрывается жизнь человеческой души.
Природность, естественность-главное завоевание лирики Фета.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.
Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека. Люди у Фета как природа, а природа, как люди.
Древние говорили: поэтами не рождаются. А Фет действительно родился поэтом. Его гениальность заключается в том, что он сумел отыскать в реальной повседневности поэтическое. Самую существенную сторону таланта Афанасия Афанасьевича составляет необыкновенно тонкое, поэтическое чувство природы. Большая часть поэтов любит воспроизводить только самые эффектные , сильные явления природы; у Фета, напротив, находят себе отзыв самые обыденные, которые пролетают мимо нас.
Я считаю, что изучая лирику Фета, учащиеся легко смогут научиться анализировать лирические произведения, так как в его лирике они легко узнают пейзажи центральных областей России, те, что окружают их практически с рождения.