«К нам Ньютон приходит в гости через века, через года…» урок физики в 9 классе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Озерки
муниципального района Челно-Вершинский
Самарской области




Разработка урока по физике
для 9 класса по теме:
«К нам Ньютон приходит в гости через века, через года»


Урок разработала
учитель физики
Немкова Н.И.



2016 – 2017 учебный год
Тема урока: «К нам Ньютон приходит в гости через века, через года»
Тип урока: нестандартный урок (изучение нового с элементами повторения)
Вид урока: урок-портрет с применением ИКТ.

Оборудование урока: портреты ученых (Аристотель, Г. Галилей, И. Ньютон), электронные презентации: «Исаак Ньютон» (учащиеся), «К нам Ньютон приходит в гости через века, через года» (учитель), компьютер, карточки с заданиями,
учебник «Физика – 9», А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник.

Исторические личности: Аристотель (древнегреческий философ), Галилео Галилей (итальянский физик), Исаак Ньютон (английский физик).

Цели урока:
Образовательная: Расширение кругозора учащихся, углубление знаний о жизни, научном наследии, обширных дарованиях необыкновенного человека: физика, астронома, математика и основателя классической механики И.Ньютона; продолжить формирование умения изложить материал за заданное время.
Развивающая: продолжить развитие коммуникативных свойств речи, повышение интеллектуальных способностей учащихся, пробуждать интерес к творчеству.
Воспитательные: продолжить формирование умения слушать и слышать, воспитывать чувство коллективизма при работе в группах, прививать интерес к чтению дополнительной литературы по предмету.

Задачи урока:
1. научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой
по конкретно заданной теме;
2. развивать интерес к физике;
3. развивать мотивацию изучения физики;
4. систематизировать знания по данной теме.


ПЛАН УРОКА
Этап
Время
Приёмы и методы

1. Организационный момент.
1 мин.
Приветствие, отметка посещае-мости, подготовка учащихся к уроку.

2. Вступительное слово
учителя. Мотивация урока.
4 мин.
Учитель сообщает учащимся о ходе урока. Конкурс загадок.

4. Изучение нового
материала. Сообщения
учащихся.
22 - 23 мин.
Выступление учащихся с сообщениями. Демонстрация электронной презентации.

5. Закрепление нового
материала.
10 мин.
Учитель проводит физический диктант.

6. Подведение итогов.
Домашнее задание.
2 - 3 мин.
Выводы по уроку. Сообщение учителем оценок за урок. Сообщение учителем домашнего задания и его краткое пояснение.


ХОД УРОКА
Организационный момент.
Мотивация урока.
Учитель загадывает загадки учащимся, в которых говорится об учёных. Учащимся необходимо угадать (используя подсказки) о ком именно идёт речь.
Загадка первая:
Он жил в IV веке до нашей эры.
Он был воспитателем Александра Македонского.
Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.
(Ответ: Древнегреческий учёный – Аристотель)
Загадка вторая:
Ещё в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.
После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.
(Ответ: Итальянский учёный Галилео Галилей)
Загадка третья:
Он родился в год смерти Г.Галилея. Целую неделю его жизнь висела на волоске.
В школе поначалу он учился плохо, занимая в списке успеваемости предпоследнее место.
Является автором научного труда под названием «Математические начала натуральной философии».
Человек, который совершенно непонятным образом научную работу сочетал с политикой и административной службой.
Ещё при жизни был признан и удостоен всяческих наград и званий.
(Ответ: Английский учёный Исаак Ньютон)
III. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы молодцы! Отгадали все мои загадки правильно, и сегодня на уроке мы будем говорить с вами о великом учёном Исааке Ньютоне, законы которого мы с вами изучили.
Вы можете меня спросить, зачем же тогда были загаданы загадки о двух других учёных? А я вам отвечу, потому что этих учёных проводили исследования в одной области.
Даже И.Ньютон, отдавая дань трудам своих великих предшественников, говорил, что если он и «видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов».
IV. Изучение нового материала. Сообщения учащихся сопровождаются
демонстрацией электронной презентации «Исаак Ньютон».
Сообщение № 1 «Исаак Ньютон. Детские годы» (Слайды 1,2,3).
Сообщение № 2 «Творческий путь И.Ньютона» (Слайды 4,5).
Сообщение № 3 «Признание И. Ньютона» (Слайд 6).
Сообщение № 4 «Болезнь И.Ньютона» (Слайд 7).
Сообщение № 5 «Занимательные факты» (Слайд 8).
V. Закрепление нового материала.
Этот этап урока проводится в форме физического диктанта «Колесо истории».
Физический диктант «Колесо истории»
1. Назовите дату рождения Исаака Ньютона? (25 декабря 1642 г.)
2. В каком университете (и колледже) учился И.Ньютон с 1661 г.? (Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити-колледж))
3. Сколько лет было Ньютону, когда он стал профессором Кембриджского университета? (27 лет)
4. В какой области физики работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности? (Оптика)
5. В 1696 г. министр финансов Англии Монтегю вспомнил о своём великом друге Ньютоне и решил привлечь его к делу оздоровления финансов страны. Какое предложение получил от него Ньютон? (Стать хранителем монетного двора)
6. В какой книге Ньютона изложены его знаменитые законы? («Математические начала натуральной философии»)
7. В каком году была издана эта книга? (1687 г.)
8. И. Ньютон достиг вершин славы и признания ещё при жизни. Кто и в каком году возвёл его в рыцарское достоинство? (Королева Анна, в 1705 г.)
9. От единичного факта – падения яблока – Ньютон приходит к грандиозному открытию. Какому?(Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, 1667)
10. Где похоронен И.Ньютон? (В Вестминстерском аббатстве – усыпальнице королей)
VI. Повторение законов Ньютона: «Один за всех, все за одного», (вопрос - ответ). Каждый учащийся достаёт себе вопрос (по типу игры «Заморочки из бочки»). На обдумывание даётся 1 минута (если сильный класс, то 30 секунд) и учащиеся начинают отвечать.
Вопросы:
1. Сформулируйте первый закон Ньютона. (Существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела)
2. Как называются системы отсчёта, в которых тела сохраняют свою скорость неизменной? (Инерциальные)
3. Как по-другому называют первый закон Ньютона? (законом инерции)
4. Кто первым сформулировал закон инерции? (Г.Галилей в 1609 г.: «если на тело ничто не действует, оно будет сохранять свою скорость»)
5. Сформулируйте второй закон Ньютона. (В инерциальной системе отсчёта ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу и обратно пропорционально его массе)
6. Запишите математическую формулу закона. (13 EMBED Equation.3 1415)
7. Сформулируйте третий закон Ньютона. (Силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулю и направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны)
8. Каковы особенности третьего закона Ньютона? (Силы появляются только парами; силы возникают при взаимодействии тел; обе силы – одной природы; силы не уравновешиваются, приложены к разным телам; закон верен для любых тел)
VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Наш урок подходит к концу. Посвятили мы его изучению биографии Исаака Ньютона. Что нового вы узнали об этом учёном? Сделайте выводы (учащиеся формулируют выводы).
Для сильных учащихся: решить занимательные задачи (задание на карточках)
Для слабых учащихся: заполнить пропуски (задание на карточках).
Выставление оценок за урок.

«Устами младенца»

Выслушав 3 подсказки-определения одного физического понятия, угадайте его.

*****
- основная физическая величина во втором законе Ньютона;
- причина изменения ускорения тела;
- это есть, ума не надо. (сила)

*****
- физическая величина, рассчитываемая по второму закону Ньютона;
- результат действия силы;
- любимы термин времён перестройки. (ускорение)

*****
- способ существования материи;
- бывает тепловым, биологическим, механическим;
- куда сердце летит, туда оно и бежит. (движение)

*****
- учитывается при торможении;
- явление сохранения скорости тела;
- её мера – масса. (инерция)

*****
- мера инертности тела;
- основная единица измерения – килограмм;
- у бегемота больше, чем у осла. (масса)

*****
- это может случиться с каждым в жизни, в природе, иногда случайно. Иногда
специально;
- если на улице гололёд, то это происходит случайно, а если это на игре в
баскетбол, то это специально;
- из-за того, что это совершило яблоко, И.Ньютон открыл закон. (падение)


Заполните пропуски:
Под действием силы тело движется .
Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение в раз.
Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело. Увеличить в 2 раза, то ускорение в раз.
Если силу увеличить в 3 раза, а массу , то ускорение останется неизменным.

Заполните пропуски:

Под действием силы тело движется _________________________________
Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение
_________________ в _____ раз.
Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело. Увеличить в 2 раза, то ускорение __________________ в ____ раз.
Если силу увеличить в 3 раза, а массу ____________________________, то ускорение останется неизменным.



Заполните пропуски:

Под действием силы тело движется _________________________________
Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение
_________________ в _____ раз.
Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело. Увеличить в 2 раза, то ускорение __________________ в ____ раз.
Если силу увеличить в 3 раза, а массу ____________________________, то ускорение останется неизменным.



Заполните пропуски:

Под действием силы тело движется _________________________________
Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение
_________________ в _____ раз.
Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело. Увеличить в 2 раза, то ускорение __________________ в ____ раз.
Если силу увеличить в 3 раза, а массу ____________________________, то ускорение останется неизменным.



Заполните пропуски:

Под действием силы тело движется _________________________________
Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение
_________________ в _____ раз.
Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело. Увеличить в 2 раза, то ускорение __________________ в ____ раз.
Если силу увеличить в 3 раза, а массу ____________________________, то ускорение останется неизменным.



Root Entry