Конспект урока по литературе на тему Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. о. Рошаль Московской области
Урок литературы в 8 классе по теме:
«Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина»
Учитель русского языка и литературы
Минаева Елена Владимировна
г. о. Рошаль
2015 год
Урок-исследование
Тема: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.
Цели урока:
Образовательные:
Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» (чтение фрагментов и комментарий)
Проникнуть в замысел автора
Понимание идейно-художественного замысла поэмы
Систематизация литературоведческих понятий
Развивающие:
Развитие ассоциативного и логического мышления
Развитие умения проводить мини-исследование поэтического текста
Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения
Воспитательные:
Учиться понимать чувства и переживания человека
Проникнуться гордостью за русский народ-победитель
Воспитывать интерес к истории родной страны
Оборудование урока: слайдовые презентации учителя и обучающихся; схема анализа исследования лирического героя; план исследования; маршрутные листы.
ХОД УРОКА
Самоопределение деятельности. Организационный момент.
Постановка учебной цели.
2.1) Актуализация знаний
1 СЛАЙД – портрет А. Твардовского
Учитель: Кто изображен на портрете? (А.Т. Твардовскеий, автор поэмы «Василий Теркин»)
2 СЛАЙД – портрет В. Теркина
Учитель: Кто герой этой картины? (В. Теркин – главный герой одноименной поэмы, или «Книги про бойца»)
В класс входит обучающийся Гелос Х. в одежде солдата и читает строки из поэмы:
– С первых дней годины горькой,
В тяжкий час Земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
– Так писал о своем герое А. Твардовский. (Обучающийся занимает свое место)
Учитель: - Каким представлен герой в поэме? (Настоящим русским воином, солдатом, защитником родной страны. - Определите тему урока?
3 СЛАЙД – тема урока
2.2) Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа В. Текрина.
2.3) Постановка учебной задачи (проблемы)
Учитель:
- Что непонятно в теме урока?
- Что значит новаторский?
(На доске запись: новаторский – новый, созданный вновь)
2.4) Активизация знаний учащихся
4 СЛАЙД – задачи урока
Учитель:
- Исходя из темы, определите учебную задачу нашего урока?
1. Проанализировать образ В. Теркина и определить черты народного характера.
2. Выявить новаторский характер образа В. Теркина
ЦЕЛИ УРОКА.
2.5) 5 СЛАЙД
Учитель: определим цели урока.
Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин" (чтение фрагментов текста и комментарий).
Проникнуть в замысел автора.
Понимание идейно-художественного богатства поэмы.
Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения.
Учиться понимать чувства и переживания человека.
Проникнуться гордостью за русский народ-победитель.
Воспитывать в себе интерес к истории родной страны.
6 СЛАЙД – план урока
Учитель:
- Давайте вместе составим план урока.
ПЛАН УРОКА.
Определить черты защитника родной страны
Определить новаторство образа Василия Теркина
Открытие нового знания.
Получение заданий на исследование.
3.1) Учитель:
- Чтобы выполнить все пункты плана нашего урока, вам нудно будет провести исследования в группах.
- Исследуйте материал, который у вас на столах, привлекая к работе план исследования.
1 группа – глава «На привале».
2 группа – глава «Переправа».
3 группа – глава «О награде».
- Вы также используете содержание всей поэмы для своих ответов. На данную практическую работу отводится 8-10 минут.
Первичное закрепление.
Работа в группах.
Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителей группы с сообщением и презентацией. (4-5 слайдов)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
5.1) Включение нового материала в систему знаний.
5.2) Представление учащимися своих результатов деятельности. (Сопровождение ответов учащихся слайдами)
1 группа – Гривина О.
2 группа – Гелос Х.
3 группа – Осипова К.
5.3) Первичное обобщение.
Учитель:
- Обратимся к пунктам плана.
- На какие вопросы ответа не нашли?
- В чем же новаторство это образа В. Теркина?
(В этом образе собраны все лучшие черты народного героя. Можно сказать, что этот образ собирательный. Теркин – это народный герой). На доске буквы Вася Теркин – расшифруем каждую букву.
Вывод учителя:
Образ В. Теркина – собирательный образ, многогранный, емкий, яркий, запоминающийся, а рифма «Василий – Россия», несколько раз повторяется в тексте, подчеркивает тем самым, что этот герой является воплощением богатырства русского народа. Он является народным защитником родной страны. В этом и заключается новаторство образа Василия Теркина.
Рефлексия деятельности.
Вопросы для рефлексии
На уроке мне было…
Я узнал, что…
Я хотел бы…
Минута памяти
Учитель:
- 70 лет прошло со дня Великой Победы. Но раны не заживают, а душа скорбит о погибших. О тех, кто не дожил до Великой Победы. Их имена здесь, в книге Памяти. Скорбным напутствием сквозь года звучат слова Р. Рождественского:
Помните – через века, через года – помните,
О тех, кто, уже не придет никогда –
Помните! Не плачьте в горле сдержите слезы, горькие слезы.
Памяти павших – будьте достойны, вечно достойны.
- Почтим память павших минутой молчания.
8 СЛАЙД – Вечный огонь
(Обучающиеся встают. Учитель зажигает свечу). Урок окончен.
Домашнее задание: продолжить анализ глав поэмы.
Спасибо всем за работу.