Конспект урока по литературе Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме А.Т. Твардовского

Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме А.Т. Твардовского.
Цель урока: 1)раскрыть мастерство поэта в создании новаторского образа Василия Теркина и изображении правды о войне;
2)совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;
3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; способствовать воспитанию патриотических чувств.
Ход урока.
1. Литературная викторина «Жизнь и творчество А.Т. Твардовского» (на основе презентации и выступления одного из учащихся на предыдущем уроке)
1) Где и когда родился Твардовский? (21 июня 1910 г. х.Загорье Смоленской области)
2)Студентом каких высших учебных заведений был Твардовский? Смоленский педагогический и Московский институт философии, литературы и истории)
3)Когда состоялся поэтический дебют А.Т.Твардовского? (19 июня 1925 года)
4)Какое крупное произведение стало началом большого творческого пути Твардовского? (поэма «Страна Муравия» 1934-1936гг.)
5) Когда Твардовский становится военным корреспондентом? (1939г)
6) Герой какого произведения А.Т. Твардовского изображен на этом слайде? («Василий Теркин» «Книга про бойца»)
7) Сколько лет руководил журналом «Новый мир» А.Т.Твардовский? (20 лет с 1950 по 1970 гг)
8) Когда была начата и закончена поэма «Василий Теркин» (1941 -1945)
9) Как называется сатирическая поэма-сказка, главный герой которой Теркин?
10) Когда вышла в свет последняя книга стихов А.Т. Твардовского?

2.Работа по теме урока.
- Известный русский писатель Абрамов писал:
Поэзия еще не рождала такой фигуры, как Теркин.
Ф. Абрамов
С его словами трудно не согласить. В течение урока я постараюсь убедиться вас в этом. А начнем мы с виртуального путешествия в г. Смоленск.
Звучит песня “Дороги” (сл. Л. Ошанина и муз. А. Новикова)
В одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин. (слайд 2)
Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.
- Согласитесь, что памятник несколько необычный: на одном постаменте реальный человек и созданный им литературный герой. Как вы думаете, почему стало возможным создание такого памятника, в чем его секрет?
- Так кто же он, Василий Теркин? (читает отрывок Луханина К.) Слайд 3
- В отличие от «необыкновенного» Васи Теркина, участника финской кампании, герой «Книги про бойца» - «обыкновенный» солдат. Как вы думаете, почему Твардовский идет на такие перемены в образе?
- Образ Теркина предельно обобщен и в то же время это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором. Попробуем убедиться в этом.
- Что общего между Твардовским и Теркиным? (Смоленщина и портретное сходство, оба прошли войну от начала и до конца)
- Для народных сказок характерно использование такого приема как гипербола, т.е преувеличение. Докажите, что Твардовский, стремясь раскрыть характер своего героя также использует гиперболу. (Подвиги Теркина переправа и одним выстрелом сбил вражеский самолет (из «Кто стрелял?)
- Читая поэму, мы видим Теркина весельчаком, балагуром, но всегда ли он такой?
- Вспомним главу «На привале». Отрывок из нее прочитает Поступаева Валерия.
- Что мы узнаем о Теркине из этой главы? Как по-новому раскрывается перед нами характер Теркина? Зачем он шуткой смягчает рассказ о трех "сабантуях"?
- Каким настроением проникнута эта глава?
- Совсем иначе звучит глава «Переправа». Прослушайте отрывок из нее. Читает Вальтер Марина.
- Так как же меняется настроение в этой главе? Одинаково ли оно? (Грусть, скорбь, горечь утраты, вера в утверждение жизни и победу)
- Назовите слова, с помощью которых поэт передает тревогу и недобрые предчувствия?
- Какие картины фронтового быта рисует Твардовский?
- Есть ли в этой главе место для шутки?
- Каким предстает в этой главе Теркин?
- Прочитайте заключительные строки этой главы. Какая правда о войне заключена в них?
- В главе «О войне» мы читаем размышления Теркина о том, как должен себя вести настоящий патриот, сын своего Отечества. Цитируя строчки поэмы, ответьте, что должен делать во время войны настоящий патриот?
- А как же награды? Почему Теркин согласен даже на медаль? Так ли уж была важна награда? К спеху ли она? Как объясняет Теркин свое желание получить медаль?
- Прочитайте последние строки этой главы. Как вы думаете, зачем Твардовский повторяет их опять?
3.Заключительное слово учителя.
Итак, ребята, наш урок подходит к концу .Я думаю, что вы убедились в правоте слов, сказанных Абрамовым. Теркин, действительно, литературный герой совершенно новый, не похожий ни на один из созданных раннее поэтических образов. Твардовскому удалось раскрыть в поэме не только правду о войне, но и создать уникальный персонаж, судьба которого была интересна солдатам до самой последней строчки поэмы, не случайно Твардовского просили написать продолжение. Так полюбился фронтовикам этот весельчак и балагур, отважный солдат Василий Теркин.
4.Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из главы «Переправа», подготовить ответы на вопросы, данные в учебнике на стр.161-162.
15