Слово о Н.В. Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба» и его товарищей-запорожцев.


Слово о Н.В. Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба» и его товарищей-запорожцев.
Цель: ознакомить учащихся с фактами жизни и творчества Н.В. Гоголя, с замыслом повести;
Задачи: помочь понять эпоху и героев, их взаимоотношения; формировать умения оценивать поступки героев, отбирать материал для их индивидуальной характеристики, делать выводы; способствовать постижению особой роли товарищества и братства; дать понятие исторической повести; развивать связную речь. Мышление; воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому.
Оборудование: учебник, презентация с материалами к «Слову о Гоголе», листы для составления кластера (по группам), видеоролик «Максим и Лигалайз «Небо, засыпай», конверты с заданиями, словарики настроения, свеча.Украйна тихо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья народной старины
Народной чаяли войны…
А. С. Пушкин «Полтава»
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Учитель зачитывает эпиграф к уроку.
Здравствуйте, ребята. Вы приготовились к уроку, а на столах у вас конверты. Как вы думаете, что в них может быть? (письмо) А для чего люди пишут письма?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Мы сегодня тоже напишем письмо одному из самых загадочных писателей русской литературы – Николаю Васильевичу Гоголю, чьи произведения не стареют, они как бы остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя? Может быть, в том, что он всю жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению Николай Васильевич возвращался по несколько раз.
Уплотнённый опрос (реализация первой части домашнего задания).
Слово о писателе – Ермошкина А. и Гудошников А.
Сообщение Ефимова А. и Разинкова Г. Об истории создания повести «Тарас Бульба» (с привлечением иллюстративного материала в презентации учителя).
Работа над темой урока.
Фронтальная беседа о первых впечатлениях от прочтения повести (реализация второй части домашнего задания).
Работа с учебником. Ознакомление с впечатлениями современников от произведений Н.В. Гоголя.
Виртуальное справочное бюро. Ознакомление с понятием «историческая повесть».
Обратимся к эпиграфу . «Давно в ней искра разгоралась…» (Учитель зажигает свечу).
Зажигая эту свечу и вглядываясь в ее огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили герои «Тараса Бульбы». Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни.
Просмотр клипа «Максим и Лигалайз «Небо, засыпай».
Аналитическая проблемная беседа по прочитанному дома.
Каким вы видите Тараса Бульбу, его сыновей, их мать в начале повести?
Какие портретные характеристики даёт Гоголь своим героям?
Как выражается авторское отношение к героям?
Выразительно прочитайте описание светлицы в дома Тараса Бульбы. Какие детали этого интерьера помогают понять уклад жизни казачьего атамана?
Прочитайте описание степи. Отчего при виде степи сердца казаков «встрепенулись, как птицы»? Что олицетворяет собой поэтический образ степи? Нарисуйте шкалу настроения, воспользовавшись содержимым ваших конвертов. От какого к какому цвету вы будете идти? Почему?
Прочитайте описание Запорожской Сечи во второй главе. Какими были нравы и неписаные законы Запорожской Сечи? Чем они вас поразили?
Как рисует Гоголь запорожцев? Кто из героев-казаков вам больше всего запомнился?
Каким испытаниям подвергла братьев Запорожская Сечь? Как каждый из них проявил себя?
Как произошло, что Андрий решился на измену своим товарищам и Родине? Как к этому поступку относитесь вы?
Работа с кластерами по характеристике Остапа, Андрия и Тараса Бульбы. Каждому ряду - свой герой.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Приём «Незаконченное предложение»
Я думаю, что настоящим героем в повести …
Домашнее задание: прочитать повесть до конца; подготовить выразительное чтение речи Тараса о товариществе; индивидуальные задания двум ученикам – подготовить устный рассказ об Остапе и Андрии по плану:
Портрет;
Отношение к учению;
Встреча с отцом;
Прощание с матерью, думы о ней;
Жизнь в Запорожской Сечи;Участие в боях;
Смерть.
И всем остальным – написать письмо, вложить в конверты, которые получили в начале урока «Письмо Н.В. Гоголю от восторженного читателя».