Конспект урока Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю (литература 6 класс)


Конспект урока по литературе, 7 класс
Тема: Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю
Цель урока
образовательная: формирование исследовательских, логических и аналитических способностей учащихся; совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
развивающая: развитие коммуникативных навыков и навыков самооценки.
воспитывающая: воспитание чувство патриотизма.
Задачи
актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм и предательство;
развивать у учащихся познавательную активность через различные формы и виды работы;
помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.
Цель деятельности учителя: на примере образа Тараса Бульбы показать величие подвига во имя служения Родине.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы и формы обучения: беседа, работа с текстом, синквейн (как прием технологии развития критического мышления), аналитическое чтение
ХОД УРОКА
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке. Слушают учителя
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Лист оценивания активности
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил
Л: испытывать потребность общения через слово
Актуализация знаний
Слайд 1
Слайд 2 На доске вы видите эпиграф, прочитайте его внимательно.
«Первый долг и первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища»
Н.В. Гоголь " Тарас Бульба»
Чьи это слова?
Попробуйте из эпиграфа понять, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Попытайтесь сформулировать тему урока.
Ответы: о товариществе, героизме, мужестве и предательстве
Это слова БовдюгаОтветы: о товариществе, героизме, мужестве и предательстве
Записывают тему урока П: устанавливают причинно-следственные связи.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
К:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Создание проблемной ситуации - На прошлом уроке мы с вами выявили, что суть казачьего товарищества, которое основывается на огромной любви к Родине, к русским людям, на священном отношении православной вере. Оно строится на принципах гуманизма и справедливости: каждый казак с детства знает, что нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей – собратьев по оружию. Всю жизнь Гоголь мечтал о сильных, героических характерах, об отношениях построенных на принципах товарищества, о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом – в истории Украины периода борьбы за свою независимость.
- Как вы думаете, в ком писатель увидел идеалы героизма и самоотверженности в совей повести?
- Глядя на нашу записанную на доске тему, какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Обсуждают цели урока, которые ставят перед собой.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, высказывают свою точку зрения.
Рассмотреть образ Тараса Бульбы и его товарищей, охарактеризовать их, доказать их героизм и самоотверженность.
П:самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию
Р: уметь планировать алгоритм ответа
К: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач
5.
6.
7.
8.
Открытие нового знания
Слайд 3
ФизминуткаПервичное понимание
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Первичное закрепление
(самостоятельная работа в парах)
Рефлексия
Слайд 8
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
- Каким мы видим Тараса Бульбу в начале повести? Каков он с сыновьями? Женой? Почему? Опишите его внешность. О чем она говорит?
- Почему Тарас отправляется с сыновьями в Сечь почти сразу же по возвращении их с учебы?
- О чем думал Тарас, сравнивая сыновей в 1 - м бою? Что радовало его? (гл. V)
Стр. 193-194
«Но не Остап»- подчеркнул Гоголь. Почему?
При каких обстоятельствах Остап становится куренным атаманом? О чём это говорит?
Стр. 208-209
Почему козаки делятся на два лагеря? Чья это идея? Кого предлагает он в атаманы? Почему?
Стр. 212-213
Работаем с 9 главой
1 группа- Как Гоголь показывает героизм и самоотверженность козаков? Приведите примеры из текста.
2 группа – Какими показаны в бою Тарас и Остап? Докажите примерами из текста
Стр. 219-224
Почему «оторопел Тарас»? Чему он был удивлён?
Почему Тарас убивает сына? Какие чувства испытывает Тарас, глядя на мертвого сына?
Как характеризует данный поступок Тараса?
Стр. 225-227
Обратим теперь свое внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки…» до « Но Тараса уже…не было».
Стр. 231-232
С кем сравнивает Гоголь Остапа?( Как исполин) Почему?
Почему именно отца хотел видеть в последние минуты жизни Остап?
Как вы думаете, почему Тарас присутствует во время казни? Грозило ли ему это быть захваченным врагами?
- Почему гибнет сам Тарас Бульба?
- О чем думал Тарас в последние минуты жизни?
- К какому выводу мы пришли?
Сочиняем синквейноб Андрии, Остапе, Тарасе
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»
1. Мне было трудно понять….
2. Урок понравился, потому….»
3. «Я усвоил….»
Я оцениваю свои знания…..потому что…
Составить план сочинения на тему «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)» или «Почему В.Г.Белинский назвал повесть Н.В.Гоголя «поэмой о любви к родине»? Подобрать материал (цитаты)
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, высказывают свою точку зрения, подбирают цитаты из повести.
- Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый характер. Об этом свидетельствовало все: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою.
- «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия».
- «Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих под юбки да и сидела бы на них, как на куриных яйцах». «Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить…»
- «Тарас был один из числа коренных, старых полковников… отличался грубой прямотой своего нрава…Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне…»
- Тарас Бульба, мудрый и опытный вожак казацкого войска. Это — человек большого, острого ума, суровый и непреклонный. Превыше всего Тарас ценит чувство товарищества и верности долгу. Безраздельно он отдает себя служению Отчизне. Жизнь Тараса проходит в бесконечных военных походах. Беспощадный к врагу, с ненавистью карает он польских магнатов, защищая угнетенных и слабых.
- Тарас привык к простым условиям жизни, ему не по сердцу роскошь и слуги.
- Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа.
- Борьба за независимость, поэтому все отдает общему делу, даже сыновей.
При первой же возможности он отправляется с ними в поход на Дубно, богатый польский город.
- Гордость Тараса Бульбы – это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. По его мнению, духовное образование – это лишь малая часть того, что необходимо молодому человеку для жизни, а самое главное – это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.
- «А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына его были одни из первых».
- «- О! Да это будет со временем добрый полковник!- говорил старый Тарас, - ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!» (ОСТАП)
- «Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил таким чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил: — И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!».
- Тарас говорит Андрию.
Учащиеся зачитывают отрывок, отвечают на вопрос
(Козаки доверяют ему, уважают)
Отмечают гордость Тараса за сына.
Идея старого БовдюгаРабота в группах: подбирают материал, анализируют, обобщают, делают выводы
Отмечают храбрость, стойкость, самоотверженность и героизм козаков.
Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причины несостоятельны, если речь идет о предательстве
Исполин – великан, богатырь...
Проявляет мужество, выдержку
Чтобы тот поддержал словом его
Тарас гордится своим сыном, его слово делает Остапа сильнее, а враги трепещут
Просмотр фрагмента фильма (Гибель Тараса)
Тарас продолжает борьбу. Велико его презрение к врагу. С помощью эпизода казни Тараса писатель еще раз доказывает читателю, что любовь к родине, товариществу превыше всего. Взгляд героя обращен к реке, сильному Днестру, по которому плывут казаки. Они вернутся весной и продолжат дело Тараса, борьбу за свободу родной земли
ВЫВОД: все, что пришлось пережить Тарасу, не сломило его могучего духа. Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.
Сочиняют синквейны, зачитывают
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Открывают дневники, записывают домашнее задание. П: слушают и извлекают нужную информацию.
Р: контролируют учебные действия.
К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зренияК: осуществляют совместную деятельность в группах
Р: планируют необходимые действия
П: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме
Л: формирование мировоззренческих понятий. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Россию
Р: осваивают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления трудностей.
К: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы;
осуществляют совместную деятельность в парах
Р: оценивают свою работу.
К: строят монологические высказывания