Ф. И. Тютчев. Основные темы лирики.


Тема урока: Ф. И. Тютчев. Основные темы лирики.
Знакомый незнакомец…
Форма урока: Клуб любителей поэзии «Лира»
Цели урока: расширить знания учащихся о Ф. И. Тютчеве, вызвать интерес к личности и творчеству поэта, раскрыть глубину его поэтических произведений, научиться понимать философский подтекст стихотворений поэта.
Вступительное слово учителя: (Эмоциональный настрой)
- Здравствуйте. Я рада приветствовать всех собравшихся в клубе любителей поэзии «Лира». Наше заседание посвящено русскому поэту 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву и его лирике. Давайте пригласим ту, ради которой мы и собрались сегодня. Ф. И. Тютчев в своем стихотворении называет ее местоимением «она».
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам-
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре-
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.
- Так кто же «она»? Кто слетает к нам, земным сынам, и вносит в нашу жизнь ясность и гармонию? Да, это поэзия. Пусть она витает в нашем клубе и помогает разобраться в многогранной лирике поэта.
-Итак, наше заседание любителей поэзии «Лира» позвольте считать открытым.
2. - Прочитайте тему урока:
Ф. И. Тютчев. Основные темы лирики.
3.Подвести учащихся к самостоятельной постановке целей урока вопросами:
-Что вы ждете от сегодняшней встречи? Что бы вы хотели узнать?
-Как вы понимаете подтему «Знакомый незнакомец…»
- Почему в конце стоит многоточие?» (Затруднились сразу ответить, вопрос оставили на конец урока) 4.(Актуализация знаний)
-Давайте начнем с того, что вы знаете. Вспомните знакомые вам из начальных классов стихотворения Ф. И. Тютчева, прочитайте их (по выбору) наизусть и ответьте на вопросы после прочтения:
1.Почему выбрали это стихотворение?
2.Какие мысли и чувства вызывает стихотворение?
3. Какова тема стихотворения?
4.Какие незабываемые картины рисует поэт?
(Учащиеся читали стихотворения «Чародейкою зимою», «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды», «Листья», «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза» …)
-Почему же эти стихотворения поэта так западают в душу, чем они привлекают читателя?
5. Рубрика «Это интересно»
-Вслушайтесь в каждую строчку , в каждое слово тютчевской лирики, и вы услышите музыку. Именно потому, что стихи Тютчева очень музыкальны, многие из них стали основой для создания музыкальных произведений (романсов). Так, на стихотворение «Весенние воды » написан романс Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Широко известен романс на стихотворение «Я встретил вас…» .
-Прослушать романс «Я встретил вас..»6.Самостоятельный поиск и отбор материала.
- Ребята, а вы хотели бы узнать, каким человеком нужно быть, чтобы написать такие проникновенные, хватающие за сердце стихотворения? Давайте через письма , через воспоминания современников, родных, друзей попытаемся понять , каким же был Тютчев-поэт и Тютчев- человек?
-Вы искали интересные, на ваш взгляд, материалы, поделитесь ими . У вас получатся трихи к портрету Тютчева поэта и человека.
-Каким же был Ф. И. Тютчев-поэт и человек? (сделали вывод, что он любил природу, тонко чувствовал ее, способен уловить почти неуловимое, любил и был любим, любил родину, родной язык, был неприхотлив в быту, был честен, искренен, как все талантливые люди был рассеян и даже беспомощен в быту)7. Новый материал.
-Давайте проследим, что из того, о чем вы говорили, нашло отражение в его поэзии, и каковы темы его творчества?
-Проведем исследовательскую работу. По учебнику прочитаем стихотворения и проанализируем их, обращаясь к плану анализа лирического произведения. ( Работу выполнять по группам)
«Еще земли печален вид»,
«Как сладко дремлет сад темно-зеленый»,
«Эти бедные селенья»,
«Умом Россию не понять»,
«Еще томлюсь тоской желанья»,
«Она сидела на полу»,
«В разлуке есть высокое значенье»
План анализа лирического произведения:
1. Какова тема стихотворения?
2. Какое настроение становится для стихотворения определяющим? Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам.
3 Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Каков звуковой и цветовой фон стихотворения?
4. Каким вы представляете себе лирического героя? Лирическую героиню?
5.Какие художественные приемы использованы автором? Какую роль они играют в стихотворении?
6.Есть ли в стихотворении философский подтекст? Как вы его понимаете? О чем заставляет задуматься стихотворение?
-Заполнить таблицу «Основные темы лирики Ф. И. Тютчева»
- Выступления детей , дополнительные вопросы и комментарии учителя во время ответов.
Заключительное слово учителя:
-Сегодня мы прикоснулись к поэтическому миру поэта, который создал незабываемые картины осени, весенней грозы, летнего вечера, чье сердце, несмотря ни на что, верит в чудеса : «Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса».
-Можете теперь ответить на вопрос: Почему в подтеме «Знакомый незнакомец…» поставлено многоточие? (Дети сделали вывод: нельзя до конца постичь глубину тютчевских произведений, сколько бы люди ни читали его стихотворения, всегда будут открывать для себя что-то новое)
Рефлексия.Закончите фразы:- Я сегодня узнал…- Я сегодня задумался… - Я сделал вывод…
Хочется верить, что сегодняшнее заседание позовет истинных любителей поэзии к сборнику его стихов, и они найдут в нем строки, созвучные своему настроению.
Заседание клуба подошло к концу. Всем спасибо.
Домашнее задание: выучить и проанализировать понравившееся стихотворение Ф. И. Тютчева.