Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова Железная дорога


Урок литературы в 6 классе.
Учитель: Карманова Анна Николаевна
МБОУ – Юдиновская СОШ Погарского района Брянской области.Тема. Гнетущие картины подневольного труда.Сочетание реальных и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Цель урока: обобщить знания учащихся;
-воспитание трудолюбия и уважения к людям труда;
-развитие творческих способностей учащихся.
Тип урока:урок развивающего контроля.
План урока.
Определение настроения класса.
Чтение наизусть первой части стихотворения.
Постановка проблемы.
-Каким настроением проникнут этот пейзаж?-Наше стихотворение описывает чудесную картину природы и жизни людей!?
4.Целеполагание.
-С какой целью мы проводим урок по данной теме?
5.Опрос.
-Почему в вагоне возник спор о том, кто строил эту дорогу?
-Что называется эпиграфом?
-Какие картины тяжёлого труда рисует автор?
-Почему образы мертвецов мы видим при лунном сиянии?
-Что такое фантастика?
-Может ли лунное сияние сменить жанр произведения?
-Что называется балладой?
-Кто выделяется из толпы мертвецов?
-Почему автор советует приглядеться к нему?
-Как автор относится к «благородной привычке»?
6.Проверка домашнего задания (см. вопросы учебника с.224). 7.Развивающий контроль знаний.
а) выполнение тестов;
б)взаимопроверка в парах;
в) сличение с эталоном.
8Заполнение карточки успеха.
9Рефлексия.(шаблон: Я МОГУ ПОХВАЛИТЬ СЕБЯ …)Тест по стихотворению Некрасова «Железная дорога».
1.Тема стихотворения
а) любовь к Родине;
б) быт и нравы крестьян при крепостном праве;
в) тяжелый труд крепостных.
2.Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:
а) повествование;
б) рассуждение;
в) описание.
3.Пейзаж увиден глазами:
а) Вани;
б) генерала;
в) пассажира.
4.Стихотворение посвящается детям, потому что:
а) они не были свидетелями описания описанных событий и должны знать правду;
б) они должны знать, как жили простые люди при крепостном праве;
в) в стихотворении упоминается мальчик Ваня.
5.Описание картины природы и сон мальчика, автор использует:
а) сравнение;
б) антитезу;
в) аллегория.
6. В строках: Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом ,стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей-
Речь идёт о:а)царе
Б)нужде
В)голоде.
7.Значение,которое приобретают слова «к жизни воззвав эти дебри бесплодные»,следующие:
А) строители железной дороги принесли цивилизацию в глухие,непроходимые леса;
Б)строители напрасно трудились в непроходимых лесах и болотах;
В) на бесплодной земле ничего нельзя сделать.
8.Укор,с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:
А) нам не ездить по этой дороге;
Б)вы наши плоды пожинаете!
В)мы не знали счастья!
9. Автор предлагает Ване:
А)перенять благородную привычку к труду;
Б)подвергнуть сомнению высказывания генерала:
В)изучать историю Родины;
10.Генерал считает русских крестьян:
А)лентяями;
Б)варварами;
В)глупцами.
9-10-5баллов
7-8-4 балла
6-3 балла.

Карточка успеха.
1.Выполнил(а) всё правильно.
2.Не уверен(а) в …заданиях.
3.Не выполнено …заданий.
4.Моя оценка –
Ключ к тесту: 1-в;2-в;3-в;4-а;5-б;6-в;7-а;8-б;9-а;10-б.