План-конспект урока по литературе на тему Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Железная дорога

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»












Открытый урок по литературе на тему:

«Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»









Выполнила: учитель
русского языка и литературы
Хусеева Ц.Н.










Яшкуль, 2012
Конспект  урока  литературы в 7 классе.
«Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога».
 
Тип урока:  Комбинированный.
Цель:  Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.
 Задачи:
Образовательные:  Научить анализировать прочитанное:
             - определять тему и идею произведения;
             - выделять композиционные части;
             -  видеть средства художественной выразительности в тексте.
                                   Повторить пройденное.
Развивающие:  Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:  Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать  культуру труда.
 
Методы:  частично-поисковый и репродуктивный
Формы:  коллективная и индивидуальная
 
Методические приемы:  чтение наизусть,  выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом,  работа по вопросам,  анализ стихотворения, составление плана,  эвристическая беседа.
Средства обучения:  портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.

Структура урока:
1 этап -  организационный
      - приветствие
      - проверка готовности к уроку
      - организация внимания
2 этап -  подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.
     - проверка домашнего задания
     - актуализация ранее полученных знаний
     - постановка учебной цели.
3 этап - обучающий
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.
4 этап - закрепление и первоначальный  контроль  изученного материала
    - тестирование
5 этап - подведение итогов урока  и постановка домашнего задания.
 
Ход урока
 
1 этап.
Орг.
Момент.
 
2 этап.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 3 этап.
Слово учителя.
 
 








 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



Тема урока: Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».
Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Главной темой своего творчества Николай Алексеевич Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.
 
 История создания стихотворения.
Стихотворение было опубликовано в 1865 году. Некрасов говорил, что, то было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1961г. Александр 2 отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовекового рабства невозможно было избавиться сразу. Некрасов считал, либеральные реформы Александра 2 обманом и высказал свое негативное отношение к реформам в таком стихотворении, как «Железная дорога». В этом стихотворении Некрасов воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой 1842-1852 гг. Руководить строительством Николай 1 поручил графу П. А. Клейнмихелю, деспоту и казнокраду. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровья и жизни рабочих.
 Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение  «Железная дорога»?
 
- Что такое эпиграф?
 
 
 
 
 
Посмотрите на эпиграф Некрасова.
- Чем он необычен?
-Что обычно в качестве эпиграфа?
- А что у нас?
- Как вы считаете, каково его значение?




 
- Какова его роль?
 
 
 
 








Какое значение имеют ремарки?
 Что такое ремарка? В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения, действующих лиц, их внешнего вида.
 
 






Как построено стихотворение?
- Сколько частей выделяет автор?
Стих «Железная дорога»
План:
1) Осенний пейзаж
2) «Правда» поэта
- царь – голод
- песнь мертвецов
- белорус
- мысли о будущем народа.
3. Мнение генерала «народ-варвар»
4. «Светлая сторона» жизни
-Внимательно прослушаем 1 часть.
( чтение 1части наизусть)

- Что представляет собой 1 часть?
Запишем в тетрадь:
1 часть. Осенний пейзаж.
 
 1. Почему Некрасов начинает свою поэму с описания тихой благодатной картины природы?

2. Что же вам показалось особенным в этом пейзаже?

























-Какова лексика 1-й части?
 

3) - С  помощью,  каких изобразительно- выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени?
- Какие средства вы знаете?
Давайте найдем их в тексте.
 
 
 
 
 
 
 
 





4) Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю

Почему родимая, а не родная Русь, ведь это слова синонимы?







5. Определите размер.
 
 


6. Впервые образ железной дороги появляется в конце 1 главы:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою

В песенной напевности 4-стопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый аллитерацией и ассонансом. (Звук «у» создает монотонность, тяжесть, душевную тяжесть.)
Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием.
Ассонанс (фр. Ассонанс - созвучие)- повтор в строке, в строфе, в фразе, порой даже в прозаическом фрагменте однородных гласных звуков.
Какой можно сделать вывод?

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.






Перейдем ко 2-й главе.
-Что можно сказать о построении 2ч?
 Вторая глава – центральная в произведении. Это своеобразный поэтический ответ Некрасова на утверждение генерала, что дорога была построена графом Клейнмихелем.

1. Какой ценой была построена дорога? Кто тот всемогущий «царь», согнавший людей на эту стройку? Почему поэт не желает «держать» Ваню в «обаянии» , обмане?



2. Возражая генералу, поэт просит разрешения «показать» Ване правду. Почему не рассказать?


3. Труд этот, Ваня, был страшно громаден –
Не по плечу одному!
Кто же, по мнению поэта, истинный строитель дороги?




4. Кто согнал на этот «громадный » труд тысячи людей? Почему поэт называет голод «царем»?
(Картина)























5. Многие – в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Как вы понимаете прозвучавшие строки?





6. Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то все косточки русские
Сколько их? Ванечка, знаешь ли ты?

Внезапно преображается лунный пейзаж, в нем все больше и больше проступают мрачные, трагические краски. Родная сторона прекрасна, но и печальна. Почему же теперь «рельсы чугунные» Некрасов называет «дороженькой»? Почему в одной строфе так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, столбики, косточки (не кости!), Ванечка?

7. Чтение «Песни мертвецов».
Начинается страшное. Как в балладах (Жуковского, Лермонтова) – мертвецы встают из могил
Это живописное видение поэта. Перед нами художник, рисующий жизнь в картинках, обращенных к нашему сердцу и разуму. Мчится по рельсам поезд. Но что это? Стук колес? Вой ветра за морозными стеклами? Чу! Прислушайтесь, - словно говорит поэт. Сперва нам видна тень странной толпы, упавшая на вагонные стекла. А потом и сами мертвецы побежали по сторонам дороги, обгоняя поезд. Светлая лунная ночь наполняется стонами, звоном ржавых лопат, скрежетом зубов, песней-плачем. Краски сменяются звуками, страшными. Почему для столь мрачной картины поэт избирает лунную ночь?

8. Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого-
Это все братья твои – мужики!
Откуда пришли на строительство дороги эти «мирные дети труда»? Почему так внезапно поэт обрывает это «пение дикое»?





9. Поэт называет мужиков-крестьян братьями Вани. Это генеральского-то сына?




10. Почему поэт, чувствуя, что Ваня напуган страшным рассказом, так горячо убеждает мальчика:
Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький, волосом рус








11. Опишите портрет простого человека, белоруса?







12. Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять
Вновь противоречие? Что же тут перенимать? Эту бессмысленную работу?
13. Почему 2 глава завершается восторженными словами во славу народного труда?

14. Обратите внимание на предпоследнюю строфу главы. В 4-х строках повторяется четырежды одно и то же слово: «вынес», «вынесет», но одинаков ли смысл этих глаголов?


















15. Вдумайтесь в сочетание «дорогу железную»: Поэт делает ударение на слове «железная», он подразумевает переносный смысл.

16. «Вынесет все, что Господь ни пошлет!» Почему поэт употребил будущее время глагола?


III глава. 1) Что мы слышим? Что это предвещает?












2) Открывается пробуждением Вани. Оказывается, толпа мертвецов лунной морозной ночью – это «сон удивительный». В чем начинает уверять мальчик отца?

3) . Поверил ли генерал словам сына?


4). Да, генерал не поверил в Ванин сон и решает в споре с поэтом, внушившем мальчику правду об истинных строителях дороги, высказать свою точку зрения. Подумайте, в чем заключается эта убежденность генерала. Как он относится к народу? Ведь облачил же он Ваню в простонародный кучерский армячок. Каким он видит народ?

3. Можно ли согласиться с генералом?



4. Поэт пытается возражать генералу, говоря, что все он рассказывал не для него, а для Вани. Мы вместе с поэтом становимся словно соучастниками напряженной схватки за душу ребенка. Кто победит в этой борьбе: поэт или генерал?




4 часть.  Окончание работ.
          « Светлая сторона» жизни.
Как построена 4 часть стихотворения?
 
 








И вот «почтенный» лабазник (торговец)- купец едет смотреть свои работы. Вглядитесь, как он обрисован поэтом. С каким чувством изображает его Некрасов? Сравните его с портретом несчастного белоруса.



 

 
 
 



Каков заработок?




Как народ откликается на поздравления лабазника?








Вот вам и  «светлая сторона»  жизни – замученные люди искренне радуются.
 
- Каково авторское отношение к изображаемому?
 
Подведем итог: О чем стихотворение?
 


Определим главную тему произведения
(Самостоятельно)
Тема: родины и судьбы народа- труженика.
 
- -Какая основная идея стихотворения?
 
Идея: Истинный строитель дороги
Народ- труженик.
 
Сделайте вывод
 
-Почему стихотворение посвящено детям?
С. Маршак: «не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»
Слова Чуковского: «Самые мрачные строфы «Железной дороги » вовсе не те, где изображаются бедствия людей, а те, где поэт говорит об их терпимости, их всегдашней готовности смиренно прощать своих мучителей».
 Поэт показал Ване удручающую картину примирения народа со своими угнетателями, торжества толстого подрядчика и «грамотеев-десятников».








 
 
 
 
 
 
 
 
 
 













 Тесты.
Взаимопроверка
 
 
Рефлексия. Подведем итог урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Каких результатов достигли?
Выучить  наизусть отрывок из ч. 2 последние 3 строфы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 










 


























С эпиграфа.


Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.
 


Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне, разговор мальчика с отцом. Этот разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их реплики предваряются авторскими ремарками.
Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Стихотворение является как бы ответом на разговор, спорит с утверждением эпиграфа, что дорогу построил граф Петр Андреевич Клейнмихель.
Кто строил дорогу?
Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения.

По ремаркам можно судить об участниках разговора: Ваня одет в кучерский армячок, это народная одежда, а он сын генерала (папаша в пальто на красной подкладке, то есть в генеральской шинели). Таким образом, кучерский армячок лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».

4 части.














Это пейзаж осенней природы.



Ощущаем трепетное чувство поэта к природе, которая излечивает душу.

Поэт создаёт прекрасную осеннюю картину самыми «простыми» красками. У Некрасова воздух здоровый, ядреный (свежий), речка студеная, лед, как тающий сахар; увянувшая трава у леса напоминает мягкую постель, в которой можно выспаться. Эта славная осень вливает в душу поэта бодрость, силы. Поэту всё отрадно видеть: ковер из осенних листьев, морозные ночи. Он восхищается красотой природы, глубоко любит свою родину.
Поэт нашел для своего описания самые безыскусные, «народные» слова, которые придали этому пейзажу удивительную красоту и убедительность:
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю

Лексика создает радостное настроение.
 
Эпитеты – усталые силы
Студеная речка, морозные ночи
Ясные, тихие дни.
Метафора- употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства между предметами (осень славная, воздух здоровый, ядреный,
Безобразье в природе)
Олицетворение - воздух бодрит
 Сравнение-  лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;
Листья, как ковер
Повтор - славная осень!
Инверсия – на речке студеной;
Лечу я; по рельсам чугунным.

Поэт называет родину родимой Русью по-народному. Та в народных песнях пелось о матери. Матушка родимая – та, что родила тебя и вырастила. Немного позже Некрасов скажет в своей поэме: «Матушка - Русь».




3-х ст. дактиль- трехсложный размер стиха, в котором ударение падает на 3 слог.
 
 
 
 
 
 
 
 
 


















Итак, Железная дорога, по которой едет поэт, становится поэтическим образом его родной земли, родины. Но, любуясь красотой этой земли, поэт не может не думать о страданиях ее народа.











Ваня умен, пытлив, любознателен, вероятно, поэту понравилось его умное лицо, добрые глаза, он так и говорит о нем, «умный Ваня», верит, что семена правды упадут на благодатную почву.

Показать правду – значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги.

Поэт употребляет эпитет «громадный», характеризуя огромные масштабы стройки. Такой труд был не под силу одному человеку, будь то Клейнмихель или даже сам царь. Народ – вот истинный творец железной дороги.

По приказу царя Николая 1 крестьяне были согнаны со всех уголков России на возведение дороги, и вместе с тем на железную дорогу устремились толпы мужиков, задавленных нуждой, разоренных помещиками. Их гнал голод, который подчинил себе людей помимо их воли. Он не щадит ни старых, ни малых. Поэт выстраивает этот образ как символическую неизбежность, преследующую обездоленного человека. Страшные, полные безысходности слова поэта о царе-голоде приводят к печальным размышлениям: армия, рабочие артели каменотесов и ткачей, тяжкий крестьянский труд – всем «водит» голод, в таком труде нет ничего возвышенного, лишь один страх - не умереть бы с голоду.

Люди возродили эти глухие места, вдохнули жизнь в дорогу, но для себя обрели «гроб» - смерть. Такой прием в литературе называется антитезой – противопоставлением. Труд на этой гибельной дороге поэт называет «страшной борьбой»- с болезнями, голодом, нуждой.

Под ковром желтых листьев, под кочками моховых болот чудятся поэту»косточки русские»- в этих словах поэта глубокое сочувствие к погибшим, отсюда и образ дороженьки. Некрасовский стих звучит как народная песня о людском горе и страданиях.








Не только потому, как отмечали дети, чтобы разглядеть эти тени. Некрасов хорошо знал народные преданья, поверья, в которых лунная ночь была непременным фоном потусторонних сил.















Поэт тревожится, что Ваня будет напуган этой песней и решает сам вступить в разговор о народной стройке. Со всех концов Руси потянулся народ на железную дорогу: с Волхова, с Оки и матушки Волги. Поэт дополняет слово «Волга» эпитетом «матушка», ведь великая река была поэтической родиной Некрасова.

Некрасов старается убедить «умного Ваню» в том, что крестьяне-творцы материальных благ, хочет, чтобы Ваня видел в этих русских людях братьев.

Генерал, отец Ваня, считает, что ребенок не должен знать правды, нужно беречь его впечатлительную душу. У поэта другое мнение: лучший учитель – тяжелая, неприкрытая правда, от которой не закроешься перчаткой, нужно знать самую горькую правду, чтобы стать гражданином «отчизны любезной», любить народ, научить его бороться за свое счастье.
Поэт, создавая образ белоруса, обращает наше внимание на то, что работа для него несчастного стала наказанием, забрала у него все силы: он, как бесчувственный робот, «тупо молчит», «механически ржавой лопатой/мерзлую землю долбит».
Нет, поэт убежден: любой труд благороден. Человек должен сделать свой труд привычной, основой жизни.

Поэт верил: труд-вершитель благополучия на земле.


«Вынес достаточно русский народ»- перенес, испытал много трагедий, войн, потрясений, страшных эпидемий, голод.
«Вынес и эту дорогу железную»- построил, завершил ценой собственных жизней.
В первоначальном варианте вместо слова «достаточно» было: «татарщину», то есть монголо-татарское иго (1243-1480). Можно догадываться о причинах такой замены: «татарщина» - дела далекого исторического прошлого, между тем как в строительстве железной дороги участвовали и татары, страдавшие вместе с русским, так зачем же их задевать этим словом, как бы способствуя тем самым национальной розни?
Железная- бездушная, немилосердная дорога, погубившая тысячи жизней.


Некрасов уверен, что и грядущие испытания, ниспосланные Богом, народ выдержит с достоинством.

Мы слышим паровозный свисток, который сыграл традиционную роль петушьего крика, предвещающего утреннюю зарю и разгоняющего призраков, которые теперь спешат скрыться из мира живых. Таковы славянские, и не только славянские, представления на этот счет. У Шекспира именно так исчезает призрак отца Гамлета.

Ваня говорит, что видел во сне, как пятитысячная толпа мужиков предстала перед Богом и Он указал: «Вот они – нашей дороги строители!»

Нет, захохотал, словно дивясь наивной выдумке ребенка.

По мнению генерала, народ ничего не может сотворить великого, разве что печные горшки. Генерал ругает народ, будь то «славянин, англосакс или германец, не умеет творить, он лишь способен разрушать».




Нет, великие зодчие, художники, простые безвестные мастера и таланты – это народ.

Поэт так долго и убедительно показывал картины народной жизни, да и Ваня проникся этой верой в народ, что перестал «закрываться перчаткою», а начинает смело возражать отцу, призывая на помощь Бога: это Он указал на истинных героев железной дороги.

4 часть продолжает словно оборванную на полуслове 3 часть: «Рад показать»- ответ лирического героя генералу. Эта часть построена с помощью приема иронии. «Светлая сторона»- описание окончания тяжелых работ.

Окончание работ:
Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у конторы

В слове «почтенный» сквозит нескрываемая авторская ирония: у кого власть да деньги, у того почет. Толстый, плотный, маленький , «красный как медь». Лицо сытое, лоснящееся от жира. А белорус обрисован тусклыми темными красками. Лабазник-ярок! Синий кафтан дорогого сукна, красное лицо! В описании белоруса видно глубокое сочувствие поэта, сострадание, то купец нарисован с явным презрением, отвращением и насмешкой.

Ничего, еще должны остались выплатить недоимку ( не уплаченную в срок часть налога) подрядчику.

Купец «прощает» им недоимку, милостиво «дарит» этот долг, угощает бочкой вина. Затем рабочие впряглись «на радостях» в телегу, посадили в нее лабазника и с криками «ура» помчали его по дороге.





Остается безрадостное, тягостное впечатление
 
О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьбе
 
 
 
 
 
 
 Автор пытается разрешить:
Кто истинный строитель дороги?
 




Будущее России Некрасов связывал с  молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа.

 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 






























 
 
 
 
 
Ответы:
1-3
2-2
3-1
4-4
5-2
 
 
 
 
 

               
   Н.А. Некрасов. «Железная дорога»
                      Тесты
 
1. Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:
       1). Пейзажной лирике
       2). Философской лирике
       3) Гражданской лирике
 
2. Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?
        1). Повествовательные, описательные
        2). Разговорные, описательные, повествовательные
        3) Разговорные, описательные.
 
3. Ведущей в стихотворении является тема:
       1) Родины и судьбы народа-труженика
       2) Труда и природы
       3) Будущего Родины и природы
 
4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?
       1)  Эпитет               2)  Метафора
        3)  Гипербола        4)  Сравнение
 
5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?
      1) удивился
      2) захохотал
      3) возмутился