Итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Организация педагогического сопровождения ученического исследования в образовательном учреждении»


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Организация педагогического сопровождения ученического исследования
в образовательном учреждении»
по теме: «Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальной школе»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 12.10 – 16.10.15
Выполнила: Панина Лариса Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №4
п. г. т. Безенчук
2015 г.
Оглавление
I. Вводная часть
1.1 Актуальность темы ………………………………………………………… 1
II. Основная часть
Этапы работы над проектом в начальной школе ………………………….2 -14
III. Практическое применение проектно – исследовательской деятельности ………………………………………………………………15 - 17
IV. Заключение ……………………………………………………………17 - 18
V. Информационные источники……………………………………………. 18
Приложение. Исследовательский проект «Фразеологизмы в русских народных сказках»
I Вводная часть
Актуальность темы
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
В. А. Сухомлинский
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
II Основная часть
Этапы работы над проектом в начальной школе
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
- по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, творческие;- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Структура проекта. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Стадии работы над проектом - это — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.Проектирование. В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.
Роль учителя. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.Презентация Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
Первое тренировочное задание уместно организовать в форме игры.
Первый этап – тренировочное занятие
Для того чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта, понадобится несколько фронтальных занятий.
Подготовка к занятиям
Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:
-        выбрать тему;
-        подумать;
-        спросить у другого человека;
-        получить информацию из книг;
-        понаблюдать;
-        посмотреть по телевизору;
-        провести эксперимент;
-        обсудить в группе;
-        подведение итогов, оформление результатов;
-       представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта;
-        презентация проекта
Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель предложить детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).
Выбор темы проекта и разработка плана проекта.
Для тренировочного проекта использовать самый простой вид – информационный.
Класс можно разделить на две группы. Каждая группа располагается за общим столом, где в центре - карточки с этапами и темами проекта. После этого объявляется, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются. Например, 1 группа – «Наши четвероногие питомцы - кошки».
2 группа – «Собаки – лучшие друзья людей».
Дальше, юным учёным объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:
«подумать»,
«спросить у другого человека»,
«получить информацию из книг»,
«понаблюдать»,
«посмотреть по телевизору»,
«провести эксперимент»,
«обсудить в группе»,
«подведение итогов»,
«оформление результатов»,
«представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта
«презентация проекта».
Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.
Подумать; Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания кошек и собак, их внешних особенностях, питании, роли в жизни человека. Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.
Спросить у другого; Нацелить ребят на то, что расспрашивать о животных можно и взрослых и других детей. Но дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.
Получить информацию из книг; Для этого заранее подобрать дополнительную литературу по темам, которые выбрали дети. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.
4. Наблюдения и эксперименты; Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):
Обобщение информации.
В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации, а учитель в индивидуальном порядке работает с каждой по мере необходимости. План работы на карточках надо прикрепить на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Для ученика начальной школы очень сложно обобщить полученные знания. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного.
Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта (например, построить график погоды в классе во время проекта и др.).
Сообщение по результатам работы (презентация проекта)
Как только информация обобщена, нужно с каждой группой готовить сообщения по теме. Первые работы, обычно, короткие, поэтому их можно объединить и выпустить в каждой группе газету или книжки-малышки. Затем каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в процессе работы. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы
Время представления проекта целесообразно ограничить 7–9 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.
III. Практическое применение проектно – исследовательской деятельности
Работа над проектом «Фразеологизмы в русских народных сказках» Наша работа над данным проектом проходила в 4 классе. Теме фразеологизмов выделено небольшое количество времени. Изучение этой темы вызвало большой интерес у обучающихся, поэтому мы решили взять эту тему для дополнительного изучения.
Проект был рассчитан на организацию детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи и истории появления фразеологизмов в русском языке.
По характеру контактов – внутришкольный. В реализации проекта участвовали классный руководитель и учащиеся 4 «В» класса, родители, библиотекарь школы. По продолжительности проект был долгосрочным (2 месяца). По доминирующей роли учащихся - информационно-творческий.Работа начиналась с определения проблемы.
Проблема. Фразеологизмы могут сделать речь более выразительной и яркой. Но для того, чтобы ввести в активный словарь фразеологизмы, необходимо знать их значение и ситуации, где их использование будет уместным. Вместе с учащимися мы определили цель проекта: узнать, что такое фразеологизмы, ознакомиться с наиболее распространенными фразеологизмами русской речи, научиться использовать их в своей речи.Задачи проекта:
-развивать творческие способности;
-обогащать словарный запас;
- приобрести навыки информационно-поисковой деятельности;
- научиться самостоятельно, работать с различной литературой и словарями; - познакомиться с разнообразием фразеологизмов;
-научиться безошибочному использованию распространенныхфразеологических оборотов в разговорной речи и восприятие их в художественном тексте.
Планирование работы:
Этап. Наблюдение за фразеологизмами в литературных произведениях.
Этап. Теория о фразеологизмах.
Этап. Посещение библиотеки, работа с фразеологическими словарями и справочниками.
Этап. Выполнение творческой работы.
Этап. Презентация творческих работ.
Этап. Создание книги « Страна фразеологизмов»
Этап. Презентация проекта.
Поиск
наблюдение за фразеологизмами, в процессе чтения,
занесение данных наблюдений в специальную таблицу,
знакомство и работа с фразеологическими словарями,
поиск ответа на вопрос: что такое фразеологизмы?
посещение библиотеки с целью узнать о разнообразии фразеологических словарей
беседа с библиотекарем на тему «Как часто учащиеся обращаются за помощью к фразеологическим словарям»
работа с фразеологическими словарями,
иллюстрирование фразеологизмов,
презентация творческих работ,
распределение изученных фразеологизмов на группы, которые характеризуют человека, его действия, характер, психологическое состояние.
Продукт
объединение всей информации в единое целое;
творческая работа над книгой;
составление текстов для книги с использованием фразеологизмов,
Презентация
презентация проекта «Фразеологизмы в русских народных сказках» на школьной научно-практической конференции
IV Заключение
Работая над темой, мы получили полное представление о фразеологизмах, научились находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также мы научились работать со словарями, использовать информацию из интернета. Мы пришли к выводу, что знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи. Они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной. Изучая эту тему, мы узнали много интересного об истории русского народа, его традициях, обычаях.
Поставленная цель и задачи выполнены.
Результаты:
научились толковать значение некоторых фразеологизмов;
узнали значения наиболее часто употребляемых в речи фразеологизмов; а также правильно употреблять их в речи;
научились понимать тексты, в которых эти фразеологизмы встречаются;
получили более полное представление о фразеологизмах русского языка;
создали книгу самых употребляемых фразеологизмов в картинках, узнали значения разных фразеологизмов и познакомились с историей их появления в нашем языке.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения эффективно применяется уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
V. Информационные источники
Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2010.
Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2010.
Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2012г.
А.И. Савенков <<Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.