Итоговая работа по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении» по теме: « Активизация познавательной деятельности слабоуспевающи


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении»
по теме:
« Активизация познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся на уроках математики ( I ступень обучения) »

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 27 по 31 октября 2014 года




Выполнила : Куценко Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБУ школа № 91






2014г
Оглавление
Введение 3
Основная часть 5
Теоретическое описание технологии 6
дифференцированного обучения
Описание изменений в образовательном процессе 7
Изменения в содержательно-технологическом блоке 8
Изменения в контрольно-оценочном блоке Изменения в ресурсном обеспечении
Выводы по ИР 10
Прогноз: эффекты и риски 11
Заключение
Список информационных источников 12






















Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ по математике значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов. Актуальная проблема школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. В связи с этим необходимо переориентировать образовательную (учебную) деятельность на уроках математики с репродуктивной на активную умственную деятельности. Активизация учащихся при обучении - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
В пункте 5 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 говорится о том ,что « в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся .Анализ учебной деятельности обучающихся на уроках математики в начальной школе показал, что большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея дифференцированного подхода в обучении как средства развития познавательной активности младших школьников.
Возникают противоречия: между высокими требованиями по математике к выпускникам и низким уровнем развития внимания, памяти, логического и абстрактного мышления учеников.
На основе выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: дети с низкой познавательной активностью не проявляют интереса к получению новых знаний на уроках математики,и, как результат , плохо обучаются, что не соответствует ФГОС.
Цель данной работы – выявить и создать необходимые условия на уроках математики в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность через создание единой системы деятельности педагога.
Обеспечить положительную динамику для развития познавательной активности, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности учащихся посредством дифференцированного подхода в обучении.
Задачи:
1.Создание максимальной помощи ученику с учетом результатов анализа контрольных работ, работы на уроке.
2. В зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей, формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.
3. Создавать условия для развития познавательных способностей посредством дифференциации, как на уроках, так и во внеклассной работе.
Ожидаемые результаты
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики позволит:
-обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика;
- доверительный контроль и тактичность оценки;
-положительная обратная связь (каждый ученик должен видеть, что учитель искренне заинтересован в его успехе);
-развитие интереса к теме
- увеличить информационную емкость урока математики .
Основная часть
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Теоретической базой опыта являются работы психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С.Выготского , П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной; идеи педагогов-ученых Г.И. Щукиной, Ф.К. Савиной, Т.И. Шамовой, С.А. Логачевской. Значимость данных исследований для нас определяется возможностью реализовать идеи личностно – ориентированного подхода.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей. Необходимо создание условий для развития познавательного интереса учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавании; введение в урок элементов дифференциации, занимательности; использование творческих заданий.
Дифференциация. Дифференциация определяется как создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета их контингента, а также как комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Для успешной работы на уроке следует выделить три группы учащихся:
1-я группа ученики с высокими учебными способностями. Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач
2-я группа – учащиеся со средними способностями. Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке. различных этапах урока. Приведём пример возможной деятельности педагога и учащихся на этапе объяснения нового материала :
Схема урока .Объяснение нового материала
I этап. Повторение пройденного.
Самостоятельная работа учащихся различной сложности.
1-я группа выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний;
-следит за работой 2-й и 3-й групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений;
готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.
2-я группа прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися 1-й группы на прошлом уроке;
проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.
3-я группа выученные правила применяет на практике, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на предыдущих уроках с учащимися 1-й и 2-й групп; повторяет материал, связанный с объяснением нового.
II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.
1-я группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.
2-я и 3-я группы. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.
2-я группа. Самостоятельная работ по образцу или опорным схемам.
3-я группа. Доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое положение по учебнику; 2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).На уроках математики использую различные виды продуктивных заданий, например: преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную):задания с недостающими или лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
Например, мы даём всем ученикам задания, одинаковые по содержанию, но разные по уровню сложности. Ведь только в процессе деятельности формируются познавательный интерес, творческие способности учащихся, сами знания становятся глубокими и прочными.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- усложнения математического материала (в задании для 3-й и 2-й групп используют однозначные числа, а для 1-й группы – двузначные);
- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (3-й и 2-й группам задача в три действия, а 1-й группе – в 4 действия);
- использование условных символов вместо чисел или отдельных цифр
(1-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными)
В сравнительной таблице 1 предлагаем задания, разные по уровню сложности, предлагаемые учащимся для самостоятельного выбора:
Таблица 1
Задания базового уровня
Задания 2 уровня
Задания 3 уровня

ТЕМА: Отношения: столько же, больше, меньше.

8,1,3,4,2,8.9 < 4
выбери числа, которые можно вставить в окошко, чтобы получилось верное равенство
< 4
Подбери числа, которые можно вставить в окошко, чтобы получилось верное равенство
7 < 8, 6 <7, 5 < 6
Разгадай правило, продолжи столбик, записав ещё три неравенства

Выбери верные неравенства и запиши их:
5< 4, 6 <7, 0>6,
Запиши верные неравенства, используя числа 3,9,2
Запиши верные неравенства, используя
выражения 2+3, 5+4,6+1

ТЕМА: Однозначные числа.

Запиши числа в порядке возрастания
7,3,8,6,9,2,5,4,1
Запиши пропущенные числа
2,3,6,9
Разгадай правило и запиши ещё 5 чисел
1,2,3,4,5

Задания с выбором правильного решения:
В школьном кружке 5 девочек. Это на 2 человека меньше, чем мальчиков. Сколько мальчиков в кружке?
Попробуй найти верную схему задачи
Выбери верное выражение

4+2, 5 – 2, 2 + 5, 2 + 2, 5 + 5
2. Задания с применением классификации Выпишите в первый ряд примеры на сложение, а во второй – примеры на вычитание. Соедините стрелками примеры первого и второго столбиков, связанные между собой.
5 + 4 9 – 4
8 – 3 4 + 2
9 – 1 5 + 3
6 + 3 9 – 6
6 – 2 1 + 8

Выводы
Прогноз: эффекты и риски
Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интересов учащихся; взаимосвязь познавательной и практической деятельности должна удовлетворять запросы и тех, кто углублялся в процессе познания, и тех, кто стремился непосредственно видеть результат своих практических материальных условий; взаимосвязь познания и игры должна давать пищу развитию ума, творчества школьника. Реализуя дифференцированный подход в обучении, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность.
Риски.
Вовлечение всех учащихся в совместный труд требует большой, продуманной подготовки учителя к уроку. Педагог должен в первую очередь изучить методическую литературу по данной теме, изучить опыт передовых учителей, учителей – новаторов. Деление на группы должно осуществляться в игровой форме, не обижая слабоуспевающих учащихся.
Заключение
Таким, образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.





Список информационных источников:
Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации.- М.: Просвещение, 1994.
Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Просвещение, 1998.
Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 1988.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.
Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. – Волгоград: Учитель, 2009.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




















Рисунок 6¬ђ Заголовок 1 Заголовок 3¬ђ Заголовок 4 Заголовок 615