Урок литературы Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина Зимняя дорога и С. Есенина Пороша

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Новосильское
Тербунского муниципального района Липецкой области






Открытый урок литературы в 6 классе






Сравнительный анализ стихотворений С. Есенина «Пороша» и А. С. Пушкина «Зимняя дорога»









Автор: учитель русского языка и литературы
высшей категории Герасимова Надежда Николаевна
















Новосильское, 2017


Тема урока: «Сравнительный анализ стихотворений С. Есенина «Пороша» и А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Цель:  методом сопоставительного анализа выявить сходства и различия в раскрытии аналогичных тем указанных стихотворений С. Есенина и А. С. Пушкина, в использовании выразительных средств, особенностях образной системы. Задачи:
образовательная: формировать навыки сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию,
развивающая: совершенствовать умение анализа художественного произведения, выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, формировать регулятивные, коммуникативные УУД,
воспитательная: воспитывать любовь к родной природе и литературе, эстетический вкус, формировать личностные УУД.

Основные понятия: тема, идея произведения, художественно-
изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, сравнение).
Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: творческая мастерская.

Сценарий урока
Стадия вызова. Эмоциональный настрой.
Приветствие. Посмотрите за окно. Какой сегодня день? Удивительно хорош мир, в котором мы живем.
Мотивация к деятельности
Скажите, а чем хорош мир за окном? (Ответы) Легко ли вам оценить, подобрать слова? (Нет) А как этому научиться? (Больше читать, анализировать, писать самим)
Будем учиться!
Учитель
Уж коли за окном – зима, то и говорить сегодня будем о ней! Вы любите зиму?
Звучит музыка (П. И. Чайковский. Времена года. Зима. Декабрь)
Показ презентации «Картины русских художников о зиме» - под музыку Чайковского.
После просмотра:
Какую музыку вы слышали?

А сколько замечательных стихов о зиме!
«Попурри» из отрывков стихов о зиме (читаем хором)
«Буря мглою небо кроет», «Мороз и солнце – день чудесный», «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница – зима», «Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь», «Белая береза под моим окном», «Вот моя деревня, вот мой дом родной», «Однажды в студеную зимнюю пору», «Чародейкою зимою околдован лес стоит»

У вас под рукой «Сундучок «зимних» слов» (листы бумаги с рисунком сундучка и репродукциями картин о зиме). Заполняйте его!
Учащиеся записывают понравившиеся слова из прочитанных отрывков.
На слайде два стихотворения о зиме: С.А.Есенина «Пороша» и А.С.Пушкина «Зимняя дорога».
А почему стихотворений два?
- Зачем сравнивать произведения? (В сравнении лучше выявляется своеобразие).

Целеполагание
Попробуем определить цель нашего занятия. (На слайде вопросы: зачем и как?)
Учащиеся формулируют цель и задачи урока (зачем?), пытаются определить способы решения задачи (как?).

Основания для сравнения стихотворений (На слайде)
Можно приступать к выполнению сразу? (Нет. Надо вспомнить понятия, термины)

Актуализация полученных ранее знаний.

Пейзаж - ? Лирический герой - Олицетворение - Метафора - Эпитет - Аллитерация - Сравнение - Ямб - Хорей -
Добывание знаний в новой ситуации
Самостоятельная работа в группах по основаниям для сравнения.
- Тема произведения - Преобладающее настроение - Образная система - Образ лирического героя - Изобразительные средства - Стихотворный размер - Идея произведения
Выступления представителей каждой группы с наработанным материалом.
В обсуждении участвуют все учащиеся (дополнения, уточнения).

Обобщающая таблица (каждый заполняет самостоятельно)

Основания для сравнения художественных произведения
Черты сходства

Тема произведений
Описание зимнего пейзажа

Образная система
Снег, дорога

Образы лирических героев
ЛГ – путники, едущие по зимней дороге.

Изобразительные средства
Метафоры, эпитеты, олицетворения

Размер
Хорей

Идея произведений
Размышления о жизни, о единстве человека и природы



Сравнение с записью на слайде.

Выразительное чтение наизусть анализируемых стихотворений (опережающее домашнее задание)

«Сундучок»! (Запись «зимних» слов) В форме синквейна (снег, снежинка, мороз)


Творческое применение полученных знаний. Сочинение – миниатюра «Зимняя лунная ночь» (Фон – «Лунная соната» Бетховена)

Чтение учащимися своих работ и их оценка.

Рефлексия
- Сегодня я узнала... - Было интересно... - Было сложно... - Я
выполняла задание... Теперь я могу... У меня получилось... - Я смогла... - Мне захотелось...


Домашнее задание (на выбор):
1. Напиши сочинение на одну из предложенных тем: «Первый снег», «Какой бывает снег?».
2. Напиши сказку «Путешествие снежинки».
Общее задание: прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Зимняя дорога» полностью и познакомьтесь с историей его создания.