О красном вечере задумалась дорога. С. Есенин


Лингвистический анализ художественного текста (стихотворение С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога»)
Цель: выявление языковой специфики художественного произведения, тех речевых средств, которые помогают понять идейно-художественное содержание текста, позволяют интерпретировать его адекватно авторскому замыслу, а в целом – рассмотреть как феномен словесного искусства; способствовать развитию научно-исследовательских способностей учащихся.
О КРАСНОМ ВЕЧЕРЕ ЗАДУМАЛАСЬ ДОРОГА
1.О красном вечере задумалась дорога,2. Кусты рябин туманней глубины.3. Изба-старуха челюстью порога4. Жует пахучий мякиш тишины.

5. Осенний холод ласково и кротко6. Крадется мглой к овсяному двору;7. Сквозь синь стекла желтоволосый отрок8. Лучит глаза на галочью игру.
9. Обняв трубу, сверкает по повети10. Зола зеленая из розовой печи.11. Кого-то нет, и тонкогубый ветер12. О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
13. Кому-то пятками уже не мять по рощам14. Щербленый лист и золото травы.15. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,16. Целует клюв нахохленной совы.
17. Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,18. Дорога белая узорит скользкий ров...19. И нежно охает ячменная солома,20. Свисая с губ кивающих коров.
(С.А. Есенин)
(ЛАХТ учит наблюдать и думать, правильно классифицировать речевые явления, терминологически верно, логично, точно, аргументированно излагать свою точку зрения на предмет исследования, гармонично сочетать анализ и синтез. Способствует более адекватному восприятию произведения, глубокому проникновению в авторский замысел и помогает осознавать литературное произведение как феномен словесного искусства. Он является ключом читательской культуры в основе которой лежит осмысление художественного текста как познавательно-эстетической деятельности.
Одним из ярких произведений Сергея Есенина является стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».
Стихотворение построено на основе контраста6 прошлое и настоящее изображается автором.
1.Жанр близок к идиллии. (Идилия-1) поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы. 2) Мирное, счастливое существование.
2. Тема. Тема Родины и неразрывного с нею детства. Как источник жизненных сил. Автор говорил об истинной любви к родной земле и неизбывной тоске вдали от неё. Говорил об идеальной человеческой жизни в родно краю. Звучит вечная тема жизни и смерти: смерть неизбежна; жизнь мимолетна, переходяща и прекрасна; природа гармонична; человек одинок; на смену одному поколению приходит другое.
2.а) Идея. Любовь, тоска по прошлому, ностальгия по Родине, невозможность вернуться в прошлое. Центральным образом в стихотворении является образ Родины.
3. Основную эмоциональную тональность стихотворения определяют грусть, тоска, боль. ( Звучит в стихотворении боль, тоска, грусть. Такое стихотворение называется ЭЛЕГИЕЙ). Элегия – лирическое стихотворение проникнутое грустью, а также музыкальная пьеса такого характера.
4. Изобразительно – выразительные средства.
а) ярким фонетическим средством художественной выразительности являются ассонансы. (Ассонанс – повтор гласного или группы гласных) (5-я, 6-я строка – осенний холод ласково и коротко
крадется мглой к овсяному двору.
Наблюдается ассонанс на «о»,
- Что подчеркивается автором?
Подчеркивает ощущение надвигающегося холода, чувство тревоги, напряжения, тоски, печаль.
18-я строка – Дорога белая узорит скользкий ров
Наблюдается ассонанс на «о»
-Что подчеркивается словом ров? Ров – это длинное углубление, вырытое в земле, т.е. это опасность
- Что означает слово дорога? Дорога – это жизнь
Говорится о том, что жизнь полна всего
Следовательно, «о» - волевой эффект данного стихотворения.
Особую эмоционально-смысловую нагрузку несут на себе многочисленные аллитерации.
- что такое аллитерация ?-Аллитерация – повтор согласного или группы согласных, усиливающий звуковую выразительность художественной речи.
4-я строка. Жуёт пахучий мякиш тишины.
Наблюдается аллитерация на звуки ш, ч.
Подчеркивается тишина. Настоящее и прошлое.
Из настоящего происходит прорыв в прошлое.
10-я строка – Зола зеленая из розовой печи
Аллитерация на звук з
Задает радостную, светлую тональность.
11-я строка. Кого-то нет. И тонкогубый ветер
Аллитерация на звук т, н, к.
- Что подчеркивается автором?
Очень напряженно звучит утрата – утрата прошлого, утрата детства, утрата лучшего. Эта строка является ролевым центром стихотворения
12-я строка – О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи
Аллитерация на звук – ш
- Что подчеркивается автором?
- Подчеркивается неизвестность, настоящее туманно, темно. Оно пронизано болью.
Б) Морфемные и словообразовательные особенности.
Пахучий (пахнущий)
Постоянно подчеркивается
- укажите слова, образованные сложением двух основ
Желтоволосый (Слово ассоциируется с хлебом, солнцем, жизнью)
Тонкогубый (Слово означает – злой, сердитый)
- укажите глаголы, образованные от существительных.
Лучит и узорит – образованы от существительных луч и узор (это слова с живой, внутренней формой). Он лучит глаза, как бы излучает свет.
- Укажите прилагательное в сравнительной степени.
Туманней – сравнительная степень прилагательного. (В языке запрещено, возможно в речи). Усиление подчеркивается
Способствует опредмечиванию прилагательного (неизвестность показана).
Определяет прошлое. Делает грань между настоящим.
В) Лексический уровень.
Основной лексический пласт стихотворения составляют слова сематической группы.
Осень
(осенний холод, золото травы, солома)
Вечер
(красный вечер, крадется мглой, в ночи, совы, хмарь)
Крестьянский быт
(изба-старуха, поры, овсяный двор, стекла повесть, зола, печь, труба, хлев, ров, солома, корова)
Живая природа
(кусты рябин, старуха, отрок, галочью-галки, сова, корова, рощи)
Человек – часть природы. Природа всегда гармонична.
Старуха – настоящее, отрок – прошлое.
Слова, подчеркивающие физиологические особенности и человека, и животных.
(Старуха, челюсть, отрок, глаза, пятки, тонкогубый, клюв, губы)
(Т.е., все на равных, у всех есть право на жизнь).
Зрительные ощущения
(Туманней, старуха, мглой, лучит глаза, сверкает, гуще хмарь)
Слуховые ощущения
(Тишины, галочью игру, шепчет, тягучий вздох, звоном тощий, покой, охает)
Обонятельные ощущения
(пахучий)
Осязательные ощущения
(мякиш, холод, скользкий)
- Есть ли конкретный лирический герой в стихотворении?
-Нет конкретного лирического героя: кто-то кого-то. Этот кто-то проникает в душу. Возникает эффект сопереживания.
Световая лексика
(туманней, мглой, лучит, сверкает, золото, гущ, хмарь)
Цветовая лексика
(красный вечер (закат), синь стекла (небо, символ чистоты, невинности))
Желтоволосый мальчик (образ славянского мальчика). Зола зеленая (несбывшиеся мечты). Розовая печь (огонь, отцветы, тепло). Золото (указывает на цвет). Дорога белая - мотив неизвестности, неизвестно что впереди.
Стихотворение (начинается с дорогой (1-я строка, заканчивается тоже с дорогой 18 строка )).
Устаревшие слова
(отрок –архаизм (явление осталось, но получило новое название )). Отрок – мальчик – подросток в возрасте между ребенком и юношей, а новое название – отрочество.
Детство и прошлое идеализируются.
Диалектизм (слово или оборот речи из какого-нибудь диалекта т.е., местное наречие. Хмарь – мгла – пелена тумана)
Синонимы
мгла – хмарь
гуща – туманней
Тишина – покой, дрёма
Ласково – нежно
( Эти слова являются синонимами, но оттенки значений разные ).
Тропы
Эпитеты (красный вечер, пахучий мякиш, зола зеленая, розовая печь, тягучий вздох, тощий звон. Эти слова образно характеризуют предмет)
Метафоры
(мякиш тишины, золото травы, тягучий вздох, звоном тощим)
Олицетворения
(Задумалась дорога, холод крадется, тонкогубый ветер шепчет, обняв трубу, вздох целует, охает солома)
Все вокруг живое
Сравнения
(изба – старуха, холод крадется мглой)
Синекдоха (СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ОБОРОТ, СТОСТОЯЩИЙ В УПОТРЕБЛЕНИИ НАЗВАНИЯ БОЛЬШЕГО В ЗНАЧЕНИИ МЕНЬШЕГО, ЦЕЛОГО В ЗНАЧЕНИИ ЧАСТИ И НАОБРОТ)
(Щербленый лист) – для создания обобщенного образа
- Для чего используют тропы?
- Для того, чтобы в образно форме передать идейно-тематическое и эмоциональное содержание текста. Тропы передают особую выразительность.
Г) морфологические особенности. С морфологической точки зрения стихотворение С. Есенина интересно тем, что в нем широко употребляются имена существительные.
Больше существительных, потому что возникает конкретный образ – образ Родины.
Преобладают конкретные имена существительные (дорога, изба, кусты рябины…)
Отвлеченные (глубина, тишина, покой, дрема). Они использованы для создания грустного настроения.
Прилагательные – качественные, относительные (ячменный, овсяный). Показывают опредмечивание.
Глаголы (задумалась сов. в.. А все остальные глаголы несов. Вида наст. Времени) это позволяет автору подчеркнуть жизненность, вечность, насущность поиска смысла бытия, раздумий о смене поколений, смерти и бессмертии.
- Почему автор использовал глаголы? (заканчивается определенный этап жизни. Человек стоит перед фактом осмысления жизни.)
- Несовершенный вид указывает на длительность, безрезультативность. Описание настоящего и прошлого. Настоящее время указывает на корни жизни. На то, что дает жизнь.
Местоимения (неопределенные местоимения (кого-то, кому-то). Они указывают на автора, на лирического героя)
Д. Синтаксические особенности.
Обращают на себя внимание синтаксические особенности стихотворения.
- По цели высказывания какие предложения использовал автор?
С. Есенин преимущественно использовал повествовательные предложения.
- Тип речи – описание.
-Чем осложнены предложения? Предложения осложнены деепричастными оборотами, однородными членами предложения, причастным оборотом.
-Какую функцию выполняют однородные члены предложения в данном тексте?
- Однородные члены предложения разнопланово показывают предмет.
- Что показывают причастные и деепричастные обороты?
-Причастные и деепричастные обороты показывают дополнительные действия.
- Что показывают сложные предложения?
- Бессоюзные сложные предложения указывают на одновременность события, действия. Сложные предложения позволяют рассмотреть одновременность в рамках большого полотна.
6. –Что показывает композиционный центр стихотворения?
- Боль. Это болевой центр.
-Существует фигура умолчания. Фигура умолчания вводит в художественное произведение что-то недосказанное, скрытое, т.е. умолчание. Фигура умолчания вводит нас в будущее. У читателя возникает классическая мысль: нет настоящего, нет будущего.
7. Образ автора (с лингвистической точки зрения). – это эстетически организованная система словесно-речевых средств и художественных образов, выражающая авторское представление о мире, идею художественного произведения.
Специфической особенностью художественного текста является функция эстетического воздействия.
Авторское представление темы о Родине и связанном с нею детстве как источнике жизненных сил; об истинной любви к родной земле и неизбывной тоске вдали от нее. Об идеальной человеческой жизни в родном краю.
Выводы:
Сергей Есенин в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога» показал, что в центре произведения изображается внутренний мир лирического героя, его чувства и переживания и возлелеянный им образ далекой, но горячо любимой Родины, с которой неразрывно связано светлое детство. С помощью разнообразных языковых средств, находящихся друг с другом в неразрывном единстве передается грустное, тягостное ощущение какой-то ошибки, чувства ностальгии по прошлому и вечной связи с родной землей. Большая любовь к малой родине и верность ей.
Сегодняшний наш урок мне хочется заершить словами великого русского писателя А.П.Чехова «Понимать по-своему не грех, надо чтобы автор не обиделся.»