Урок — тренинг Толерантность — что это такое?


Тренинг. Правила проведения.
Методическая разработка
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение.
Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения.
В начале каждого занятия важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на день. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу по определенной теме, включиться в ситуацию «здесь и сейчас». Эти упражнения группой обычно не обсуждаются.
Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, мотивирования и включения участников в работу, а также определения дальнейшего направления движения.
Успех тренинга в большой степени определяется соблюдением специфических принципов работы группы:
- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия — игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
- принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают коммуникативные проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;
- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);
- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апелируют к прошлому опыту;
- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.
Средством решения задач тренинга служат групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Именно эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.
Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается ряд групповых коммуникативных навыков.
В ролевой игре упор уже делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой с успехом переносятся в реальную жизнь. Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира. Повышение такого рода чувствительности, лежащей в основе способности человека понимать других людей, иногда является основной целью тренинга
Тренинг толерантности
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад образования в развитие культуры мира.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости.
Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости:
•  оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
•  игнорирование (отказ в беседе, в признании);
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
•  поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
•  преследования, запугивания, угрозы;
•  дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);
•  расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
•  ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");
•  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
•  фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
•  империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);
•  эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
•  осквернение религиозных или культурных символов;
•  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
•  изгнание (официальное или насильственное);
•  репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются остракизму; известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над "чужими". В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей.
Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Позитивную этническую идентичность можно рассматривать, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой, - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Ее формирование предполагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности и достижения и в то же время - постижение многообразия культурного и этнического мира, отказ от противоположности "меньшинство-большинство", "титульный-нетитульный", принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания, понимание непохожести и единства как двух сторон одного и того же процесса.
Участники группы должны осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Кроме того, в тренинге ставится важная проблема "границ" толерантности. В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.
Важной целью тренинга является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации.
Для решения поставленных целей используются различные методы: ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние "здесь и теперь".
Одна из главных задач предлагаемого тренинга - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы.  
Тренинг состоит из четырех блоков – занятий. Возможно проведение блока самостоятельно, как отдельного занятия (без проведения других блоков).
Форма проведения:
Групповые занятия. Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю. Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение.
Занятие 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО?
Цели:
понятие «толерантность»;
стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности на основе выработки «научного определения», посредством экспрессивной формы,  с использованием ассоциативного ряда.
Вводная частьЦель: - введение в проблемуНеобходимое время: 25 минут.
Процедура проведения:
Принимаются правила работы в группе.
.
«Заключение контракта».
Выработка правил группы. Производится с помощью мозгового штурма. Записать все выработанные правила на доске или листе ватмана.
1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).
2. Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.
3. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.
4. Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.
5. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
6. Активность: чаще всего те, кто проявляют активность на занятиях приобретают по окончании курса больше, чем те, кто был пассивен на занятиях. И др. правила
Затем ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости. (Лекция готовится ведущим самостоятельно).
В заключение ведущий представляет написанные доске цели тренинга и рассказывает о них.
ЗнакомствоНеобходимое время: 15 минут.Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы, ).
Процедура проведения (возможные варианты). 
Упражнение «Снежный ком». 
Процедура проведения: Участники группы сидят в кругу.Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся, до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.
Разминка
Необходимое время: 10 минут
Цели:
* создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
*Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группыУпражнение «Чем мы похожи»Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу. 
Упражнение «Комплименты»
Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Основное содержание занятия
Необходимое время: 20 минут.
Цели:
дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;
показать многоаспектность понятия «толерантность».
Упражнение «Что такое "толерантность"»Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана ( на одной стороне слова "Толерантность - это...", а на другой - определения. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или на стены так, чтобы на лицевой стороне было написано "Толерантность - это". После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.)
Определения толерантности.
Сотрудничество дух партнерства.
Готовность мирится с чужим мнением.
Уважение человеческого достоинства.
Уважение прав других.
Принитие другого таким, какой он есть.
Способность поставить себя на сесто другого.
Уважение права быть иным.
Признание многообразия.
Признание равенства других.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Подготовка:  определения толерантности , написанные на больших листах ватмана, прикрепить перед началом занятия к доске ( к стенам) оборотной стороной к аудитории.
Процедура проведения: Ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. (Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности).
Определение должно быть кратким и емким.
После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.
После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:
Что отличает каждое определение?
Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
Какое определение наиболее удачно?
Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:
Понятие «толерантность» имеет множество сторон.
Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
Рефлексия занятия
Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
Занятие 2 .ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО?1. РазминкаНеобходимое время: 5 минут.
Цели: — повышение сплоченности группы. 
Упражнение «Общий ритм»Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.
2. Основное содержание занятия  Необходимое время: 20 минут.
Цели:- продолжение работы с определениями толерантности;- развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения
Упражнение: «Эмблема толерантности»
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. (Ведущий отмечает, что Обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне.) Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему толерантности.
Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. (группы 3-5 чел). Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп выбирает представителя от группы, который должен объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение— 3—5 мин.).
Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.
Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:
Что общего между эмблемами?
С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания эмблемы и лозунга?
Рефлексия занятия
Что нового вы узнали о понятии «толерантность» по сравнению с предыдущим занятием?
Какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?
Занятие 3. Толерантная личностьЦель: - дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.1. Разминкавремя: 10 минут.
Цель: - самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.
Упражнение «Превращения»Процедура проведения. Участники сидят в кругу.
Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:
«Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...);
«Если бы я был карандашом, то бы... (был красным …..) »; «Если бы я был песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.
2. Основное содержание занятия
Необходимое время: 15 минут.Цели: * ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Упражнение «Черты толерантной личности»Материалы:
а) бланки опросника для каждого участника «Черты толерантной личности»;
б) бланк опросника с колонкой В на большом листе (прикрепляется на доску или стену).
Черты толерантной личности  Колонка А Колонка В
1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость к различиям 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию ------------ ------------
Черты толерантной личности  Колонка В
1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость к различиям 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию Процедура проведения. Участники получают бланки опросника
Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; и «О» - напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.На заполнение опросника дается 3—5 минут.  Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску.
Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству.
Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром, портретом толерантной личности (с точки зрения данной группы).Участники получают возможность:
Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.
Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
Рефлексия занятия
Какие качества присущи толерантной личности?
возможно развить в себе эти качества?
Занятие 4. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
Цели:
показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим;
показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности;
поддержать процесс формирования у старшеклассников позитивной самооценки;
дать возможность подростку осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет тем, каким его видят окружающие;
1, Разминка.   Необходимое время: 5 минут.
Цель:  повышение настроения и самооценки, активизация участников группы
Упражнение «Аплодисменты»Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис'» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал .2.Основное содержание занятияНеобходимое время: 20 минут.Цель:
* развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
* развитие способности к самоанализу
Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»
Материалы: бланки с табличками для каждого участника
Мои лучшие черты
Мои способности и таланты Мои достижения
Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках. 
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостны события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу.
Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.
«Мои лучшие черты» (возможны варианты: (Что я люблю в себе), За что я люблю себя)): в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
На заполнение опросника дается 3—5 минут. 
Затем Ведущий предлагает членам группы зачитать свои памятки и заполняет графы большой таблицы.
Заполненные памятки остаются у участников.
Рефлексия занятия
У каждого из нас есть «сильные» стороны?
Каждый может гордиться собой?
Каждый может быть примером для подражания?