Конспект урока на тему С.А.Есенин Черёмуха


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературного чтения
4 класс
Тема: С.А.Есенин «Черёмуха»
Подготовила
учитель начальных классов
Аксёнова Галина Валентиновна
2015
Тема урока: С.А. Есенин «Черёмуха»
Цель: 1)познакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина; 2)учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом, символикой; 3)формировать навыки выразительного чтения; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, творческие способности, эмоциональную сферу, обогащать словарный запас детей; 4) содействовать развитию универсальных учебных действий:
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; высказывать предположения,
обсуждать проблемные вопросы
характеризовать качества, признаки объекта.
Оборудование: портрет С.А. Есенина, учебник «Литературное чтение» 2 часть, компьютер, презентация. Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организация класса на работу. Психологический настрой. Громко прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты,Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем!
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
II. Актуализация знаний учащихся.: Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- Что объединяет эти два отрывка? (Зима, природа, С.Есенин)
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха».
-Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение) -Для чего вам это нужно?(Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим.) - Так же мы продолжим с вами учиться сравнивать, анализировать и размышлять над стихотворением. - Прочитайте высказывание поэта и вглядитесь в его портрет.(на фоне спокойной лирической музыки)Я думаю: Как прекрасна Земля и на ней человек».- Подумайте над высказыванием поэта. Что помогли вам понять эти строки?(Поэт умел видеть красоту Земли, любил природу, людей, посвящал поэзию русскому народу) III.Работа по теме урока. -Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух–прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
-Что такое черемуха? (Дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)
1. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения Сергея Есенина “Черемуха”.
- Я прочту стихотворение “Черемуха”, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
-Прочитайте про себя стихотворение и представьте в своем воображении картины, нарисуйте словами эти картины.
-Прочитаем первую строфу вместе. Какие картины возникли в вашем воображении?
( Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца.) -А теперь выразительно прочитаем вторую строфу вместе. Какую картину нарисуем словами? ( Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.) -Почему? ( Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная.)
-А как вы понимаете выражение “зелень пряная”( С острым ароматным запахом.)
-А теперь выразительно прочитаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка! Какую картину нарисуем?(Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.) -Как вы понимаете слово “проталинка”?( Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.)
-А теперь выразительно прочитаем четвертую строфу вместе. Нарисуйте словами картины. (Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.) -Пятую строфу читаю сама. Я долго думала, какой бы рисунок я нарисовала. Весной гремучею (громкою) все ветки обдает (обмывает, брызгает). Это тень (ручей обливает). Черемуху расположим на левом круче берега.
-Как вы понимаете слово “круча” (обрыв), “вкрадчиво” (осторожно, доверительно, любезно).
-Итак, какие картины мы нарисуем. Они будут разными. На фоне воображаемых картин проведем физкультминутку, используя строчки стихотворения. Физкультминутка Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре. 2. Вторичное чтение. - А теперь вы попытаетесь сами прочитать стихотворение, обращая внимание на его интонацию, знаки препинания и смысл каждого слова. (Чтение стихотворения учащимися). 3. Обмен впечатлениями . -Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.(Почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.) -А какими красками передать на картине это настроение? Какие краски вы будете использовать? (Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую.) 4. Работа с эпитетами -При помощи каких слов поэт передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая). -Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый.( Эпитеты.) -Что такое эпитет? (Образное художественное определение свойств предмета.) Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной. -Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха? (Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.) -Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна и черемуха расцвела). Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
IV.Закрепление пройденного.- Сейчас я узнаю какими внимательными читателями вы были на уроке. Добавьте гласные и назовите слова из стихотворения: ч р м х (черёмуха), к д р (кудри), з л н ь (зелень), с р б р н й (серебряный), ч р м ч (гремучею), пр т л н к (проталинки), д ш ст (душистая), м д в н (медвяная).
V. Итог урока. - Какие открытия вы сделали на уроке? Что нового узнали?- Через какие образы мы увидели красоту земли в стихотворении «Черёмуха»?
VI Домашнее задание.
Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения. Выучить стихотворение «Черёмуха»наизусть на стр. 56 VII. Рефлексия.
-Ребята на доске «Дерево чувств». Если чувствовали себя хорошо, комфортно, то прикрепите на дерево яблоко красного  цвета, если нет,  зелёного.