Конспект урока литературного чтения по теме: С.А. Есенин. Топи да болота и Сыплет черемуха снегом

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Разработала: студентка гр. ПНК-3 Волкова Ольга Дмитриевна

Конспект урока литературного чтения в 3 «А» классе
на тему: С.А. Есенин «Топи да болота», «Сыплет черемуха снегом».


Учитель:
Осипова С.Ю.__________
Методист:
Исаева С.А. __________



Дзержинск – 2016
Тема
С.А. Есенин «Топи да болота», «Сыплет черемуха снегом».

УМК
Начальная школа XXI века

Цель
Знакомство со стихотворениями С.А. Есенина «Топи да болота», «Сыплет черемуха снегом».

Задачи
Образовательные:
Повторить ранее изученные произведения С.А. Есенина;
Способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение;
Развивать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения на примере стихотворений «Топи да болота», «Сыплет черемуха снегом».
Развивающие:
Развивать познавательные процессы детей: память, внимание, мышление, речь, воображение;
Развивать умение обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
Создать условия для воспитания чувства любви к Родине.

Тип урока
Открытие новых знаний


Планируемые результаты
Предметные
Называют произведения автора;
Сообщают тему произведения, главную мысль.

Метапредметные
Познавательные УУД:
Читают произведение осознанно, выразительно, правильно;
Проявляют познавательную активность на уроке;
Обобщают изученный материал, делают выводы.
Регулятивные УУД:
Оценивают свою работу на уроке;
Соблюдают дисциплину на уроке.
Коммуникативные УУД:
Составляют небольшие монологические высказывания;
Излагают свою точку зрения и оценку событий, аргументируют своё мнение.

Личностные
Выражают своё мировоззрение, в основе которого лежит собственное отношение к Родине.


Литература и интернет-ресурсы
Основная
Хрестоматия литературного чтения для 3 класса, ч.2, Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.


Дополнительная



Оборудование
Для учителя
ТСО-компьютер (презентация), хрестоматия.

Для учащихся
Хрестоматия.


План урока
Организационный момент –
Подготовка к первичному восприятию текста –
Первичное восприятие текста –
Проверка первичного восприятия текста –
Мотивация перечитывания и анализа произведения –
Вторичное восприятие текста и анализ произведения –
Обобщение результатов анализа произведения –
Рефлексия –

Ход урока
Этап
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы, методы и средства
Формируемые УУД

Орг. момент
Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Здравствуйте, ребята!
- Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.
Садятся на свои места
Слово учителя.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Личностные: действие смыслообразования.

Подготовка к первичному восприятию текста
Создание соответствующей эмоциональной атмосферы, оживление жизненных впечатлений детей, необходимых для восприятия текста.
- Ребята, посмотрите на доску и назовите мне пожалуйста к какому стихотворению относится каждая картина.
1.Картина (Я покинул родимый дом)
2. Картина (Нивы сжаты)
3. Картина (Береза)
4. Картина (Бабушкины сказки)
5. Картина (Топи да болота)
-Ребята, как вы думаете, о чем может быть стихотворение, которое изображено на данной картине?
-Хорошо. Сейчас мы послушаем стихотворение и проверим ваши предположения.















Я покинул родимый дом
Нивы сжаты
Береза
Бабушкины сказки

О том, что плохо ехать по болоту.

Фронтальная беседа, рассказ.






















































Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация

Первичное восприятие текста
Обеспечение эмоциональности восприятия, интереса к изучаемому произведению
- Послушайте стихотворения С.А. Есенина и готовьтесь рассказать, какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?
Слушают стихотворение.
Демонстрация, презентация.



Проверка первичного восприятия текста
Оценка качества сам. восприятия текста, корректировка задуманного учителем хода анализа текста.
- Какое впечатление произвело на вас произведение?



-Какое настроение передает это стихотворение?
-О чем это стихотворение?
-Как вы думаете с каким настроением писал его С.А. Есенин?


- Ребята, какие слова вам показались незнакомы в этом стихотворении?
-Как вы думаете, что обозначает слово плат?
-Как вы думаете, что такое гомон?
-Как вы думаете, что обозначает слово слухают?
-А теперь, мы сравним ваши предположения с правильным вариантом, которой написан на слайде.
-Плат-небольшой платок, покрывало.
-Гомон- шум от множества голосов, звуков.
-Слухают-народная форма слова слушают


Произвело положительное впечатление. Очень понравилось.

Грустное или веселое.

О родном крае.
С грустью, он скучает по родному краю

Плат, гомон, слухают.



Платок
Шум голосов

Слушают







Слушают объяснение учителя

Фронтальная беседа, презентация.




Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.
Регулятивные:
прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация.

Мотивация перечитывания и анализа произведения
Пробуждение интереса к перечитыванию текста, потребности в аналитической работе.
- Давайте откроем с вами хрестоматию на странице 178, и вы прочитаете стихотворение про себя.
-Посмотрите пожалуйста сколько строф в данном стихотворении?
-Матвей, прочитай первую строфу.
-Лера, прочитай вторую строфу
-А теперь, найдите мне в этом стихотворении олицетворение?
-Скажите пожалуйста, какие эпитеты использовал автор?





-Все верно молодцы. А скажите мне пожалуйста, что такое метафора?
-Есть ли в этом стихотворении метафора? Приведите примеры.


Открывают хрестоматию, читают стихотворение.


2 строфы.

Читает.

Читает.
Слухают ракиты.

Синий плат, хвойной позолотой, лесных кудрей, суховатой липой, посвист ветряной, край забытый и край родной.
Метафора- это переносное значение слов.
Приводят примеры.
Презентация, работа с учебной книгой, фронтальная беседа, словарная работа.




















Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.
Регулятивные:
прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вторичное восприятие текста и анализ произведения
Обеспечение внимания детей к деталям и идейному содержанию текста.
-Верно, а теперь посмотрите на доску и посмотрите видео.

-Скажите мне, какая главная тема этого стихотворения?

-А теперь, я даю вам время прочитать это стихотворение еще раз и потом вызову несколько человек прочитать на оценку.
-Я приглашаю на нашу импровизированную сцену 5 человек, которые прочитают стихотворение, а остальные помогут мне поставить им оценки.



Смотрят видеозапись.

Главная тема-это любовь к родному краю.
Читают.





Читают стихотворение около доски.





Работа с учебной книгой, презентация, фронтальная беседа.


























































Познавательные:
структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.
Регулятивные:
прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация.

Обобщение результатов анализа произведения
Обеспечение более глубокого ценностного восприятия произведения.
-Теперь вернемся к картине «Топи да болота» подходит ли она к стихотворению и почему?
Картина подходит к стихотворению, потому что на картине изображена природа, а в стихотворении она описана.
Фронтальная беседа.
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
оценка.

Рефлексия
Организация оценки учениками собственной учебной деятельности.


Фронтальная беседа
Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
оценка.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями


15