Конспект урока литературного чтения на тему С.Есенин Черёмуха. (3 класс)

Конспект урока литературы в 3 классе
Автор конспекта: Иванютина Ю.Б. учитель начальных классов МАОУ «СОШ №19» ГО Краснотурьинск.
Тема урока С. А. Есенин «Черемуха»
Цель: знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха»
Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать умение высказывать свои мысли; совершенствовать коллективные формы работы.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний и постановка проблемы
Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин)
- Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? (предположения детей)
Повторение биографии С.Есенина
- На уроке вы познакомитесь со стихотворением, которое написал Сергей Есенин.
Ученики рассказывают о С.А.Есенине
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»
- Я обещала встречу с весной. - Весна...
- Какие картины природы возникают у вас в памяти?
- С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха».
- О чем будет стихотворение?
-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)
- Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами:
Роса медвяная - ароматная с запахом меда.
Зелень пряная – с острым ароматным запахом.
- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.
Учитель читает стихотворение «Черемуха».
- Понравилось ли вам стихотворение?
-Какие чувства возникли у вас?
- Какие картины представили себе, слушая стихотворение?
- Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг от красоты природы, от красоты цветущей черемухи)
- Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?
- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?
- Но не только поэты изображают черемуху в своих произведениях, но и художники и композиторы.
- Посмотрите на доску. На ней вы видите картины художников, изобразивших весну.
- А теперь давайте прослушаем песню «Черемуха» в исполнении Валентины Толкуновой.
Физминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.
Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.
Работа с поэтической лексикой
1. Прочитать стихотворение
2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)
- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета
Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая
– Эпитеты (свойства + запах)
Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею
- Почему о дереве говорится как о цветке?
- Почему «с весною», а не «весною»?
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим
И ветки золотистые, что кудри завила
- Почему автор использует такое сравнение?
Метафора - это перенос значений на основе сходства.
Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет
Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо.
Черемуха, ручей
- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)
- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)
- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)
- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)
- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)
- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?
- Ученики рисуют черемуху.
Итог урока. Домашнее задание
- Удалось вам почувствовать весну?
- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?
- Какую загадку стихотворения мы разгадали?
- Дома выучить стихотворение наизусть.

15