План-схема урока. Философская основа лирики И. Бродского. Анализ стихотворения «Пилигримы».

План-схема урока
Класс: 11
Тема: Философская основа лирики И. Бродского. Анализ стихотворения «Пилигримы».
Цель: формирование читательской культуры учеников.
Задачи:
учебная: выявить философскую основу и особенности лирики И.А. Бродского, проанализировать стихотворение «Пилигримы»
развивающая: развивать навыки анализа поэтического произведения.
воспитательная: воспитывать вдумчивое, бережное отношение к художественному слову, формировать нравственные ценности у обучающихся.
Тип урока: урок актуализация опорных знаний.
Метод: эвристический, частично поисковый.
Оборудование: лирика И. Бродского.
Ход урока
Эпиграф урока:
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
И. Бродский
I. Орг момент.
II. Объявление темы и задач урока.
III. Работа над темой урока.
1. Словарная работа (анафора, инверсия)
2. Анализ стихотворения «Пилигримы»
Фронтальная беседа:
1) Кто такой странник?
(Тот, кто странствует, кто постоянно в пути...)
2) Как еще можно назвать странников? Подберите синонимы.
(Странники, скитальцы, бродяги, паломники, пилигримы...)
3) Куда идут пилигримы? Можно спросить более точно: не куда, а...
мимо чего они идут?
(Мимо ристалищ, капищ... Объясните значения слов.
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо...)
4) Мимо какого мира идут пилигримы?
(Мимо материального, бренного мира.)
5) Пилигримы проходят даже мимо Мекки и Рима. Почему мимо? И почему именно эти два города выбирает автор?
(Мекка – мусульманская святыня, а Рим – колыбель цивилизации и культуры Их не интересуют эти вещи. В странствиях и нищете обреталась свобода.)
6) Какими средствами автор подчеркивает эту мысль?
(Анафорой (в 5-и строках) и инверсией (на первое место выносится предлог мимо, важный для автора с точки зрения понимания идеи стихотворения).
7) Как описаны пилигримы?
(...увечны они, горбаты, голодны, полуодеты...)
8) Назовите тему и идею стиха «Пилигримы».
(Тема стихотворения: пилигримы – люди, живущие на земле. Идея стихотворения: Пилигримы проходят свой путь, ничего не меняя вокруг).
9) Почему так много противопоставлений, антонимов в стихотворении? (Мир состоит из противоречий, из борьбы этих противоречий. Пилигримов эта жизнь уже не привлекает, они проходят мимо нее.)
10) Каково отношение лирического героя к Богу?
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
(От того, что человек верит в себя или в Бога, мир не меняется.)
Объясните метафору: « глаза их полны заката, сердца их полны рассвета».
мудрость, пилигримы видели жизнь. Сердца – надежда.)
Беседа.
1) Итак, пилигримы идут дальше. Что происходит?
(Мир меняется:
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды встают над ними,
и хрипло кричат им птицы)
2) Какой это мир?
(Вечный. Пустыни, зарницы, звезды принадлежат вечному миру, мимо которого также проходят пилигримы. Мимо материального и вечного мира идут пилигримы.
Два мира сходятся в одной точке, образуя единый, бесконечный мир (на схеме - символ бесконечности).
Литературный конкурс на эрудицию. (Класс делится на две части. 1-я должна назвать тему странствий в произведениях русской литературы; 2-я – назвать в зарубежной.)
1-я часть
Державин – «Река времен...»
Лермонтов – «Выхожу один я на дорогу...»
Тютчев – «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня...
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Гумилев – «Заблудившийся трамвай»
Цветаева – «Уж сколько их упало в эту бездну...»
Блок – «Двенадцать» (из старого мира в новый идут «двенадцать человек», «Ночь, улица, фонарь, аптека...».
2-я часть
Библия – «Всяк, живущий на земле есть путник»
Данте – «Божественная комедия»
На полдороге странствия земного
Себя увидел я в лесу глухом...
Сервантес –« Дон Кихот»
Работа с эпиграфом (Мотив странствия проходит у И. Бродского через все произведения. Человек не кто иной, как постоянный странник в поисках определенного смысла. И. Бродский считал себя пилигримом в мире, который будет существовать и после него, как существовал до него. Образ пилигрима выражает философскую основу всего творчества поэта.)
Творческая работа в группах.
(1-й ряд – составить отзыв на стихотворение; 2-й ряд – рецензию; 3-й ряд – аннотацию)
IV. Подведение итогов.
Человеческая жизнь – это путь, дорога в вечности. Каждый человек в этом мире путник, странник, пилигрим. Каждый проходит от рассвета до заката по этому бесконечному миру свой путь, над которым сияет синее солнце вечности.
Мир будет существовать независимо от людей – «быть над землей закатам и быть над землей рассветам, удобрить её солдатам, одобрить её поэтам» (солдаты разрушают этот мир, а поэты воспевают его, воссоздают его иллюзию).
Домашнее задание: сделать полный письменный анализ любого стихотворения И. Бродского.