Урок в 10 классе на тему Философская лирика Тютчева


Тема: Философская лирика Тютчева. Каждый человек есть мир.
Цели урока на уровне предмета:
Выявить художественное своеобразие философской лирики Ф.И Тютчева посредством анализа стихотворений «Весенняя гроза», «Святая ночь на небосклон взошла…»
Развивать интерес к изучению литературы и умение анализировать лирический текст.
Цель урока на уровне межпредметных связей:
Использовать приобретённые знания и умения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории, обществознанию.
Цели урока на надпредметном уровне:
Формирование аналитических навыков работы с текстом ( с любым текстом).
Развитие критического и творческого мышления.
Развитие чувства прекрасного.
Задачи:
обучающая: учить применять сравнительный анализ стихотворений, интерпретировать предложенные произведения; определять художественную специфику лирики;
развивающая: способствовать развитию УУД: анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать; развивать образное, ассоциативное мышление.
воспитывающая: создать условия для воспитания культуры общения, любви к русской классической литературе и художественному слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесный (беседа), проблемный, приемы технологии критического мышления.
Формы организации учебной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная
Основные этапы урока: Вызов, осмысление, рефлексия.

Структура урока выдержана в технологии развитие критического мышления.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
(слово учителя)
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет, и увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет днем, а тьму ночью…
И сказал Бог: сотворим человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И благословил его Бог..- Откуда данные высказывания? (библия)
Издавна философская мысль бьется над вопросом: что есть мир и каково место человека в нем? Но не только философы задумывались об этом.
(чтение стихотворения «Последний катаклизм»)
- Какие ассоциации у вас возникают?
(автор пишет так, как будто присутствовал при рождении жизни на земле, а теперь предчувствует конец света. Но это не последний день, это первый день нового творения)- Кто автор данного стихотворения?
(Ф. Тютчев)
- Следовательно, о творчестве какого поэта мы будем с вами говорить сегодня?
Конкретизируем тему урока.
- О какой лирике Тютчева будем говорить сегодня?
Тема: Философская лирика Тютчева. Каждый человек есть мир.
- Записываем тему урока.
- Как вы думаете, какие слова в теме будут ключевыми на нашем уроке?
Подберите ассоциации к этим ключевым словам.
-Почему подобрали такие слова? Аргументируйте свой ответ.
Каждый человек, живущий в этом мире, по-своему интересен. Но люди творческие, их внутренний мир, нам интересен вдвойне. Ф.И. Тютчев – своеобразный поэт. В чем же его своеобразность?
3. Целеполагание.
- Сформулируем цель урока.
- Что должны мы сегодня с вами понять?
Цель: через философскую лирику Тютчева попытаться понять поэта и самих себя.
- Поставим учебную задачу.
Каким образом мы сможем постичь поставленной цели?
Перед вами карточки, сложите их в том порядке, в котором они должны быть, следуя логике работы над текстом. (20 сек)
прочитал/прослушал
проанализировал
понял
пришел к выводу
5.Перед вами два стихотворения. (работаем в парах). Внимательно прочитайте, подумайте и выпишите образы тютчевского мира, слова или словосочетания, которые раскрывают состояние человека и состояние мира.
(обсуждение друг с другом, чтение стихотворений вслух, называют те слова, которые выписали)
- Какие вопросы волнуют лирического героя?
- Сравните состояние лирического героя по этим двум стихотворениям?
- С помощью каких слов, словосочетаний раскрываются состояния лирического героя и мира?
- Как сопоставляются состояния мира и человека? (параллельно)
6. Чтение высказываний исследователей творчества Тютчева.
- Сравните, кто, по-вашему, прав. Аргументируйте свое мнение. Ответьте на вопрос: Мир природы Тютчева – мрачная бездна или бесконечная красота? Аргументируйте свое мнение.
- как вы думаете, Человек и мир связаны друг с другом? Почему? А для чего вы нужны? Какую роль играете в этой жизни?
«Каждый человек есть мир, который с ним рождается и умирает, под каждою могильною плитой лежит всемирная история» Генрих Гейне.
Загляните в себя… вспомните все то, что высказывали о мире Тютчева, о значении человека в этом мире, закончите предложения..«Тютчев есть мир….»
«Я есть мир…..»
7. Рефлексия.
- Какие цели мы перед собой ставили?
- Удалось ли нам ее достичь?
- Что мы для этого сделали?Итак, ребята, начали урок с библии, где сказано о сотворении мира и человека. Как через библию, так и через творчество Тютчева мы можем познать мир и самого себя.