Пример анализа воспитательной работы школы



ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНЕЙ № 108
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

г. Донецк, 2016
Анализ воспитательной работы
ДОШ № 108 за 2015-2016 учебный год
В 2015 – 2016 учебном году воспитательная работа в Донецкой общеобразовательной школе І-ІІІ ступеней № 108 проводилась согласно задачам, разработанным в годовом плане работы школы, воспитательных планов классных руководителей, педагога-организатора, работы кружков, ученического самоуправления, родительского совета, методического объединения классных руководителей.
Целью воспитательной работы было формирование сознательного гражданина, всесторонне и гармонично развитой личности, способного к саморазвитию, самовоспитанию и самореализации на основе традиций и обычаев народа. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи воспитательной работы:
- обеспечение всестороннего развития личности ученика в процессе обучения и воспитания через проведение коллективно – творческих дел;
- формирование у учащихся правового сознания, чувства патриотизма через внедрение Концепции гражданско-патриотического воспитания;
- привитие учащимся уважения к общечеловеческим нормам и ценностям, традициям и обычаям народа через работу школьного музея «Истоки»;
- привлечение к самовоспитанию и самореализации в общественной жизни через систему работы ученического самоуправления «ШКОДА»;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся как высшей социальной ценности.
Решение вышеперечисленных задач способствовало развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая деятельность учащихся, классных руководителей 1-11 классов, педагогов, руководителей кружков, родителей по различным направлениям:
учебно-познавательному;
культурно-просветительному;
общественно-патриотическому;
эстетическому;
физкультурно-оздоровительному;
нравственно-правовому;
лекционно-образовательному для родителей.
Обозначенные направления реализовывались следующими средствами:
1. Учебно-познавательное направление реализуется через:
защиту проектов («В мире физики» - 7 класс, учитель Каулавичуте И.Л., «Моя математика» - 6 класс, учитель Демидова О.А., «Химия вокруг нас» - 9 класс, учитель Ивчик Г.А., «Шаги истории» - 5-11 классы, учитель Горулько А.А., «English is everywhere» - 6-11 классы, учитель Михота О.В. и др.)
предметные недели и декады («Окружающий мир», 4 класс, учитель Сумина С.В., «Английский повсюду» 1-11 классы, учитель Михота О.В.; «Эта интересная физика» 7-11 классы, учитель Каулавичуте И.Л., декада украинского языка и литературы, учитель Герел Н.В.)
школьные, районные и Всероссийские предметные олимпиады (физика, история, математика, русский язык, английский язык, география);участие в республиканских предметных конкурсах («Волшебство математики» (участник - Шершнева Ольга, ученица 10 класса, I место в республиканском этапе, учитель Пирожкова Е.В.), историко-литературный конкурс «Опомнитесь, люди-братья» (I место в районном этапе конкурса, учитель Горулько А.А.)).
2. Культурно-просветительное направление реализуется через:
посещение театров, выставок, музеев во время осенних, зимних, весенних каникул, во время работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Школьная страна»; просмотр театральных постановок выездного кукольного театра;
посещение цирковых программ («Планета клоунов» в цирке Космос в качестве приза коллективу «Здоровое поколение» за занятое I место в районном этапе конкурса «Здоровое поколение Республики»);
работу школьного этнографического музея «Истоки» (руководитель Герел Н.В.), который получил свой статус 17.03.2016 года;
работу вокального кружка «Нотки» (руководитель Коротыч А.И.).
3. Общественно-патриотическое направление реализуется через:
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, афганцами (ко Дню освобождения Донбасса, ко Дню Защитника Отечества, к годовщине вывода войск с Афганистана, к 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.), участие в акции «Ветеран живет рядом»;
посещение музея Великой Отечественной войны (учащиеся 5 класса (классный руководитель Демидова О.А.) посетили музей ВОВ во время весенних каникул);
посещение музеев Боевой Славы (учащиеся 9-11 классов (классные руководители Ивчик Г.А., Горулько А.А., Пирожкова Е.В.) в 2015-2016 учебном году посещали музей Боевой и Трудовой Славы в ДОШ №101 и музей Боевой Славы в ДОШ №113);
участие в акциях «Бессмертный полк», «Обелиск», «Подарок ветерану»;
организацию и проведение мероприятий ко Дню освобождения Донбасса от фашистских захватчиков;
организацию и проведение мероприятий ко Дню Защитника Отечества (Костромина А.И., Подбуцкая О.Д.);
организацию и проведение мероприятий, посвященных 71 - годовщине Победы в Великой Отечественной войне (Горулько А.А., Подбуцкая О.Д., Герел Н.В.);
организацию и проведение мероприятий ко Дню Республики (Горулько А.А., Подбуцкая О.Д.)
4. Эстетическое направление реализуется через:
организацию выставок рисунков и поделок учащихся 1-11 классов (выставки рисунков: «Правила дорожного движения, «Огонь-друг и враг»,«Флора и фауна Донбасса», «Экозеркало-2015», «Новый год на пороге», «Берегите елочку!», «Веселые краски», «Птицы-наши друзья», «Берегите первоцветы!»; «Мир вокруг нас», «Наши защитники», «Этот неизведанный космос», «Чернобыль - боль и память», «Охрана труда глазами детей», «На дорогах нашего города», «Этот день Победы», «День рождение Республики», «Дети рисуют мир» и др.; выставки поделок: «Труду учителя посвящается», «Искусство оригами», «Берегите елочку!», «Первоцвет своими руками», «Техническое моделирование учащихся 1-4 классов», «Техническое моделирование учащихся 1-11 классов», «Благовест-2016», «Декоративно-прикладное творчество наших умельцев», «Подарок ветерану» и др.);проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида учащихся, культуре поведения и речи (открытый воспитательный час в 8 классе «Правила поведения в обществе» (классный руководитель Герел Н.В.), открытый воспитательный час в 9 классе «Что означает быть толерантными» (классный руководитель Ивчик Г.А.), открытый воспитательный час в 4 классе «Правила и нормы поведения» (классный руководитель Сумина С.В.));работу кружков художественно – эстетического направления (вокальный кружок «Нотки» (руководитель Коротыч А.И.), кружок «Умелые ручки» (руководитель Зогот Ю.А.));
участие в конкурсах, выставках детского творчества («Донбасс, как много в этом слове!», «Флора и фауна Донбасса», «Экозеркало-2015», «Веночек Донбасса», «Доброе сердце», «Сбереги елочку», «Вифлеемская звезда», «Здоровое поколение Республики», «Искусство оригами», «Новогодняя игрушка», «Веселые краски», «Золотая горошина», «Надежда», конкурс декоративно-прикладного творчества «Мастерство талантливых рук», «Птичий домик - 2016», «Благовест-2016», конкурс технического творчества младших школьников, конкурс технического творчества старших школьников, «Сбереги первоцветы», «Открытка ветерану», конкурс дружин юных пожарных, конкурс стендов к 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, и многие другие);
внедрение курса Мировой художественной культуры в 9-11 классах (учитель Ермакова Л.А.).
5. Физкультурно–оздоровительное направление реализуется через:
работу школьного клуба «Гол» (руководитель Костромина А.И.);
проведение Малых Олимпийских игр (в сентябре 2015 года – открытие игр и соревнования среди учащихся 5-11 классов, в мае 2016 года – соревнования среди учащихся 5-11 классов и закрытие игр);
веселые старты «Спортивные мальчишки и девчонки» для учащихся 1-4 классов;
проведение утренней зарядки (в теплый период на школьном дворе все учащиеся школы делают утреннюю зарядку перед началом учебных занятий, в холодный период по классам перед началом учебных занятий);
подвижные перемены (ответственные - дежурный класс, учитель физкультуры Костромина А.И., педагог-организатор Подбуцкая О.Д.);
проведение бесед с учащимися по пропаганде здорового образа жизни (перед каникулами, после каникул, в рамках недель безопасности жизнедеятельности, перед праздниками и выходными, в том числе представителями медицины и здравоохранения, правоохранительных органов);
антиалкогольную, антиникотиновую пропаганду, профилактику наркомании и токсикомании (беседы, классные часы по предупреждению негативных проявлений поведения среди учащихся, лекции представителей здравоохранения, правоохранительных органов);
проведение внутришкольных соревнований (в течение 2015-2016 учебного года по пионерболу, футболу, легкой атлетике, во время каникул);
участие в соревнованиях на уровне района («Осенние игры», которые прошли в октябре 2015 года (Кальченко Илья, ученик 9 класса занял I –е место в районе в номинации «Одевание противогаза» и получил личную грамоту в номинации I –е место снаряжение магазина АК на время за 40 секунд); в декабре 2015 года учащиеся школы приняли участие в спортивных мероприятиях по волейболу среди юношей и заняли II место в районе; в феврале 2016 года учащиеся школы приняли участие в соревнованиях по футболу, где заняли I место в округе и вышли в финал районных соревнований; участников подготовила учитель физкультуры Костромина А.И.).6. Нравственно- правовое направление реализуется через:
лекционно-предупредительную работу с правоохранительными органами по нравственно-правовому воспитанию;
проведение бесед, классных часов, викторин по правовому воспитанию в рамках месячника правовых знаний «Мы в государстве» (классные руководители 1-11 классов, учитель истории и права Горулько А.А.);
участие в правовых дебатах (учитель Горулько А.А.);
участие в конкурсах («Мой паспорт-я гражданин», «Моя Республика»)
работу совета профилактики;
работу с семьями СЖО и детьми «группы риска».
7. Лекционно-образовательное направление для родителей реализуется через:
родительские собрания (общешкольные и классные);
индивидуальную работу с родителями;
родительские лектории (по профилактике негативных проявлений поведения среди учащихся; особенностям воспитания школьников младшего, среднего, старшего школьного возраста; преодоление трудностей воспитания и др.).
В связи с необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, высокой мотивации к защите Отечества и поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, в 2015 году в Донецкой Народной Республике была разработана и провозглашена Концепция гражданско-патриотического воспитания детей и учащейся молодежи. В рамках данной Концепции патриотическое воспитание учащихся реализовывается посредством различных направлений. Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №108 принимает активное участие во внедрении данной Концепции в воспитательную деятельность по историко-патриотическому (краеведческому) направлению. Историко-патриотическое воспитание сосредотачивает усилия на познании исторических корней и осознании неповторимости Отечества и его судьбы, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Это направление предполагает изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии. С целью историко-патриотического воспитания учащихся Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней №108 изучалась деятельность известных исторических личностей – выходцев из Донбасса в рамках учебных курсов «Введение в историю Донецкого края», «Уроки гражданственности Донбасса» (учитель Горулько А.А.). Также проводились круглые столы и воспитательные мероприятия, на которые неоднократно был приглашен живой символ борьбы дончан с немецко-фашистскими захватчиками - Райко Иван Игнатьевич, который на примере собственной жизненной истории показывает учащимся школы то, что следует любить и защищать свое Отечество, быть истинным патриотом своей родной земли. С целью гражданско-патриотического воспитания были проведены множество мероприятий ко Дню освобождения Донбасса от фашистских захватчиков, ко Дню Партизанской славы, ко Дню вывода войск из Афганистана, ко Дню защитника Отечества, 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне:
- уроки мужества («Героев имена помнит Донбасс», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Как освобождали Донбасс»);
- воспитательные и классные часы («Звучат памяти колокола», «Наши защитники», «Как начиналась война», «Тех дней не стереть из памяти людской»);
- уроки памяти («72 годовщина освобождения Донбасса», «Этот день нам не забыть никогда», «Памяти тех, кто отдал жизнь за Победу») ;- часы общения («Сентябрь. 72 года назад.», «Война в судьбах земляков», «Партизанская слава», «Шаги истории»);
- конкурсы и викторины («1941-1945», «Города-герои», «Помнит Донбасс героев»)
- конкурсы плакатов и рисунков («Эхо войны», «День Победы», «С Днем защитника Отечества!», «Афганистан-боль и память»);
- конкурсы открыток и листовок («С 23 февраля!», «Открытка ветерану», «С праздником Победы»);
- конкурсы сочинений и стихотворений;
- участие в акции «Бессмертный полк»;
- встречи с ветеранами;
- посещения памятника неизвестному солдату.
С целью приучения учащихся к самовоспитанию и самореализации в общественной жизни, в школе была создана школьная детская ассоциация «ШКОДА», члены которой являются организаторами и активными участниками школьных воспитательных дел. Члены актива ученического самоуправления помогают педагогам в проведении общешкольных мероприятий, вносят свои предложения по их организации. Благодаря активному участию членов ученического самоуправления «ШКОДА» в 2015-2016 учебном году в школе были организованы и проведены множество общешкольных мероприятий:
- праздник осени (педагог-организатор Подбуцкая О.Д, классные руководители 1-11 классов);
- мероприятия ко Дню освобождения Донбасса (Подбуцкая О.Д, классные руководители 1-11 классов);
- «Малые Олимпийские игры» (Костромина А.И., Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов);
- «Осенние игры» (Костромина А.И, классные руководители 8-11 классов);
- праздник ко Дню работников образования (Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов);
- праздник посвящения в первоклассники (Подбуцкая О.Д, Зогот Ю.А.)
- «Осенний бал» (Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов);
- праздник Святого Николая для учащихся 1-11 классов (Герел Н.В.)
- праздники к Новому году и Рождеству (Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов);
- праздник ко Дню вывода войск из Афганистана (Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов);
- праздник ко Дню всех влюбленных (Подбуцкая О.Д., классные руководители 5-11 классов);
- мероприятия ко Дню Защитника Отечества (Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов);
- праздник к 8 марта (Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов)
- праздник «Масленица» (руководитель музея «Истоки» Герел Н.В., классные руководители 1-11 классов);
- праздник «Благовест-2016» (руководитель музея «Истоки», классные руководители 1-11 классов);
- мероприятия к 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне (Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов);
- мероприятия ко Дню Республики (Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов);
- праздник «Последний звонок» (Подбуцкая О.Д., классные руководители 1-11 классов).
Большое место в воспитательной системе ДОШ №108 занимает дополнительное образование. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.
С учётом возможностей педагогического коллектива, пожеланий обучающихся и их родителей, дополнительное образование в ДОШ № 108 реализуется через следующие направления:
• художественно - эстетическое (вокальный кружок «Нотки» - руководитель Коротыч А.И.; кружок «Умелые ручки» - руководитель Зогот Ю.А.);
• военно – патриотическое, физкультурно-спортивное (кружок «Патриот» - руководитель Костромина А.И.);
• краеведческое (кружок «Юные краеведы» - руководитель Горулько А.А.);
• этнографическое (музей «Истоки» - руководитель Герел Н.В.);
• естественно-научное (предметные кружки «Физика интересного» - руководитель Каулавичуте И.Л., «Маленький эрудит» - руководитель Демидова О.А.);
• гуманитарное (кружок «В мире слов» - руководитель Герел Н.В.).
Следует отметить, что результатом занятости учащихся во внеурочное время является не только определенный объем знаний, умений и навыков, которые ребята получают благодаря занятиям в кружках, но также результативность участия кружковцев в школьных и районных конкурсах, фестивалях, смотрах. Непосредственное участие в подготовке к различным мероприятиям принимают руководители кружков. Так, руководитель кружка военно-патриотического направления «Патриот» Костромина А.И. подготовила команду ДОШ № 108 для участия в «Осенних играх», которые прошли в Петровском районе в октябре 2015 года на базе ДОШ № 101. Кальченко Илья, член кружка военно-патриотического направления, ученик 9 класса занял I –е место в районе в номинации «Одевание противогаза» и получил личную грамоту в номинации I –е место снаряжение магазина АК на время за 40 секунд. Также в декабре 2015 года кружковцы приняли участие в спортивных мероприятиях по волейболу среди юношей и заняли II место. В феврале 2016 года члены кружка «Патриот» приняли участие в соревнованиях по футболу, заняли I место в округе и вышли в финал районных соревнований.
Большой интерес у учащихся ДОШ № 108 вызывает работа, которая способствует творческому развитию учащихся. Наибольшую роль в организации работы школы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся играет вокальный кружок «Нотки» (руководитель - учитель музыки Коротыч А.И.). Результатом работы кружка является постоянное участие кружковцев в школьных мероприятиях, на которых ребята исполняют песни сольно, дуэтами и хором. Ни одно общешкольное мероприятие не проходит без участия членов кружка «Нотки». Также следует отметить, что в феврале 2016 года, в рамках фестиваля «Музыка детства», коллектив «Смайлики» ДОШ № 108, члены кружка «Нотки», заняли I место в районном этапе конкурса «Радужное созвездие» в I возрастной категории, представили Петровский район в городском этапе конкурса и были награждены специальным дипломом. В рамках конкурса «Радужное созвездие», коллектив школы «Монпансье», с непосредственным участием членов кружка «Нотки», занял II место в районе во II возрастной категории. Также II место в районе заняла Сыроешкина Таисия, член кружка «Нотки», в конкурсе эстрадной песни «Надежда» и в этом же конкурсе Власова Вита заняла III место в районе. С непосредственным участием членов кружка были подготовлены: выступление ансамбля «Форсайт» в конкурсе современной хореографии «Золотая горошина», в котором ансамбль занял II место в районе; выступление агитбригады команды ДЮП «Искра» в районном конкурсе дружин юных пожарных, где команда заняла II место в районе; выступление команды «Звезды востока» в рамках этнографического фестиваля «Веночек Донбасса», где учащиеся заняли II место в районе; выступление агитбригады в рамках фестиваля-конкурса «Здоровое поколение Республики», в котором команда школы заняла I место в районе и достойно представила район на городском этапе конкурса.
Не смотря на то, что в ДОШ № 108 пока не работает кружок рисования (его создание и работа планируется уже в следующем учебном году), благодаря активной работе учителя рисования Коротыч А.И., руководителя кружка «Умелые ручки» Зогот Ю.А., классных руководителей 1-11 классов, педагога-организатора Подбуцкой О.Д., учащиеся школы принимают активное участие в школьных, районных, городских конкурсах по изобразительному искусству и других творческих конкурсах. В сентябре 2015 года учащиеся школы приняли активное участие в конкурсе рисунков «Флора и Фауна Донбасса», Селезень Елизавета, ученица 6 класса (классный руководитель Каулавичуте И.Л.), Комова Виктория, ученица 5 класса (классный руководитель Демидова О.А.), заняли I-е места в районном этапе конкурса, их работы были отправлены на городской этап, ученица 7 класса Ревенко Ирина заняла II-е почетное место. Также в сентябре 2015 года в районе проходил фотоконкурс «Донбасс! Как много в этом слове!», в котором I-е место заняла фоторабота Ручки Дианы, ученицы 5 класса (классный руководитель Демидова О.А.), а III место заняли работы Цуриковой Алины, ученицы 10 класса (классный руководитель Горулько А.А.) и Сыроешкиной Таисии, ученицы 4 класса (классный руководитель Сумина С.В.). Также учащиеся ДОШ № 108 приняли активное участие в конкурсе плакатов «Экозеркало-2015», в районном этапе которого I-е место заняла работа Буйниченко Игоря, ученика 8 класса «Росток надежды» (классный руководитель Герел Н.В.), II-е места заняли работы Комова Виктора, ученика 2 класса (классный руководитель Михайлова Е.В.) и Галесы Елены, ученицы 11 класса (классный руководитель Пирожкова Е.В.), III-е место заняла работа ученицы 5 класса Комовой Виктории (классный руководитель Демидова О.А.). В ноябре 2015 года учащиеся ДОШ № 108 приняли активное участие в городском конкурсе творчества «Доброе сердце», на конкурс было сдано 10 работ и все участники были награждены почетными грамотами. Селезень Елизавета, ученица 6 класса, получила в подарок сертификат на посещения Планетария. Также в ноябре 2015 года прошел конкурс «Искусство оригами», в районном этапе которого работа ученицы 9 класса Перелыгиной Елены заняла II-е место (классный руководитель Ивчик Г.А.). Традиционно учащиеся ДОШ № 108 приняли активное участие в конкурсах «Елочка, живи!» и «Вифлеемская звезда», предоставив работы по всем номинациям, однако I-е места в районном этапе заняли сказка «Чудеса в лесу» Боряк Анастасии, ученицы 9 класса и «Письмо Деду Морозу» ученицы 9 класса Сидоренко Анны (классный руководитель Ивчик Г.А.). В рамках подготовки к празднованию Нового года и Рождества в Петровском районе прошел конкурс «Новогодняя игрушка», в котором команда учащихся ДОШ № 108 заняла I-е место (подготовили участников педагог-организатор Подбуцкая О.Д., и классный руководитель 4 класса Сумина С.В.).В конкурсе художников «Веселые краски» Комов Виктор, учащийся 2 класса (классный руководитель Михайлова Е.В.) занял I-е место в районном этапе конкурса, Комова Виктория, ученица 5 класса (классный руководитель Демидова О.А.) и Шаталова Евгения, ученица 3 класса (классный руководитель Горшовенко В.А.) заняли II-е почетное место. В конкурсе технического моделирования младших школьников учащиеся 3 класса Зайцев Михаил и Ионова Маргарита (классный руководитель Горшовенко В.А.) заняли I-е место в районе в номинации «Бумажная пластика», Максименко Илья, учащийся 2 класса (классный руководитель Михайлова Е.В.) занял II-е почетное место в номинации «Бумажная пластика»; Чудновский Андрей, ученик 4 класса (классный руководитель Сумина С.В.) занял I-е место в районе в номинации «Выпиливание и выжигание по дереву», Савчук Диана, ученица 4 класса (классный руководитель Сумина С.В.) заняла почетное II-е место в номинации «Простейшие механические авто». В конкурсе по художественному вязанию «От умения к мастерству» ученица 8 класса Финохина Анастасия (классный руководитель Герел Н.В.), ученица 5 класса Костикова Екатерина (классный руководитель), ученица 7 класса Чиркова Диана (классный руководитель Голбан Н.С.) заняли I-е место в районе, ученица 6 класса Краснопольская Полина (классный руководитель Каулавичуте И.Л.) заняла почетное II-е место , ученица 9 класса Перелыгина Елена (классный руководитель Ивчик Г.А.) заняла III место в районе. В конкурсе декоративно-прикладного творчества «Мастерство талантливых рук», в номинации «Вязание», ученица 9 класса Перелыгина Елена (классный руководитель Ивчик Г.А.) заняла II место в районе, ученица 5 класса Комова Виктория (классный руководитель Демидова О.А.) заняла III место в районе в номинации «Вышивка», ученик 2 класса Комов Виктор (классный руководитель Михайлова Е.В.) занял III место в районе в номинации «Бисероплетение», ученица 8 класса Исмаилова Амина (классный руководитель Герел Н.В.) заняла III место в номинации «Бисероплетение». В конкурсе «Сохраним первоцветы-2016» в номинации «Первоцвет своими руками» ученица 8 класса Финохина Анастасия (классный руководитель Герел Н.В.) заняла I место в районе, ученик 2 класса Артемьев Александр (классный руководитель Михайлова Е.В.) занял III место в районе в этой же номинации. В номинации листовки «Первоцветам-быть!» ученица 7 класса Ревенко Ирина (классный руководитель Голбан Н.С.) заняла I место в районе, ученица 9 класса Боряк Анастасия (классный руководитель Ивчик Г.А.) заняла II место в районе. В номинации плакаты «Первоцветам-быть!» ученица 7 класса Шаталова Екатерина (классный руководитель Голбан Н.С.) заняла III место в районе. В конкурсе «Благовест-2016» ученица 7 класса Ревенко Ирина (классный руководитель Голбан Н.С.) заняла I место в районе в номинации «Пасхальная корзина», ученица 8 класса Финохина Анастасия (классный руководитель Герел Н.В.) заняла II место в номинации «Пасхальная корзина», ученик 2 класса Комов Виктор (классный руководитель Михайлова Е.В.) занял II место в номинации «Пасхальный венок», ученик 2 класса Артемьев Александр 9классный руководитель Михайлова Е.В.) занял I место в районе в номинации «Пасхальное яйцо», ученица 6 класса Селезень Елизавета (классный руководитель Каулавичуте И.Л.) заняла I место в номинации «Пасхальное панно», а также III место в номинации «Пасхальный сувенир», ученица 7 класса Шаталова Екатерина (классный руководитель Голбан Н.С.) заняла I место в районе в номинации «Пасхальное панно», ученица 5 класса Комова Виктория (классный руководитель Демидова О.А.) заняла II место в номинации «Пасхальная открытка».
Организация дополнительного образования в ДОШ № 108 является одним из приоритетов воспитательной работы. Безусловно, положительной тенденцией является тот факт, что благодаря занятости учащихся во внеурочное время сократилось количество учащихся с девиантным поведением, сокращается количество учащихся «группы риска», а те учащиеся, которые относятся к данным категориям задействованы в работе кружков и иной внеурочной деятельности. Но также следует отметить и то, что по сравнению с 2013-2014 учебным годом, когда в работе кружков было занято 86% учащихся (из 216 учащихся 187 состояли в различных кружках), а количество кружков составляло 6 бюджетных и 5 кружков на общественных началах, в 2015-2016 учебном году в работе кружков занято 85 учащихся из 156, что составляет 54.5% от общего количества учащихся, а работает 3 бюджетных кружка и 4 кружка на общественных началах. \s
Как следует из диаграммы, сократилось количество учащихся, занятых в работе кружков, на что повлияло уменьшение школьной сети на 60 учащихся ввиду сложной обстановки в Донецкой Народной Республике, а также сокращение количества самих кружков, что является отрицательной тенденцией. Одним из главных путей преодоления данной отрицательной тенденции является организация работы большего количества кружков с различными направленностями и привлечение большего контингента учащихся в работу кружков. Однако, также следует отметить, что вместе с тем, что в кружковой работе занято меньшее количество учащихся нежели в 2013-2014 учебном году, охват учащихся дополнительным образованием в целом, а также занятость учащихся во внеурочное время остается на высоком уровне, чему способствует работа детского общественного объединения «Молодая Республика», а также органа ученического самоуправления «ШКОДА», в работе которых задействованы учащиеся 5-11 классов практически 100%.
Система развития здорового образа жизни в школе базируется на проведении мероприятий по превентивному воспитанию, которые направлены на пропаганду и формирование у учащихся здорового образа жизни, предотвращение распространения негативных явлений в молодежном обществе. В течение 2015-2016 учебного года проводились единые дни медицинской информации, профилактические беседы «Профилактика инфекционных заболеваний», «Защити себя от гриппа», воспитательные часы: «Профилактика ожирения у детей», встречи с медсестрой «Личная гигиена», «Профилактика гриппа». Значительная работа проводилась по охране жизни и здоровья учащихся, предупреждения детского травматизма - это:
- месячник «Внимание! Дети на дороге» по безопасности дорожного движения;
- месячник по противопожарной безопасности;
- единые дни безопасности дорожного движения; пожарной безопасности;
- недели знаний детьми правил безопасности жизнедеятельности (перед осенними, зимними, весенними, летними каникулами, новогодними, майскими праздниками);
- воспитательные часы: «Осторожно! Бездомные животные», «Опасные факторы окружающей среды», «Внимание! Электрический ток», «Осторожно, гололед!», «Внимание! Газовая атака!», «Пожарная безопасность в быту», «Правила обращения с пиротехническими средствами», «Личная безопасность ребенка в быту», «Использование газа в быту»; - недели знаний детьми правил безопасности жизнедеятельности;
- интерактивные игры «Знай! Выполняй! Соблюдай!»;
- минутки безопасности «Дорожно-транспортные происшествия»; «Если в школе случился пожар»;
- книжные выставки «Знай и соблюдай правила дорожного движения», «Жизнь человека – наибольшая ценность» (Митина Л.А.);
- устный журнал «Брось вредные привычки»;
- викторина «Знай номер 101»;
- беседы «Профилактика кишечных заболеваний», «Профилактика туберкулёза», «Правила поведения при артобстреле», «Правила поведения с взрывоопасными предметами»;
- конкурсы рисунков «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность» и др.
В школе постоянно проводилась работа с семьями, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, индивидуальная работа с учащимися льготной категории. С целью профилактики правонарушений и правового воспитания учащихся, основанное на знании законов, прав, обязанностей и умелое применение их в повседневной жизни классными руководителями проводилась большая работа по правовому воспитанию - это:
- воспитательные часы – «Дети и закон», «Свобода слова и убеждений», «Что мы знаем о преступлении?», «Почему несовершеннолетние совершают правонарушения», «За что привлекают к уголовной ответственности», «Выполняй обязанности, уважай правопорядок и закон», «Уголовная ответственность за распространение наркотических веществ», «Что такое суицид и как с ним бороться», «Что ты знаешь о никотине»;
- викторины «Молодежь за правовое будущее»;
- оформлена выставка литературы «Знай и уважай закон».
Воспитательная работа заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. Вот почему от классного руководителя, прежде всего, требуется план воспитательной работы с классным коллективом, составленный в соответствии с конкретным классом, с конкретными личностями учеников, с конкретными задачами, которые ставит перед собой педагог. Анализ планов воспитательной работы классных руководителей за 2015-2016 учебный год показал, что часть учителей в I семестре спланировали работу в классах формально (Зарагулова Е.В. - классный руководитель 3 класса, Голбан Н.С. – классный руководитель 7 класса), однако, уже во время планирования воспитательной работы на II семестр замечания были учтены и исправлены. Все классные руководители сдают на проверку планы ВР вовремя, но, не во всех планах воспитательной работы стоит отметка о выполнении запланированных мероприятий (Михайлова Е.В., классный руководитель 2 класса, Голбан Н.С., классный руководитель 7 класса, Горулько А.А., классный руководитель 10 класса). Не сдали анализ работы за 2015-2016 учебный год Зогот Ю.А. (классный руководитель 1 класса), Горулько А.А. (классный руководитель 10 класса), Пирожкова Е.В. (классный руководитель 11 класса), остальные классные руководители сдали анализ воспитательной работы за год и с учетом этого анализа поставили цели и задачи на новый учебный год. В планах работы на год отражалась индивидуальная работа с учащимися, родителями, спланированы общешкольные мероприятия, темы классных часов и родительских собраний.
Главное обеспечение методической работы классных руководителей осуществлял заместитель директора ДОШ № 108 по воспитательной работе и председатель методического объединения классных руководителей – Михота О.В. Основными формами были: круглые столы, групповые консультации, часы общения, участие в работе педагогических советов, которые преследовали цель сконструировать оптимальный вариант системы воспитательной работы по информационно-методическому обеспечению воспитательного процесса, внедрение демократических форм управления воспитанием. В 2015-2016 учебном году методическое объединение классных руководителей работало над проблемой «Формирование сознательного гражданина, всесторонне и гармонично развитой личности, способного к саморазвитию, самовоспитанию и самореализации на основе традиций и обычаев народа» и было направлено на формирование умений учителей плодотворно работать с учащимися, учитывая интересы и запросы самих школьников, индивидуальный подход в воспитательной работе, охватывает вопросы планирования, организации и анализа эффективности воспитательного процесса, разнообразных средств. В течение 2015-2016 учебного года было проведено 5 заседаний методического объединения классных руководителей. Первое заседание было посвящено проблеме: «Организация воспитательной работы в 2015 – 2016 учебном году», рассматривались следующие вопросы: анализ воспитательной работы за прошлый год, определение педагогических задач и основных направлений работы в 2015-2016 учебном году, обсуждение плана методического объединения на 2015-2016 учебный год, инструктаж классных руководителей по вопросам планирования воспитательной работы на І семестр, были даны рекомендации по проведению первого урока», о проведении в октябре общественного осмотра условий проживания и воспитания детей сирот и других льготных категорий.
«Организация системы профилактики правонарушений среди учащихся» - тема второго заседания методического объединения классных руководителей. Были рассмотрены такие вопросы: организация работы школы с трудновоспитуемыми, а также профилактики правонарушений и посещаемость учебных занятий учащимися; о проведении общественного смотра семей детей-сирот, детей на опеке, оставшихся без попечения родителей, анализ работы классных руководителей по посещаемости, анализ занятости учащихся в кружковой работе, о результатах общественного смотра семей. На третьем заседании методического объединения классных руководителей, которое состоялось в декабре 2015 года были рассмотрены вопросы планирования воспитательной работы на II семестр 2015-2016 учебного года и заслушаны доклады Каулавичуте И.Л, классного руководителя 6 класса «Воспитание ценностного отношения к природе у школьников» и доклад Суминой С.В., классного руководителя 4 класса «Основные аспекты формирования ценностного отношения к людям». «Трудности воспитания младших школьников» - это тема четвертого заседания МО классных руководителей, которое было проведено в марте 2016 года. На это заседание были приглашены представители Службы по делам семьи и детей, которые подробно рассказали о том, как выявить семьи СЖО, как проводить с ними профилактическую работу. Особое внимание было уделено профилактической работе именно с младшими школьниками. Также Сумина С.В. (классный руководитель 4 класса) и Зогот Ю.А. (классный руководитель 1 класса ) рассказали о трудностях воспитания младших школьников и о том, как, все-таки, преодолеть эти трудности в случае их возникновения.
На последнем заседании МО классных руководителей, которое состоялось в мае 2016 года, был проведен анализ участия учащихся школы во внешкольных мероприятиях в 2015-2016 учебном году, рассмотрен вопрос организации летнего оздоровления, подведены итоги воспитательной работы за 2015-2016 учебный год и определены цели и задачи воспитательной работы в 2016-2017 учебном году. Все члены МО классных руководителей активно работали между заседаниями и заботились о повышении уровня профессионального мастерства. Классные руководители 1-11 классов принимали активное участие в общешкольных мероприятиях и праздниках.
Несмотря на то, что в течение года план воспитательной работы был реализован в полном объеме, у нас существует некоторые затруднения, для разрешения которых предлагается следующее:
- руководителям кружков организовать работу кружков таким образом, чтобы занять всех учащихся в своей работе 100%;
- продолжить работу по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы посредством работы родительского комитета;
- классным руководителям 1-11 классов, руководителю музея Герел Н.В., руководителю кружка «Патриот» Костроминой А.И., учителю истории Горулько А.А. продолжить работу по внедрению Концепции гражданско-патриотического воспитания в учебно-воспитательный процесс, спланировать работу в 2016-2017 учебном году, исходя из направлений, определенных Концепцией гражданско-патриотического воспитания.
Исходя из выше изложенного, считать организацию воспитательной работы в 2015-2016 учебном году на достаточном уровне. Определить целью воспитательной работы на 2016-2017 учебный год
«Формирование сознательного гражданина – патриота, всесторонне и гармонично развитой личности, способного к саморазвитию, самовоспитанию и самореализации на основе традиций и обычаев народа».
Задачи, с помощью которых будет достигаться цель, следующие:
- формирование у учащихся правового сознания, чувства патриотизма через внедрение Концепции гражданско-патриотического воспитания;
- обеспечение всестороннего развития личности ученика в процессе обучения и воспитания через проведение коллетивно-творческих дел;
- привитие учащимся уважения к общечеловеческим нормам и ценностям, традициям и обычаям народа через работу школьного музея «Истоки»;
- приучение к самовоспитанию и самореализации в общественной жизни через систему работы ученического самоуправления «ШКОДА»;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся как высшей социальной ценности;
- совершенствование методического мастерства классного руководителя, способного компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания учащихся через организацию работы методического объединения классных руководителей.
Заместитель директора
по воспитательной работе О.В. Михота