Урок литературы в 7 классе А.Н.Майков «Весна» по технологии анализа лирического произведения


Урок литературы в 7 классе по технологии анализа лирического произведения.
Тема: Аполлон Николаевич Майков « Весна».
Цель: - научить анализировать лирическое произведение;
- развить умение выразительно читать, определять тему, идею стихотворения;
- определять изобразительно-выразительные средства и высказывать свое мнение о прочитанном( устно и письменно)
- пробудить интерес к поэзии, чтению; привить любовь к литературному слову.
Оборудование: таблица по технологии анализа лирического произведения каждому ученику, диск музыки композитора А.Вивальди « Весна», портрет поэта, сборник его стихов.
Технология анализа лирического произведения:
Найти главный и сопутствующий образы.
Найти слова-ассоциации.
Найти изобразительно- выразительные средства языка.
Рефлексия. Что я об этом думаю?
Орг.часть урока. Ознакомление с темой, целью и задачами урока.
Вступительное слово учителя. Каждый человек наделен чувствами, эмоциями. Человеку свойственно грустить, любить, ненавидеть, радоваться, быть счастливым. Все это отражается в поэзии.
Что такое лирическое произведение? Это произведение, в котором автор выражает свои чувства, мысли, переживания,
Сегодня мы научимся анализировать лирическое произведение, научимся выражать свои чувства на примере стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Весна». Аполлон Николаевич Майков- известный русский поэт 19 века. Автор многих лирических стихов, переложенных на музыку. Его имя Аполлон- греческое имя, бог красоты. Поэт восхищался прекрасным, оставил после себя уникальное литературное наследие. ( показ портрета)
Чтение учащихся, словарная работа.
Саван- белое одеяние для покойников.
Тщедушный- слабый, хилый.
Благовонных- ароматных, душистых.
Определение темы и идеи стихотворения. Тема: красавица – весна. Идея: торжество весны.( ученики сами придумывают варианты и останавливаются на удачных названиях.)
Технология анализа лирического произведения ( пишут на доске столбиком, находят главный и сопутствующий образы стихотворения)
Главный образ. Сопутствующий образ
Зима седая
уходи
Веснатщедушный
Красавицасаван белый
Колесница золотаяпоползла в овраг, в кусты
Царица цветов
Армия воздушная
Благовонных ветерков
Теплые ливни и лучи
Чиликанье
Улыбнулась
Пчел рои шумят
Победным флагом
Пестрых бабочек отряд
Слова – ассоциации к этим образам находят сами ученики, например:
Солнцехолодный снег
Радостьветер
Улыбки друзейтьма
Пробуждение природытрескучие морозы
Любовь и т.д.грустные вечера у печки
( могут быть варианты)
Далее находят изобразительно- выразительные средства.
Эпитеты- зима седая, колесница золотая, благовонных ветерков…..
Метафора- царицею цветов, с целой армией воздушной….
Олицетворение- зима улыбнулась, подобрав свой саван белый поползла в овраг….
Риторическое восклицание- уходи, зима седая! Колесница золотая мчится с горной вышины!......
Рефлексия. Что я думаю? (учитель должен следить, чтобы высказались все дети) Например:
Весна ,весною, о весне. Все весны дыханием согрето. Люблю весну. Весной пробуждается земля, природа. Струятся ручейки ,чирикают птицы, светит ласковое солнце, синеет небо, легкий ветер, теплый воздух. В душе поет песня, пробуждается от зимнего сна. Первая зелень, первый подснежник. Все бурлит, кипит, радуется и поет.
Самостоятельная работа учеников. Пишут свои мысли и впечатления.
Сочинение под музыку Вивальди « Весна». Антонио Вивальди (1678-1741)- итальянский композитор, виртуоз. Создал музыкальный цикл « Времена года».
Чтение вслух сочинений.
Обобщение урока. – Чему мы научились? Что узнали интересного на уроке? Что понравилось на уроке? Что еще можно было сделать, чтобы урок запомнился?
Выставление оценок учащимся. Подведение итогов.
Краткое замечание: этот урок эффективен тем, что активно работают все ученики. После каждого высказывания мнения учеников следует похвалить, на уроке надо поддерживать положительную мотивацию.
Проведение таких серий уроков подготавливает учеников к ГИА и ЕГЭ.
Ученики будут знать, как определяются тема и идея произведения, изобразительно- выразительные средства, научатся писать сочинения-рассуждения. И самое главное, научатся быть внимательными к художественному слову, пробуждается интерес к чтению. Мои ученики любят такие уроки, скучающих нет, все заинтересованы, исчезает страх перед выступлением, обогащается словарный запас (учимся в националь ной школе). За последние годы благодаря таким урокам все ученики успешно сдают ГИА и ЕГЭ.