Схема анализа лирического текста


 
СХЕМА
АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
место произведения в творчестве автора.
кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?
2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения (если есть) и его смысл.
4. Образ лирического героя. Его близость автору.
5. Идейно-тематическое содержание:
ведущая тема;
идея (основная мысль) произведения
развитие мысли автора (лирического героя)
эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи
6. Художественные особенности:
художественные приёмы и их значение;
ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
приёмы звукописи;
наличие/отсутствие деления на строфы;
особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.
7. Ваше читательское восприятие произведения.
СХЕМА
АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)
1. История создания произведения:
факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
связь произведения с исторической эпохой его создания;
место произведения в творчестве автора.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
3. Название произведения и его смысл.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
7. Система образов произведения:
персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
особенности имён и фамилий персонажей;
поступки персонажей и их мотивация;
предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
связь персонажа с общественным окружением;
отношение к герою произведения других персонажей;
самохарактеристика персонажей;
авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
8. Композиция произведения:
деление текста произведения на части, смысл такого деления;
наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
наличие эпиграфов и их смысл;
наличие лирических отступлений и их смысл.
9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
11. Особенности языка произведения.