Иосиф Бродский. Художественный мир поэта. Анализ стихотворения «Пилигримы»


План урока в 11 классе по теме: Иосиф Бродский. Художественный мир поэта. Анализ стихотворения «Пилигримы».
Планируемые результаты:
Предметные : учащиеся
- отрабатывают умение анализировать текст;
- учатся понимать авторский замысел;
- учатся определять признаки постмодернизма;
- учатся анализировать поэтический текст.
Метапредметные:
обучаемые- овладеют навыками смыслового чтения текста(совместно обсуждать прочитанное, научатся соотносить различные интерпретации текста, формулировать вопросы);
- освоят различные способы решения проблем (формулировка проблемы, совместное решение проблемы в группах, в парах);
- научатся строить диалог, соотносить различные точки зрения, аргументированно и корректно высказывать своё мнение.
Деятельностные приёмы, используемые на занятии: побуждающий диалог, проблемный вопрос, сравнительный анализ, проблемный диалог, работа с клоуз - тестом.
План урока.
1.Презентация по творчеству И.Бродского.
2.Чтение стихотворения «Пилигримы».
3.Гирлянда вопросов- заданий в ходе аналиа стихотворения «Пилигримы»:
Вопросы-задания Задания деятельностного типа (в том числе: филологическая задача, смысловой кластер, клоуз-тест и др.).
1.Как вы думаете, почему И.Бродский в качестве эпиграфа использовал сроки В.Шекспира?
2.Как изображён Мир в стихотворении? Выпишите ключевые слова.
Можно ли говорить о панорамности мира в произведении Бродского? Аргументируйте свой ответ.
3.Кто является героем стихотворения?
4.В чём своеобразие героев стихотворения «Пилигримы»?
5.Как организованы время и пространство в произведении?
6.Как соотносится настоящее и будущее в тексте?
7.Охарактеризуйте стилистические особенности
поэтики И.Бродского на примере стихотворения «Пилигримы».
8.Проследите такие особенности лирики Бродского, как диссонанс, полистика.Приведите примеры.
9.Определите основную идею произведения.
1.Филологическая задача:
Определить признаки постмодернизма творчества И.Бродского, опираясь на анализ стихотворения «Пилигримы».
2.При ответе на 2 вопрос составить смысловой кластер.
3.Работа с клоуз-тестом используется при ответе на 3 ,4, 5 вопросы.
«. . Но прежде чем провести анализ данного стихотворения, поясним, что же такое пилигрим, какое значение у этого слова. Пилигрим – это_________,_____________. В русском языке часто в качестве синонима слова пилигрим употребляют _______________, имея в виду человека, который ___________, ___________. Значит, речь в стихотворении пойдет о__________ людях.
Таким образом, можно сказать, что, тема стихотворения – ____________ пилигримов (странников). Но если вдуматься в строки, то мы заметим, что не о простом странничестве здесь идет речь. Бродский – поэт, творчество которого может быть приближено к символистам, а значит все, о чем бы он ни писал, носит отпечаток таинственности, загадочности. Бродский говорит здесь не о простом путешествии, а о путешествии _______________. Его пилигримы идут не из страны в страну, не из города в город, а из____- в_____. И его пилигримы – это не просто странствующие люди, а________________.»(Сборник стихотворений «Русские классики»)
Ключевые слова: путешественник, скиталец, странствует, путешествует, странствующих, пилигримов, во времени, из века в век, изгнанники4.Слово учителя: данный поэтом эпиграф в начале стихотворения – шекспировские строки «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов». Но заметим: Шекспир написал эти строки по совсем другому поводу – он так обращался к своей возлюбленной, имея в виду, что его мечты и чувства будут такие же долгие, как и дорога пилигримов, т.е. выражение «дорога пилигримов» у Шекспира имеет, скорее всего, метафорический оттенок.
Бродский же, действительно, поведал нам о дороге пилигримов.Пилигрим у него – ключевое слово, в отличие от Шекспира. Но прежде чем провести анализ данного стихотворения, поясним, что же такое пилигрим, какое значение у этого слова. Пилигрим – это путешественник, скиталец. В русском языке часто в качестве синонима слова пилигрим употребляют странник, имея в виду человека, который странствует, путешествует. Значит, речь в стихотворении пойдет о странствующих людях.
Таким образом, можно сказать, что, тема стихотворения – путешествие пилигримов (странников). Но если вдуматься в строки, то мы заметим, что не о простом странничестве здесь идет речь. Бродский – поэт, творчество которого может быть приближено к символистам, а значит все, о чем бы он ни писал, носит отпечаток таинственности, загадочности. Бродский говорит здесь не о простом путешествии, а о путешествии во времени. Его пилигримы идут не из страны в страну, не из города в город, а из века в век. И его пилигримы – это не просто странствующие люди, а изгнанники.
Образ изгнанника в поэзии Бродского доминирует всегда. И изгнанник у него – фигура политическая, и он всегда обречен на поиски дома во времени и в истории. И скитания изгнанника Бродский отождествляет со скитаниями души в потусторонних мирах, со странствием души во времени и даже сквозь время.
Таким образом, тема странничества у Бродского расширяется, приобретая вселенский масштаб. А идея, которую Бродский проносит через все стихотворение – бесполезность этого странничества и невозможность изменить мир, как бы этого ни хотелось.