Рабочая программа Классический танец

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования «Железногорская детская школа искусств»
управления культуры администрации г.Железногорска











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УП.03. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ



дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства ПО.01.
«Хореографическое творчество»






Срок обучения 4 года

















Железногорск
2016
Содержание:




I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. стр. 3

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН..... стр. 4

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА....... стр. 9

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ стр. 16

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНКИ стр. 17

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА стр. 18

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..... стр. 19





















I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа «Классический танец» для отделения хореографии ЖДШИ рассчитана на три года четырехлетнего срока обучения. В первый класс хореографического отделения принимаются дети в возрасте 6 - 8 лет.
Программа «Классический танец» разработана на основе типовой программы «Классический танец» М. 1981г и новой программы «Совершенству нет предела» М. 2012г.
Данная программа, предусматривает полное овладение основными навыками классического танца.
В процессе работы должен строго соблюдаться принцип «от простого к сложному». Базовые умения и навыки, сформированные у учащихся на первом году обучения, в дальнейшем совершенствуются. Увеличение нагрузки в течение всего периода обучения производится планомерно и постепенно: именно постепенность гарантирует правильное развитие мышечного аппарата, предохраняет от травм, связки и суставы. Усложнение лексики, введение новых технических приемов должны быть также подготовлены всем предыдущим ходом обучения.
В каждом классе, наряду с изучением новых движений, должен закрепляться пройденный материал. Для этого его необходимо включать в более сложные комбинации, которые вырабатывают мышечную силу, устойчивость, координацию движений, а также выносливость и волю к преодолению трудностей.
В процессе занятий необходимо воспитывать у учащихся умение правильно воспринимать музыкальное сопровождение, понимать и передавать содержание музыки в танце, добиваться выразительного исполнения (что возможно только при хорошо развитой технике исполнения), развивать чувство ансамбля и умение владеть пространством.
Преподаватель и концертмейстер обязаны тщательно отбирать музыкальный материал, насыщенный образно-эмоциональным содержанием, включая в него произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы современной музыки. В соответствии с музыкальным материалом составляются комбинации, которые усложняются по мере перехода учащихся из класса в класс.
Номера, поставленные на основе классического танца и предназначенные для включения в программу концертных выступлений, должны соответствовать программным требованиям и возможностям учащихся определенных классов.
Цель программы - способстовать эстетическому развитию подрастающего поколения в области хореографического искусства и овладение практическими навыками классического танца.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
- изучать основы классического танца;
- знакомить детей с хореографическими терминами;
- научить взааимосвязи музыки и движения, уметь исправлять неточности в исполнении.
Срок обучения классическому танцу составляет 3 года, по истечении которого основной учебный материал программы должен быть освоенным. Дети обязаны владеть профессиональными терминами, знаниями и понятиями, практическими умениями и навыками, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего профессионального обучения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
В конечном итоге, успех обучения характеризуются участием ребят на концертах, смотрах и конкурсах, где они могут показать уровень профессиональной подготовки.

II. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения
2 класс


Тема
Кол-во уроков

1
Введение в предмет (основные цели и задачи).
Знакомство с музыкальным размером 3/4.
I, II, III, V позиции ног.
Подготовительное положение рук.
2


Экзерсис у станка.


2
Demi-pliй в I, II, II, V позициях.
3

3
из I позиции в сторону, назад, вперёд.
3

4
Позиции рук I, II.
3

5
Doubles battements tendus из I позиции назад, вперёд, в сторону.
3

6
Позиции рук I, II, III.
3

7
Petits battements tendus из I позиции в сторону, назад, вперед.
3

8
Battements tendus piquйs из I позиции в сторону, назад, вперед.
3

9
Relevй на полупальцах по I, II иV позициям с вытянутых ног и с demi-pliй.
3

10
Перегибы корпуса назад и в сторону лицом к станку.
3

11
Понятие направлений en dehors et en dedans. Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
3

12
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
3

13
Demi-pliйs по I, II, V позициям ног на середине зала. Понятие о положении en face и точках зала.
3

14
Battements tendus из I позиции в сторону, вперед, назад на середине зала.
3

15
Battements tendus из V позиции на середине зала.
3

16
Battements tendus из I и V позиции боком у станка.
Понятие о prйparation .
3

17
Battements tendus et demi-plies из I и V позиции.
Doubles battements tendus из I и V позиции.
3

18
Battements tendus: jetйs из I и V позиции,
боком у станка, на середине.
3

19
Demi rond de jambe боком у станка, на середине.
3

20
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
боком у станка, на середине.
3

21
Положение ноги sur le cou-de pieds вперед, назад и обхватное,
лицом к станку.
3

22
Battements frappйs в сторону, вперед, назад, боком у станка.
3

23
Battements doubles frappйs в сторону, вперед, назад, боком у станка.
3

24
Temps levй soute по I, II, V позиции лицом к станку.
3

25
Petit pas йchappй по II позиции.
3

26
Changement de pieds.
3

27
Battements relevйs lents из I и V позиции лицом к станку и боком у станка.
3

28
Grands pliйs по I, II, V позиции лицом к станку и боком у станка.
3


29
Положение йpaulement croisй et effacй.
3

30
I и II port de bras.
3

31
Повторение ранее пройденного.
3


ИТОГО:
99


Второй год обучения
3 класс


Тема
Кол-во уроков


Экзерсис у станка.


1
Повторение ранее пройденного.
4

2
Demi-pliйs по IV позиции.
4

3
Battements tendus:
double battements tendus по II позиции.
4

4
Battements developpes:
в сторону, вперед и назад.
passes во всех направлениях.
4

5
Grands pliиs по IV позиции.
4

6
Grands battements jetes roindes.
4

7
1 и 3 port de bras как заключительное движение к различным упражнениям, позже изучается с ногой, вытянутой вперед, назад и в сторону;
3 port de bras на опорной ноге (по усмотрению педагога).
4

8
Grands battements из I и V позиции вперед, в сторону и назад.
4

9
Battement dйveloppйs вперед, в сторону и назад.
4

10
Позы у станка.

4



Экзерсис на середине зала.

4

1
Повторение ранее изученного.


2
Battements tendus:
double во II позиции.
в позах croisйe и effacйe.

4

3
Battements tendus jetйs.

4

4
Port de bras:
с наклоном корпуса в сторону.
с наклоном и перегибом корпуса с ногой, вытянутой на носок (вперед и назад).

4

5
Temps liй par terre.
4

6
Relevй на полупальцах:
в IV позиции croisйe et effacйe.
рабочая нога sur le cou-de-pied или поднята в любом направлении на 45.(

4

7
Pas de bourrйe simple с переменой ног, изучается вначале лицом к станку.
4

8
Battement tendus:
из I и V позиции в сторону , впереди и назад.
с demi-pliйs по I и V позиции вперед, в сторону и назад.
с demi-pliйs по II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги.

4


Allegro.



1
Повторение ранее изученного.
4

2
Тemps relevй saute по IV позиции.

4

3
Petit changement de pied.
4

4
Sissoune simple en face.

4

5
Pas glissade, в сторону, вперед en face.

4

6
Pas йchappй по II позиции.

4


ИТОГО:
99


Третий год обучения
4 класс


Тема
Кол-во уроков


Экзерсис у станка.



1
Повторение ранее пройденного.
4

2
Battements tendus в малых и больших позах.

4

3
Battements tendus jetйs в малых и больших позах.

4

4
Battements soutenus 45є с подъёмом на полупальцы вперед, назад, в сторону.

4

5
Battements frappйs et double battements frappйs на 45є на полупальцах.

4

6
Petit battement sur le cou-de-pied на полупальцах.

4

7
3 port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на pliй с растяжкой без перехода опорной ноги.
4

8
Поворот на двух ногах в V позиции на полупальцах с переменой ног (с вытянутых ног и с demi-pliй).

4

9
Demi-rond de jambe (45() en dehors et en dedans на целой стопе.
4


Экзерсис на середине зала.



1
Повторение ранее пройденного.
4

2
Battements tendus в малых и больших позах.

4

3
Battements tendus jetйs в малых и больших позах.

4

4
Battements fondus в малых и больших позах носком в пол и на 45.(

4

5
Battements soutenus в малых и больших позах носком в пол и на 45.(

4

6
Battements releves lents et battements dйveloppйs en face.

4

7
Позы малые и большие сroisйe et effacйe: I, II, III arabesques носком в пол. Поза йcartйe по усмотрению педагога.

4

8
3-е port de bras.

4


Allegro.

4

1
Повторение ранее изученного.


2
Тemps leve saute по V позиции с продвижением вперед, назад, в сторону.

4

3
Petit et grand changement de pied с продвижением вперед, назад, в сторону и en tournaus на 1/8, 1/4, позже на 1/2 оборота.

4

4
Pas assemblй croisйe et effacйe.

4

5
Pas chassee в позах вперед, назад.

4

6
Grand pas йchappй на II позиции.

4

7
Pas coupe.
4


Экзерсис на пальцах



1
Pas assemblй soutenu в позах.

4

2
Полуповороты в V позиции.

4

3
Pas польки en face и йpaulement.
2

ИТОГО:

99

В
306




III. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Первый год обучения
2 класс

Основной задачей первого года обучения является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений классического экзерсиса у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Все элементы изучаются лицом к станку.
На изучение каждого элемента по программе первого класса и составления комбинаций у станка и на середине выделяется 6 академических часа в неделю.

Экзерсис у станка:
Позиции ног I, II, III, IV.
Подготовительное положение и позиции рук: I, II, III (вначале изучается на середине зала при неполной выворотности ног.)
Demi-pliйs в I, II, III, IV позиции.
Battements tendus:
из I позиции в сторону, вперед, назад;
с demi-pliй по I позиции в сторону, вперёд и назад;
из V позиции в сторону, вперед и назад;
с demi-pliй по V позиции в сторону, вперед и назад;
с опусканием пятки во II позицию из I и из V позиции;
с demi-pliй во II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги (из I и V позиции.)
Passй par terre проведение ноги вперед и назад через I позицию.
Понятие направлений en dehors et en dedans.
Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
Battements tendus jetйs:
из I, V позиции в сторону, вверх и назад.
c demi-pliйs по I и V позиции в сторону, вперед и назад.
piques в сторону, вперед и назад.
Положение ноги sur le cou-de-pied, вперед, назад и обхватное.
Battements frappйs в сторону, вперед и назад.
Relevй на полупальцах по I, II, V позиции, с вытянутых ног и с demi-pliйs.
Battements tendus-soutenus вперед, в сторону и назад.
Prйparation для rond de jambe.
Battements fondus в сторону, вперед и назад носком в пол, позднее на 45.°
Petits battements sur le cou-de-pied перенос ноги равномерный, позднее с акцентом вперед и назад.
Battements doubles frappйs носком в пол, в сторону, вперед и назад, позднее на 45.°
Grands pliйs по I, II, III позиции.
Battements relevйs lents из I, II позиции лицом к станку и боком у станка.
Перегибы корпуса назад и в сторону (лицом к станку.)

Экзерсис на середине зала:
Позиции рук: I, II, III; подготовительное положение.
Поклон.
Demi-pliйs по I, II, V позиции.
Battements tendus:
из I и V позиции в сторону, вперед и назад;
с demi-pliй по I и V позиции вперед, в сторону и назад;
с demi-pliй по II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;
Battements tendus jetйs:
из I и V позиции в сторону, вперед и назад;
с demi-plies в сторону, вперед и назад;
Demi rond de jambe par terre et prйparation et en dedans.
Положение йpaulement croisй et efface.
Port de bras I, II, III (III по усмотрению педагога.)
Battements tendus-soutenus в сторону, вперед и назад.

Allegro:
Temps leve saute по I, II, III позиции.
Changement de pieds.

Экзерсис на пальцах:
Relevй по I, II, III позиции.
Pas йchappй во II позиции (из I и V позиции.)
Pas de bourrйe en face с переменой ног. Начинается изучение лицом к станку.


Исходная позиция – ноги в свободной позиции (пятки вместе, носки врозь), руки на талии, голова прямо, стоим спиной к станку на небольшом расстоянии; музыкальный размер 2/4, на каждую четверть делаем следующее:
раз – голова наклоняется вниз;
два – голова возвращается в исходное положениетри – голова откидывается назад;
четыре – возвращается в исходное положение;
раз – голова наклоняется направо;
два – и.п.;
три – голова наклоняется налево;
четыре – и.п.
раз – наклон вниз;
два – и.п.
три – откинуть голову назад;
четыре – и.п.
раз – голова поворачивается направо;
два – и.п.
три – голова поворачивается налево;
четыре – и.п.
Весь комплекс повторить два раза.
Далее:
раз – тянемся подбородком вперед;
два – возврат в и.п.;
три тянемся подбородком вперед;
четыре – возврат в и.п.
раз-два-три-четыре – поворачиваем голову по кругу, начиная с правой стороны;
раз – тянемся подбородком вперед;
два – и.п.;
три – тянемся подбородком вперед;
четыре – и.п.
раз-два-три-четыре – поворачиваем голову по кругу, начиная с левой стороны.
Второй год обучения
3 класс

Основные задачи второго года обучения: увеличение количества упражнений, развитие силы ног, устойчивости, техники исполнения.
Во втором классе начинается изучение прыжков с приземлением на одну ногу и ознакомление с техникой полуповоротов на двух ногах, изучаются позы классического танца, продолжается работа над положением рук и головы в позах; усложняются учебные комбинации за счет использования поз в экзерсисах у станка и на середине.
Экзерсис у станка:
Battements te Demi-pliйs по IV позиции
ndus:
double battements tendus по II позиции
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-pliй
Battements fondus с pliй-relevй на всей стопе на 45є
Battements soutenus в сторону, вперед и назад, носком в пол и на 45є на всей стопе.
Battements frappйs et doubles frappйs на 45є на целой стопе.
Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans на 45є на всей стопе.
Pas coupe на целой стопе.
Pas tombйe на месте, опорная нога в положении sur le cou-de-pied
Battements developpes:
в сторону, вперед и назад.
passes во всех направлениях.
Grands pliиs по IV позиции.
Grands battements jetes roindes.
1 и 3 port de bras как заключительное движение к различным упражнениям, позже изучается с ногой, вытянутой вперед, назад и в сторону;
3 port de bras на опорной ноге (по усмотрению педагога)
Relevй на полупальцах;
в IV позиции.
на одной ноге, другая в положении sur le cou-de-pied и на 45.є
Полуповороты на пальцах en dehors et en dedans на двух ногах, начиная с вытянутых ног и c demi-plies.
Battements revelйs lents на 90є из I, V позиции вперед, в сторону и назад.
Grands battements из I и V позиции вперед, в сторону и назад.
Battement retinй.
Battement dйveloppйs вперед, в сторону и назад.
Позы у станка.

Экзерсис на середине зала.
Упражнения исполняются en face по всей стопе с постепенным введением маленьких и больших поз.
Battements tendus:
double во II позиции;
в позах croisйe и efface;
Battements tendus jetйs.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-pliйs.
Demi-rond de jambe en dehors et en dedans на 45.є (по усмотрению педагога)
Grands pliйs по I, II, III en face и в V позиции – йpaulement.
Battements frappйs et double battements frappйs по усмотрению педагога.
Battements fondues.
Port de bras:
с наклоном корпуса в сторону;
с наклоном и перегибом корпуса с ногой, вытянутой на носок (вперед и назад);
Temps liй par terrе,
Relevй на полупальцах:
в IV позиции croisйe et efface.
рабочая нога sur le cou-de-pied или поднята в любом направлении на 45.(
Relevй на полупальцах по I, II, V позиции с вытянутых ног и с demi-plies.
Pas de bourrйe simple с переменой ног, изучается вначале лицом к станку.
Battement tendus:
из I и V позиции в сторону , впереди и назад;
с demi-pliйs по I и V позиции вперед, в сторону и назад;
с demi-pliйs по II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;.

Allegro.
Тemps relevй saute по IV позиции.
Petit changement de pied.
Pas assemble в сторону.
Sissoune simple en face.
Pas glissade, в сторону, вперед en face.
Pas йchappй по II позиции.
Pas balance.

Третий год обучения
4 класс

В третьем классе закрепляется азбука классического танца. Основные задачи третьего года обучения – выработка навыков правильности и чистоты исполнения, развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсис у станка. На середине зала вводится элементарное адажио, начинается изучение preparation к tours. Закрепляются классические позы. Продолжается работа над port de bras.
На изучение каждого элемента по программе третьего года обучения и составление комбинаций у станка и на середине выделяется 5 часов в неделю.

Экзерсис у станка.
Battements tendus в малых и больших позах.
Battements tendus jetйs в малых и больших позах.
Demi rond et rond de jambe на полупальцах.
Battements fondus:
на полупальцах;
c pliй-relevй на полупальцах;
в позах;
double fondus на целой ступе и на полупальцах;
Battements soutenus 45є с подъемом на полупальцы вперед, назад, в сторону.
Battements frappйs et double battements frappйs на 45є на полупальцах.
Petit battement sur le cou-de-pied на полупальцах.
Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans на полупальцах.
Pas coupй на полупальцах.
Battements relevйs lents на 90є и battements developpes на 90є в позах: croisйe, effacйe, ecartйe вперед и назад, atittude effacйe et croisйe, II arabesque.
Pas tombйe с продвижением, работающая нога в положении sur le cou-de-pied, носком в пол, на 45.є
3 port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на pliй с растяжкой без перехода опорной ноги.
Поворот на двух ногах в V позиции на полупальцах с переменой ног. (с вытянутых ног и с demi-pliй)
Demi-rond de jambe (45() en dehors et en dedans на целой стопе.

Экзерсис на середине зала.
Battements tendus в малых и больших позах.
Battements tendus jetйs в малых и больших позах.
Demi rond et rond de jambe на 45(en dehors et en dedans.
Battements fondus в малых и больших позах носком в пол и на 45.(
Battements soutenus в малых и больших позах носком в пол и на 45.(
Battements releves lents et battements dйveloppйs en face.
Позы малые и большие сroisйe et effacйe: I, II, III arabesques носком в пол. Поза йcartйe по усмотрению педагога.
Grands battements jetйs pointes по I, V позиции.
3-е port de bras.
Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног (начиная с вытянутых ног и на полупальцах)
Вращение на двух ногах в V позиции на полупальцах и на месте с поворотом головы в зеркало.

Allegro.
Тemps leve saute по V позиции с продвижением вперед, назад, в сторону.
Petit et grand changement de pied с продвижением вперед, назад, в сторону и en tournaus на 1/8, 1/4, позже на 1/2 оборота.
Grand pas йchappй в IV позиции.
Pas йchappй во II и в IV позиции с окончанием на одну ногу, другая в положении sur le cou-de-pied вперед и назад.
Pas assemblй croisйe et efface.
Pas chassee в позах вперед, назад.
Petit pas echappe на II и на IV позиции.
Petit pas jetes en face.
Grand changement de pied.
Grand pas йchappй на II позиции.
Pas coupe.

Экзерсис на пальцах.
Pas assemblй soutenu в позах.
Полуповороты в V позиции.
Pas польки en face и йpaulement.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ

По итогам первого года обучения учащиеся должны:
Знать и понимать
-терминологию классического танца;
-основные требования к выполнению программных элементов и движений классического танца;
- средства танцевальной выразительности;
Уметь:
- выполнять элементы и простые комбинации, применять танцевальные навыки и средства танцевальной выразительности на уроках и в концертной деятельности;
Иметь навыки:
- наблюдения за собственным развитием;
- индивидуальной работы;

По итогам второго года обучения учащиеся должны:
Знать и понимать;
- последовательность движений у станка;
Уметь:
- выполнять упражнения и танцевальные элементы классического танца;
Обладать:
- «подтянутостью», хорошо поставленным корпусом, головой, руками, ногами;

По итогам третьего года обучения учащиеся должны:
Знать и понимать:
- основные требования к выполнению программных элементов;
- последовательность их исполнения;
- средства танцевальной выразительности;
Уметь:
- выполнять элементы классического танца в зале и на сценической площадке;
- орентироваться в пространстве;
Иметь навыки:
- техники выполнения необходимых элементов и комбинации упражнений;
- самосовершенствования и работы над собой;
- наблюдения за собственным физическим развитием;
- достижения поставленной цели;

Экзаменационные испытания должны показать:
- формирование у детей художественного восприятия через танец.
- развитие чувства ритма, темпа, музыкальной формы.
- владение культурой движния: гибкостью,выворотностью, пластичностью

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА
ОЦЕНКИ

Программой предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации учащихся: контрольные уроки, выступления в концертах, открытые уроки, зачёты,
экзамены.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. По окончении четверти обучающимся выставляется оценка. Промежуточный контроль проводится согласно учебного графика в виде контрольного урока. Итоговая промежуточная аттестация проходит по окончании учебного года в виде дифференцированного зачёта или контрольного просмотра.
Третий год обучения заканчивается итоговой аттестацией в виде выпускного экзамена по всему курсу предмета «Клласический танец».
В школе оценка знаний, умений и навыков провяодитс по 5-балльной системе.
Оценка «5» (отлично) - Учащийся осознанно и свободно владеет содержанием комплексов упражнений. Упражнения исполняет уверенно, без ошибок. Свободно владеет пластикой тела, демонстрирует физическую готовность опорно-двигательного аппарата к дальнейшему обучению, прослеживается наличие действий творческого характера при выполнении заданий. Учащийся проявляет целеустремленность, ответственность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям.
Оценка «4» (хорошо) - Учащийся понимает и свободно владеет содержанием комплексов упражнений и выполняет их по заданному учителем образцу без ошибок. Владеет пластикой тела, в достаточной степени демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата. Учащийся проявляет старание и интерес к занятиям.
Оценка «3» (удовлетворительно) - учащийся знает содержание комплексов упражнений, выполняет их неуверенно по заданному учителем образцу с существенными ошибками. Демонстрирует развитость опорно-двигательного аппарата, но недостаточно владеет пластикой тела. Интерес к занятиям и определенное старание нестабильны.
Оценка «2» (неудовлетворительно) - учащийся не знает содержание комплексов упражнений, выполняет их неуверенно, с существенными ошибками. Демонстрирует зажатость, неразвитость опорно-двигательного аппарата, недостаточно владеет пластикой тела.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

При постановке стопы нужно объяснить учащимся, что стопа стоит на трёх точках: мизинец, большой палец, пятка. Такая постановка поможет избежать так называемого «завала» на большой палец. Также рекомендуется больше внимания обращать на выворотность ног, для этого полезно постоянно объяснять учащимся правила исполнения demi-pliй и grand pliй. Особо следить за выходом из grand pliй («ноги разворачиваем ещё больше, когда встаем»). При работе над battements fondus обращать особое внимание на опорную ногу: она работает, как тугая пружинка. При изучении relevйs lents можно сказать учащимся, что к работающей ноге привязан огромный шар, который поднимает ногу.
Образные выражения лучше воспринимаются детьми. При изучении прыжков необходимо следить за тем, чтобы дети отталкивались от пола всей ногой (стопой), чтобы не было прыжков на полупальцах, сильно работала пятка (для этого делаем battements tendus с нажимом). Рекомендуется также в середине экзерсиса у станка исполнять комплекс упражнений головой.
При изучении прыжков с двух ног на одну обязательно объяснять учащимся, что при приземлении корпус должен быть собран, бёдра и плечи – держат «квадрат», опорная нога очень сильная.
При работе над прыжками можно использовать следующую комбинацию: по 8 прыжков по свободной позиции в т.2, 4, 6, 8; поворачиваясь направо; затем по 4 прыжка по тем же точкам; затем по 2 прыжка; затем по I два поворота. Всю комбинацию повторить в левую сторону, собственно по точкам 8, 6, 4, 2. Данная комбинация помогает вырабатывать силу ног в allegro, ориентацию в пространстве.
При изучении IV arabesque очень важно следить за работой спины. Не ослаблять внимания при положении ноги назад. Для этого полезно у станка как можно больше исполнять позу назад, проверяя каждого ученика отдельно. При крепкой рабочей спине следить за пластичностью и мягкостью рук. Обращать внимание на положение головы в различных позах.
При изучении больших прыжков с продвижением нужно следить за тем, чтобы:
был «посыл» в бёдрах;
во время исполнения самого прыжка держать позу («нести ее»);
знать точное направление прыжка, т.е. знать, «куда иду».
При исполнении вращений по диагонали нужно объяснить учащимся, что перед исполнением серий вращений необходимо:
осмысленно держать точку глазами;
готовить себя не на 8 или 16 tours по одному, а на 8 или 16 за одно («точно знаю, сколько делаю»);
сознательно останавливаться после исполнения серии вращений – для этого обязательно сделать demi-pliй перед шагом в конечную позу.
самостоятельное исполнение учениками танцевальных движений позволяет педагогу на каждом занятии оценить, насколько понятен ребёнку учебный материал и, по необходимости, внести соответствующие изменения.


VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Базарова Н. Классический танец. Л., Искусство, 1975
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л., М., Искусство, 1964.
Ваганова А. Основы классического танца. Л., М., «Искусство», 1963.
Костровицкая В. Классический танец. Слитные движения /Под ред. Вагановой А. М., Сов. Россия, 1961.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., Искусство, 1975.
Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. М., Искусство, 1976.
Тарасов Н. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М., Искусство, 1971.












13PAGE 14115


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315