Урок практикум.Анализ лирического произведения. Стихотворение А. А. Вознесенского. «Живите не в пространстве, а во времени…»


Приложение №
Анализ лирического произведения. Стихотворение А. А. Вознесенского. «Живите не в пространстве, а во времени…» (урок -практикум)
Цели: «…Правильно понять художественный текст через язык, т. е. языковые дроби из которых слагаются целые образные единицы художественного языка». (Н. М. Шанский)
Уяснить, что «…дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях». (А. М. Пешковский)
Оборудование: портрет поэта, текст стихотворения, таблица «Тропы и фигуры»; выставка книг, словари.
Ход урока
- Практикум. Анализ стихотворения А. А. Вознесенского.
- Слово учителя
Сегодня мы с вами продолжаем разговор о творчестве А. Вознесенского. Вдумаемся и вслушаемся в одно из стихотворений поэта – вы увидите, как о многом оно расскажет. Чтение стихотворения учеником.
- О чем это стихотворение?
В самом деле, пространство и время – ключевые слова стихотворения. Основа стихотворения – развернутая метафора, цельный художественный образ. Изображение делается подвижным, а восприятие творческим. Живите не в пространстве, а во времени…Известно, что пространство и время – две основные формы бытия и «разрывать» их, противопоставляя, в обычной речи, нельзя. В поэзии – можно.
- Обратимся к лексическому толкованию. Словарь В. И. Даля.
Многие стихи поэта – гимн непреходящему, гимн времени. Например, в поэме «Лонжюмо» время для Вознесенского – это то, что объединяет всю землю разом, и возникает разговор о месте «человеческой единицы» в историческом по масштабам времени.
Или «не забудь»:
Человек снимает страны,
И моря, и океаны,
И машину, и пальто.
Он без времени ничто.
Повелительное наклонение, как грамматическая основа (живите, владейте, закупайте), обладает высокой концентрацией смысла односоставного обобщенно – личного предложения. Это и просьба, и призыв, и звук набата, зовущего человека одуматься. Вознесенский создает яркий образ, где Время обозначает Вечное. Идеал, к которому должен стремиться человек, а пространство – это что - то преходящее.
Вдумаемся: «Минутные деревья вам доверены…». По Далю: «Минута как мера времени…60 секунд. Вообще, короткое время, несколько мгновений». Оказывается, что (по Далю) «Время с нами, время перед нами, а при нас его нет», «Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь». Но самое важное – «Время разум дает». Значит, для чего это «короткое время» - минуты? Осознать скоротечность бытия, мгновенность нашего пребывания в пространстве, где, как порой нам кажется, все существует только для нас. Но деревья – «минутные»! А далее мы узнаем, что эти «минутные деревья» нам доверены (замечательная метафора и своеобразный оксюморон). И так, торопись, Человек, делать добро миру живому и не живому, ибо пора твоего «времени» скоротечно.
Владейте не лесами, а часами…
В самом деле, как мы заблуждаемся, думая, что вечны! Человек, шагающий по планете через леса, моря и океаны, в действительности не может распорядиться «своими» минутами и часами.
И опять метафора: «Живите под минутными домами…», но уже не «минуты», а «дома». Что это означает?
Ответы учащихся:
- Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению.
- «Мой дом – моя крепость» - гласит английская пословица. Здесь, в доме, мы находим тепло и уют; дом спасает нас от бед и напастей. Но согласно времени, отведенному каждому, мы уходим, а «дома» остаются, по этому для нас они минутные.
- Кроме того, нельзя замыкаться в скорлупе «своего» дома. Дом – это прежде всего семья, тепло, любовь, взаимная поддержка. (Сравните у Р. И. Рождественского: «Человеку мало надо – лишь бы дома кто - то ждал») Но как часто все это оказывается миражом: Недоверие, а обман, не любовь, а предательство. Поэтому нельзя превращать свой дом в крепость, надо идти к людям, распахнув «двери». Дома - души, понимая, что все дано нам на время, на часы и минуты.
Следующие две строки – это сравнение, сопоставление истинного и иллюзорного:
… и плечи вместо соболя кому – то
Закутайте в бесценную минуту…
Действительно, разве может что то заменить благородный, великолепный, царский, бесценный соболиный мех? Вот это настоящий подарок кому – то – дорогому, любимому человеку. Но еще в Библии сказано: « Не собирайте богатств…где моль и ржа…» И Вознесенский предупреждает нас об этом же, предлагая метафорическим эпитетом – «бесценную минуту» - непреходящее тепло вечной любви. Многоточие – «следы на цыпочках ушедших слов» (В. В. Набоков) – расскажет то, что не выразить речью, а надо лишь запомнить – минутное счастье.
И наконец, финал, вывод, авторский закон бытия, подчеркнутый логическим ударением. «Умирают – в пространстве». Это состояние или свойство всего, «простор, даль, ширь и глубь» (по Далю). Да, это верно, но слишком холодно, обобщенно, чуждо.
Живут – во времени.
«Во времени» тепла, любви, когда (в идеале) счастье и земное благоденствие со всеми окружающими нас людьми.
Фигура, лежащая в основе композиции стихотворения, - параллелизм, т.е. однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Структурный параллелизм в стихотворении, сопровождающийся содержательным сходством в построении предложений, раскрывает связь образов: живите – владейте, живите – закутайте. Умирают – живут. Образное употребление слов (минутные деревья, дома) выразительно подчёркивают идею стихотворения: времени мало, а сделать надо очень много – хорошего, доброго, запоминающегося… Антитеза ещё больше усиливает эту мысль.
- Обратимся к звуковому оформлению стихотворения. Что вы слышите в звуках строчек Вознесенского?
Ответы учащихся:
- Декларативное обилие взрывного начала – р, привлекающее внимание слушателей; открытость а, бездонность о.
- Логическое ударение при повторе слова минутными подчёркивается звуком у, который останавливает, настораживает, предупреждает, а в финале побеждает: умирают – живут.
- Итак, какова цель лингвистического анализа художественного текста? ( Следить за художественной мыслью и образами произведения – значит развивать чувства языка, обогащать свою речь, учиться словесному искусству.)
- Сегодня на уроке мы увидели, услышали, поняли: к прозрению и вере призывает нас поэт стихотворением «Живите не в пространстве, а во времени…»
- Подведение итогов урока
Домашнее задание
Написать сочинение по теме «Моё восприятие и истолкование стихотворения А.А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…»
Приложение №
Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи"

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.
Задание 2. Кроссворд 2

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Приложение №
Какое настроение вызвало у меня стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина.
Цели урока:
Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;
Развивающая – развить у обучающихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;
Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.
Оборудование: зимние пейзажи русских художников, портрет поэта, аудиозапись «Времена года. Зима» А.Вивальди, Толковый словарь.
Ход урока.
Этапы урока
Время Ход урока Примечание
Организационный момент (3 мин) Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока. оформление записей в тетрадях.
Вступительное слово учителя
(7 мин) Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь.
Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Всего 5-6 предложений. Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце». А помогут вам в этом картины русских живописцев, которыми сегодня оформлен наш стенд, и музыка А.Вивальди «Времена года. Зима». Включается аудиозапись (А.Вивальди «Времена года.Зима»)
Творческая работа и ее обсуждение
(5 мин) Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро». чтение 2-3 работ
Выразительное чтение стихотворения учителем
Беседа по прочитанному - Какие слова вам не понятны?
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (устар.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
Проблемный вопрос:
- Что описывает поэт? Утро, лес, небо, снег… Запомним ответ, а в конце урока попробуем ответить на этот вопрос еще раз. Посмотрим, изменится ли наше мнение.
- С какой целью он использует контрастное описание природы? Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.
- Найдите в тексте повтор. И ель… И речка…
Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой.
- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем:
…Веселым треском
Трещит затопленная печь.
- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].
Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией.
- Каковы особенности лексики стихотворения? Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении.
- Выразительное чтение первой строфы учеником. Беседа по вопросам. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.
- Прочитаем вторую строфу (читает выразительно ученик). Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.
Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой.
- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.
- Читаем выразительно третью строфу (читает ученик). Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости:
И ты печальная сидела (пауза) –
А нынче… (пауза) посмотри в окно…
Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно». Найдем в тексте такое сравнение (Луна, как бледное пятно). Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит». Есть ли в тексте еще подобные конструкции? Да, «звездою севера явись».
- Какими красками можно нарисовать природу, изображенную в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.
- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления.
- Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни. запись на доске и в тетрадях значений устаревших и диалектных слов, в ходе работы обращаемся к толковому словарю
Вопрос и ответ на него записаны на доске
определение записывается в тетради: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы
определение записывается в тетради: Аллитерация (лат.) – повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи
определение записывается в тетради: антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи
Выразительное чтение целого стихотворения несколькими учениками – каждый по строфе.
Итоги урока
(3 мин) Вспомним наш проблемный вопрос:
Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради). Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний. Ответ на проблемный вопрос записывается в тетради
Домашнее задание
(2 мин) Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике - сочинить свое стихотворение. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.
Вступительное слово учителя: Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу и вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь.
Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Всего 5-6 предложений. Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце». А помогут вам в этом картины русских живописцев, которыми сегодня оформлен наш стенд, и музыка А.Вивальди «Времена года. Зима».
Творческая работа и ее обсуждение (чтение 2-3 работ):
Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро».
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Беседа по прочитанному:
- Какие слова вам не понятны? (запись на доске и в тетрадях значений устаревших и диалектных слов, в ходе работы обращаемся к толковому словарю):
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (устар.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
- Что описывает поэт? Утро, лес, небо, снег…
- С какой целью он использует контрастное описание природы? Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.
- Найдите в тексте повтор. И ель… И речка…
Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой (определение записывается в тетради: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы).
- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем:
…Веселым треском
Трещит затопленная печь.
- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].
Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией (определение записывается в тетради: Аллитерация (лат.) – повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи).
- Каковы особенности лексики стихотворения? Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении.
- Выразительное чтение первой строфы учеником. Беседа по вопросам. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.
- Прочитаем вторую строфу (читает выразительно ученик). Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.
Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой (определение записывается в тетради: антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).
- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.
- Читаем выразительно третью строфу (читает ученик). Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости:
И ты печальная сидела (пауза) –
А нынче… (пауза) посмотри в окно…
Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно». Найдем в тексте такое сравнение (Луна, как бледное пятно). Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит». Есть ли в тексте еще подобные конструкции? Да, «звездою севера явись».
- Какими красками можно нарисовать природу, изображенную в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.
- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления.
- Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни.
6. Выразительное чтение целого стихотворения учеником или несколькими учениками – каждый по строфе.
7. Итоги урока: что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания (записывается в тетради).
Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради). Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.
8. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих – попробовать свои силы в пейзажной лирике, сочинить свое стихотворение.
Приложение №
Урок развития речи в 5 классе по теме «Я сочиняю сказку» (Сочинение сказки на основе олицетворения, подготовка)
Цель: дать понятие о новом художественном приеме во взаимосвязи с другими изобразительными средствами языка;
развивать художественную речь и образное мышление;
воспитывать художественно-эстетический вкус.
Материалы к уроку:
1) Таблицы:
а) Эпитет — это художественное определение.
Кудрявая березка
б) Сравнение — это художественный прием, когда один предмет сравнивается с другим.
Глазки, как в поле цветы
(Н.А. Некрасов)
в) Олицетворение — это перенос свойств человека на неодушевленные предметы и явления природы,
Котелок сердится и бормочет
г) Стили речи: научный, разговорный, публицистический, художественный.
2) Оформление доски: число, тема урока, четверостишие И.Бунина:
Равнина вод на горизонте млеет,
И в ней луна столбом отражена,
Склонив лицо прозрачное, светлеет
И грустно в воду смотрится она.
З) Сборник детских творческих работ.
4) Раздаточный материал: отрывки стихотворений, содержащие олицетворения, текст сказки Г.Х.Андерсена «Перо и чернильница»
И.Бунин «В лесу».
Тропинкой темною, лесною,
Где колокольчики цветут,
Под тенью легкой и сквозною
Меня кустарники ведут.
Б. Пастернак. «Сосны».
С намеренным однообразьем,
Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава.
И.С.Тургёнев «Весенний вечер».
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей,
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой.
ПЛАН УРОКА
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
а) Выразительное чтение наизусть отрывка текста о природе.
б) Вопросы учителя: Почему ты выбрал именно этот текст?
Как писатель добился того, что он кажется таким красивым?
2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
А) Учитель: Какие художественные приемы использует автор в повести “Мещерская сторона”?
Что такое эпитет?
Сравнение?
Б) Учитель открывает на магнитной доске эти таблицы.
В) Учитель: В каком стиле речи используются эти художественные приемы? - открывается таблица «Стили речи».
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Учитель: Сегодня мы изучаем еще один художественный прием – олицетворение. С его помощью создаются художественные образы писателями.
2. Запись темы урока в тетрадь.
З. Чтение статьи учебника с комментарием.
4. Учитель: Какой член предложения делает неодушевленные предметы одушевленными?
Ответ : Сказуемое.
Учитель: Прочитайте, что называется олицетворением.
5. Запись определения олицетворения в тетрадь.
6. Учитель открывает таблицу на магнитной доске и обращает внимание детей на то, что получился краткий конспект их знаний по теории литературы, включая новую тему.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Нахождение олицетворений в тексте главы “Луга”:
Небо опрокинулось, прут выстрелит, воздух обжигает.
2. Поэтическая минутка - дети под руководством учителя работают с раздаточным материалом.
Один ученик работает с четверостишием И.Бунина на доске. Задание: прочитать отрывок выразительно, назвать автора, найти олицетворения; по подчеркнутой строке определить стихотворный размер, назвать вид рифмы.
3. Учитель: Почему поэты так часто воспевают природу?
5. МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ
6. Прочитаем сказку Г.Х.Андерсена «Перо и чернильница»
Перо и чернильница
Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?.. Да, поистине удивительно!»
— Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! — обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. — Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк — я ведь совсем не знаю природы, — как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!
— Правильно! — сказало гусиное перо. — Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!
— Вы слишком неопытны! — возразила чернильница. — Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало — и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!
— Чернильная бочка! — сказало перо.
Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришел с концерта скрипача-виртуоза и весь был еще под впечатлением его бесподобной игры. В скрипке, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору. Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос. Звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все ее составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и все же искусство его выглядело игрою, смычок словно сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама, смычок играл сам, вся суть как будто была в них, о мастере же, управлявшем ими, вложившем в них жизнь и душу, попросту забывали. Забывали все, но не забыл о нем поэт и написал вот что:
«Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди — поэты, художники, ученые, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы — только инструменты в руках создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!»
Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу «Мастер и инструменты».
— Что, дождались, сударыня? — сказало перо чернильнице, когда они остались одни. — Слышали, как он прочел вслух то, что я написало?
— То есть то, что вы извлекли из меня! — сказала чернильница. — Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! И вы даже не понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную сатиру!
— Чернильная душа! — сказало перо.
— Гусь лапчатый! — ответила чернильница.
И каждый решил, что ответил хорошо, а сознавать это приятно; с таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не спал; мысли волновались в нем, как звуки скрипки, катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного сердца, ощущал дыхание Великого мастера...
Ему одному честь и хвала!
Вопросы: Как сказочник добился эффекта оживления неживых предметов? Как вы думаете зачем?
7. ТВОРЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
1.Задание. Олицетворить предметы окружающего мира и записать примеры в тетрадь.
Ответы:
Ластик спорил с карандашом на бумаге.
Пол охал и стонал, когда по нему ходили.
2. Задание: Одно из олицетворений развить до сказочного сюжета.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Всем — выучить определение олицетворения.
2. Выбрать и выполнить задание по желанию:
1-й уровень — пересказать статью учебника.
2-й уровень — найти в текстах и записать олицетворения.
3-й уровень — придумать и записать олицетворения; развить некоторые из них до сказочного сюжета.
9. ИТОГ УРОКА:
Что такое, олицетворение?
Использование отрывков детских самостоятельных творческих работ на уроке теории литературы.