План урока по русскому языку по теме Непроизносимые согласные УМК Школа России 3 класс

Конспект урока русского языка с презентацией по теме «Правописание непроизносимых согласных в словах». Ф.И.О:Мифтахова Расима Миннерахмановна  Должность:учитель начальных классов Педагогический стаж: 32 года ОУ: МБОУ «СОШ№58» г.Набережные Челны, Республики Татарстан  Учебник:В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, 3 класс
Продолжительность урока:45 минут  Использование информационных технологий: презентация
Тип урока: Изучение нового материала. (слайд №1)


Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Цель: Цели урока:  1) Создать условия для формирования представлений о словах с непроизносимыми согласными звуками; познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, путём подбора однокоренных слов.  2) Повторить правописание слов с бездарными гласными в корне  3) Формировать мотивы учебной деятельности, навыки самоконтроля.  Оборудование: мультемидийный проектор, компьютер
Ход урока.

Организационный момент.
-Говорят, как начнёшь день,таким он будет до вечера. Так пусть же сегодня день будет плодотворным для нас и наших гостей, и мы узнаем много нового и полезного для себя.  (слайд №2)
– Дети, вам тепло? (Да!)
-В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
-Уже закончился урок? (Нет!)
_ Только начался урок? (ДА!)
_ Хотите учится? (Да!)
_ Значить можно всем садится!
- Определите предложения по цели и по интонации.

Актуализация знаний. 
Ребята, прежде чем начать урок, я бы хотела прочитать вам письмо, которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она хотела рассказать от том, что происходит в лесу сейчас. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил из некоторых слов буквы.
Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.
Вот такая ответственная задача стоит перед нами. (слайд № 3)

«Реко светит солце. Стят ненасные дни. Грусно в эту пору в лсу . Отошли ягоки, ореки. Пахнет прелой лствой.»

(Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания) ( слайд № 4)

III. Чистописание
Дети записывают в тетрадь дату дня
 Какие буквы написаны на доске? (о, е .д, ш, н, т) (Буквы, которые были похищены)
Напишите эти буквы.
Выпишите данные слова в столбики. Сколько столбиков получится?

Редко стоят солнце
Ягодки лесу ненастные
Орешки листвой грустно

На какие орфограммы встретились слова? (парные согласные и безударные гласные в корне слова) ( слайд № 5)

IV. Постановка темы урока. 
А как же называется орфограмма в третьем столбике?

Запишите в транскрипции слово грустный [ грусный ]
Сколько в этом слове звуков? (7)
А сколько букв? (8)
А как же знать, какой буквой обозначен непроизносимый согласный звук? (подобрать проверочное слово)
Подберите однокоренные слова (грусть, грустить , загрустил) .
Какой корень у этого слова? (грусть-)
Как назовем эти согласные звуки? (непроизносимые согласные) ( слайд № 6)


Есть согласные плутовки.  До чего шалуньи ловки.  Их не слышишь, а пиши.  Проверяй, да не спеши. 
-Как вы думаете, какую тему мы начнём изучать на сегодняшнем уроке? (Непроизносимые согласные)  Обратите внимание, когда же согласный не произноситься в слове? Какой сделаем вывод?
(Когда рядом несколько согласных)
Молодцы! Мы справились с задачей деда Буквоеда: сами вывели еще одно правило русского языка.

V. Работа по теме урока.
 
Работа с учебником. Стр.117, упр.223

А теперь прочитайте правило, правильно ли мы сделали вывод?


VI, Физминутка. А теперь, давайте отдохнем. (слайд № 7 )


VI. Работа по теме урока
Посмотрите на доску. Из какого произведения и кто автор этого произведения.(Слайд №8)

Видит: весь сияя в злате
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.
Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что же ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?
(слайд № 9)
Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда мы получим тот текст, который был у А.С.Пушкина.

А как же знать, какой буквой обозначен непроизносимый согласный звук? (подобрать проверочное слово)
Запись в тетрадях с проверочными словами.

Грустить- с грустной, ненастье- ненастный, здравье - здравствуй

VII. Словарная работа 

.(слайд №10 )
1) В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.

Назовите слово с непроизносимым согласными.
(Лестница )
Какой согласный не произносится? (т)
Подберите проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно.

(слайд №(11)
2) Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник ёлки и зимы!
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы.
Назовите слово с непроизносимым согласным (праздник) Какой согласный не произносится? (д)

Подберите проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно.
, в котором нельзя проверять

3) Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле.
(С.А.Есенина)
( слайд №12)
Назовите слово с непроизносимым согласным (чувствую) Какой согласный не произносится? (в)
Подберите проверочное слово, чтобы согласный слышался ясно.

Да, таких слов нет.

Выпишите эти слова в тетрадь. (Лестница, чувство, здравствуй ) Сколько звуков, сколько букв? (устно)

Да, таких слов нет. В русском языке есть слова, а которых нельзя проверить непроизносимые согласные

Но если заглянуть в этимологический словарь и узнать историю этих слов, то
А) слово лестница произошло от древнерусского лествица , от слова лества (лезть) – то, с помощью чего лезут;

2) слово праздник от слово праздь (свободный от работы время),

3) чувство посмотрите из этимологического словаря
( Заимств. из старо.-сл.авянского яз., где чувство  суф. производное от чувъ «способность чувствовать» > «тот, кто обладает этим», суф. образование (суф. -в-, ср. нрав, гнев и др.) от чути «чувствовать, слышать, ощущать, познавать». См. чу, чуть.)

VIII . Закрепление изученного

Чтоб ошибок избежать,  Зоркость будем развивать. 

Работа с учебником упр.226, стр.118

Прочитать, подобрать к каждому слову однокоренное слово с непроизносимым согласным в корне.

Ненастье – ненастный, радость - .
Хлестать – хлестнуть, свистеть - .
Счастеь – счастливый, жалость - .

IХ. Рефлексия.
Запись по диктовкой:

Доброе сердце, устный счет, честное слово, хрустнул ветка, известный ученый.
(слайд № 13)

Найдите слова с непроизносимыми согласными звуками, подберите устно проверочные слова.,выделите букву, обозначьте корень слов.

Х.Подведение итогов урока

 -Выполнение какого задания вызвало затруднение?  -Как вы справились с заданием?  - С какой орфограммой мы познакомились?
- Какое правило надо знать , чтобы на ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
-Кто запомнил правило ? 

ХI. Домашнее задание.
В орфографическом словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными и записать их с проверочными словами. Учить правило на страницах 117,118 . 
15