Урок русского языка в 5 классе по теме: Непроизносимые согласные.


Тема урока Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Класс 5
Дата урока 13.09.2016г.
Педагогическая цель Закрепить умение обнаруживать орфограммы – согласные в корнях слов; развивать навыки фонетического разбора и разбора слов по составу, навыки работы со словарем; формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности; способствовать воспитанию аккуратности
Тип урока Решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные) Учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов, проводить фонетический анализ; подбирать проверочные слова; выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.
Личностные результаты Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: принимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение
Оборудование Проектор, интерактивная доска.
Сценарий урока
Этапыурока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и формаконтроля
осуществляемыедействия формируемыеумения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока Фронтальная, индивидуальная Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок Индивидуальный. Проверка готовности к уроку
II. Актуализация знаний Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя Мотивация к УД
1. Фонетический разбор имен прилагательных: устный ответ, опасный поворот.
- Обратите внимание на то, что для правильного фонетического разбора необходимо забыть о написании слова и слушать лишь его звучание.
-Подберите проверочное слово к слову «уста».
- Что означает это слово (назовите его лексическое значение)?
2. Морфемный разбор (разбор слова по составу).
-Подумайте в каких еще словах встречается этот редкий суффикс – ес?
- Как вы думаете, с какой целью мы сделали фонетический и морфемный разбор этих имен прилагательных. Выполняют фонетический разбор.
Отвечают на вопросы.
Выполняют морфемный разбор. Отвечают на вопросы
Формулируют тему и цели урока. Принимают учебную задачу Фронтальный. Устные ответы
III. Работа по теме урока
Фронтальная, индивидуальная. Практический, сло-весный. – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.
Выполнять движения Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук
2. Правила посадки за столом во время письма Индивидуальная. Практический Откройте тетрадку. Запишите число.
– Проверим посадку, правильное положение ручки и тетрадки.

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой
3. Работа над орфограммой №4 Фронтальная, индивидуальная. Письмо. - Посмотрите на упражнение 47. Обратим внимание рябят на то, чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, нужно подобрать проверочное слово.
Объясняют написание слов. Подбирают проверочные слова. Обозначают орфограмму №4 графически.
Соблюдают правило написания слов с непроизносимой согласной в корне..Фронтальный, индивидуальный. Письмо слов.
Физкультминутка Коллективная, индивидуальная. Практи-ческийВышли мышки как-то раз, посмотреть – который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дернули за гири.
Тут раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
Как мышки должны сидеть в норке? Шагают.
Делают «бинокль» и смотрят по сторонам.
Хлопают.
Наклоняются.
Бегут.
Садятся за парты
Успокаиваются. Осуществляют профилактику утомления Фронтальный.
Наблюдение учителя
III.Закрепление изученного материалла. Работа в парах.
Практический. Беседа, письмо.
Самостоятельная работа. На столах лежат карточки. Найдите среди этих слов слова с непроизносимой согласной, проверяйте подобрав однокоренные слова, где это возможно. Делают вывод: значит, хотя и в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых. Проверяют
Звез…ныйСол…цеУжас…ныйСер…цеЧудес…но
Чес…ныйУс…но
Праз…ник
Поз…но
Мес…ностьПарус…ныйНенас…ный2. Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно)
1.Найдите слова с непроизносимыми согласными  а)  тростник,  местный, окрестность  б)  дорожка,  подружка , зеленый в) зеленый,  голосистый, шапка 
2. Выберите проверочное слово к прилагательному поздний а)  поздняяб)  поезда в)  опоздал 
 3.В какой строчке правильно подобраны проверочные слова? 
а)  чудесный - чудо, местный - местоб)  окрестный - окрестность, честный - честнов)  прелестный - прелести,  прекрасный – прекрасно.
4.В какой строчке все слова записаны с ошибками? а)  здравствуйте,  местный,  ясный б) местный,  окрестность,  чуства в)  капусный,  сонце, празник, чуство
 5. В каком слове допущена ошибка? а)  капустный 
б)  праздничный в) чуственный 
  6.  В каком слове нет непроизносимого Т?
  а)  учас*ник
  б)  рес*ницы   в)  пас*бищеВыполняют в парах затем проверяют.
Выполняют работу. Коллективная проверка. Оценивают свою работу. Правильно оформляют орфограмму №4 на письме
Находят слова с изученной орфограммой Работа в парах.
Самостоятельная работа.
IV. Рефлексия Фронтальная. Словесный. Беседа Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.
- Что вам понравилось, а что – нет?
Оцените свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке Фронтальный. Устные ответы