Урок русского языка по теме Непроизносимые согласные в корне слова (3 класс)


Урок русского языка в 3 А класса по программе УМК «Школа России».
Учитель начальных классов МБОУ Топчихинская СОШ №2
Горбунова Наталья Николаевна
Тема «Слова с непроизносимыми согласными в корне».
Цель:
1. Образовательная: создать условия для формирования умения распознавать орфограмму «непроизносимые согласные в корне».
2. Развивающая: развивать умение подбирать проверочные слова для слов с непроизносимыми согласными, продолжить работу над развитием орфографической зоркости, устной речи учащихся.
3.Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе в тетради, честно и объективно оценивать свою работу по достижению поставленных целей.
№ п\пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Организационный момент Здравствуйте ребята! Начинаем наш урок русского языка.
Покажите, пожалуйста, смайликами с каким сегодня настроением вы пришли на урок. Спасибо. Большинство из вас с хорошим, радостным настроением, а есть и такие, у кого настроение грустное, печальное. Но мы попробуем в процессе урока изменить их настроение в лучшую сторону.
Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Показывают смайликами своё настроение.
Дети открывают тетради, записывают число и вид работы. 2. Минутка чистописания. -Проанализировав предыдущие ваши работы, я сделала вывод.
Нам необходимо повторить правило написание заглавной буквы(Н) и строчной буквы(н).
Давайте все вместе вспомним эти правила.
Посмотрите на свои буквы, сравните с образцом.
Наиболее правильные обведите в кружок.
-Посмотрите на мой показ и повторите, пропишите, пожалуйста, у себя в тетрадях 5 заглавных букв (Н).
-Вспомним правило написания строчной буквы (н).
Верно. Посмотрите на мой показ. Пропишите 5 строчных букв (н).
А теперь мы пропишем заглавную букву в соединении со строчной до конца строки.
Оцените свою работу
.
- Ребята : «А отчего может быть плохое настроение?»
-Подберите синоним к слову
плохая.
Одной группе ребят мы дадим словарь синонимов и они поработают с ним, поищут синонимичные слова.
А остальным я предлагаю поделиться имеющимися у них знаниями.
- Каковы же результаты поисковой группы.
Вывешиваю это слово на доску.(Заранее напечатанное на листе).
Это слово в своей речи сейчас употребляют не часто. Им чаще всего пользуются люди очень пожилого возраста.
-Составьте предложение с этим словом.
-Запишем предложение: На улице стоит ненастная погода.
-Дайте полную характеристику предложению. Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведём ручку наклонно вверх, доводим до верхней линии, ведём наклонно вниз. Доводим до нижней линии, закругляем влево, прописываем петлю. Ведём наклонно вправо. Немного не доводя до верней линии, закругляем влево, прописываем петлю. Ведём наклонно вниз до нижней линии, слегка закругляем вправо.
-Дети прописывают заглавную букву(Н).
Дети сравнивают свои буквы с показом учителя, анализируют и обводят в кружок.
Ставим ручку на середину рабочей строки. Ведём наклонно вниз. Примерно до середины возвращаемся вверх по наклонной, отводим ручку вправо. Отрываем ручку и прописываем прямую наклонную с закруглением вправо.
- Дети прописывают.
-Дети прописывают, сравнивая, с образцом.
-Плохое настроение может быть из-за того, что не выспался. Из-за того, что плохо поел.
- Из за того. Что с кем-то поссорился.
- Из-за плохой погоды.
-Плохая- пасмурная.
Хмурая.
Дождливая.
- Верно. Есть ещё одно слово близкое по значению к данному. Это слово ненастье.
- «Стоит ненастье на дворе».- Говорили раньше люди.
-На улице стоит ненастная погода.
В ненастную погоду гулять я не пойду.
Дети записывают предложение.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. 3. Определение темы и целей урока.
Постановка проблемы.
Ребята сравните написание слова ненастная с произношением(звуковым строем).
-Что вы заметили?
Верно.
Я предлагаю вам исследовать ещё два слова. Эти слова характеризовали ваше настроение в начале урока. Помните ли вы их?
Запишем эти слова.
А теперь выполним транскрипцию этих слов.
Соотнесите написание со звучащей речью.
А в какой части слова находятся непроизносимые согласные?
Разберите.
-Встречались ли мы с вами раньше со словами, в которых звук не произносится, а букву которая его обозначает писать надо?
Попробуйте
сформулировать тему урока.
Верно. Молодцы.
А какие ещё звуки в словах не произносятся, но буквы их обозначающие
писать надо?
А что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне?
Верно.
Но какое слово можно считать в данном случае проверочным?
Это нам предстоит выяснить.
Поставьте перед
собой цели на сегодняшний урок
Молодцы, ребята. А также научиться распознавать слова с непроизносимыми согласными и составлять предложения,
используя эти слова. Дети читают это слово ещё раз и поизносят, прислушиваясь к звуковому составу.
Мы заметили, что звук[ т] не произносится, но буква тэ пишется.
- Грустное, радостное.
Дети записывают слова.
[груснай∙э]
[радаснай∙э]
Мы снова заметили,
Что звук [т] не произносится, а буква тэ пишется.
Нам надо для этого разобрать слово по составу.
Непроизносимая согласная находится в корне.
Раньше мы с такими словами не встречались.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Не знаем.
Наверное, подобрать проверочное слово.
Может быть то, в котором после согласного стоит гласная.
1. Узнать какие ещё звуки являются непроизносимыми.
2.Научиться подбирать проверочные слова.
3.Выяснить какое слово является проверочным для слов с непроизносимом согласным в корне слова.4.Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
4. Освоение новых знаний. Что и кто нам может помочь в достижении поставленных целей.
Предлагаю попробовать свои силы и использовать имеющийся у вас багаж знаний.
Как же проверить написание слова с непроизносимым согласным звуком?
Давайте запишем слово ненастный и подберём к нему однокоренные слова.
В каком же слове звук [т]слышался отчётливо?
А как думают другие?
Молодцы.
Подберите проверочные слова для слов радостное и грустное. Выделите корень.
Сделаем вывод. Какое же слово является проверочным для слова с непроизносимым согласным.
Вот и добились мы с вами одной из поставленных вами целей.
А что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным в корне.
Давайте посмотрим:
« Всех ли целей мы достигли?»
К кому теперь обратимся за помощью?
Я предлагаю к компьютеру.
Посмотрите на экран.
Прочитайте текст.
Здравствуй, солнце! Как радостно, когда всё вокруг залито ярким светом! Словно праздник входит утром в наш дом.
Выпишите подчёркнутые слова, сравните написание и произношение. Сколько в каждом слове согласных звуков и букв, их обозначающих.
Какие звуки в этих словах не произносятся? В какой части слова они находятся?
Попробуем сами сделать вывод, по исследуемой теме.
Найдите в учебнике изучаемую тему.
Проверьте верны ли наши предположения.
Теперь мы с вами всё выяснили про слова с непроизносимыми согласными в корне.
Постарайтесь повторить правило про себя.
Расскажите его соседу по парте.
Поделитесь своими знаниями с классом.
Нам остаётся достичь лишь одной последней цели поставленной вами. Какой?
Для этого я предлагаю вам использовать упражнения из учебника.
Нам может помочь учитель, учебник, имеющиеся знания.
Согласны.
Нужно подобрать проверочное слово.
Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот звук слышался.
Дети записывают: ненастный, ненастная, ненастные, ненастье.
Этот звук хорошо слышался в слове ненастье. Значит, оно и будет проверочным.
Я тоже так считаю, так как в остальных словах это звук не произносится.
Грустное, грусть, грустит, грустные. Корень грусть.
Мы считаем, что проверочным, для слова грусть, будут слова -грусть и грустит, так как в этих словах звук [т ]слышится хорошо.
Радостное, радоваться, радость, радостное. Корень радость.
Проверочным словом для слова радостное будет слово –радость, потому что звук [т] произносится отчётливо.
Однокоренное слово, в котором непроизносимый согласный слышится хорошо, будет проверочным.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором нужный звук будет слышаться.
Мы не знаем, а какие ещё звуки могут быть непроизносимыми, но буквы их обозначающие писать нужно.
Давайте к учебнику.
Дети выписывают слова, выделяют корень, определяют количество согласных звуков и букв.
Здравствуй-8согл.б., 7 согл.зв., солнце-4согл.б.,3согл.зв., радостно-5 согл.б.,4 согл.зв., праздник-6 согл.б.,5 согл.зв.
В этих словах не произносятся звуки [в],[л], [т],[д]. они находятся в корне слова.
-Звуки [в],[ д],[ т],[ л] в корнях некоторых слов не произносятся, но буквы их обозначающие пишутся.
- Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором нужный звук будет слышаться.
Эта тема изучается со 124 по страниц 131.
Мы обнаружили правило.
В нём говорится, что звуки [в], [т],[ л],[ д]. непроизносятся, но буквы вэ, тэ, эль, дэ пишутся.
Дети читают и запоминают правило.
Рассказывают правило в парах.
Желающие рассказывают классу.
Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. 5. Закрепление полученных знаний. С каким упражнением вам хотелось бы поработать, чтобы выяснить, насколько хорошо вы поняли учебный материал.
Чему мы будем учиться, выполняя это упражнение?
Составьте предложение с одним из слов с непроизносимым согласным в корне.
Проанализировав тему, мы считаем, что лучше всего для достижения последней цели подойдёт упражнение 297.
-Выполняя это упражнение, мы будем учиться распознавать слова с непроизносимыми согласными.
Учиться распределять слова по принципу: сначала проверочное, а потом проверяемое.
У доски по цепочке выходят для выполнения упражнения.
Весть- известность- известный; корень-весть, опоздать- поздний- поздно; корень позд-поздн…..
Мы вернулись с рыбалки поздним вечером.
У нас в классе прошёл великолепный праздник. 6. Подведение итогов. -Как звучала тема нашего урока?
-Какие цели мы ставили перед собой по данной теме?
Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне?
Рефлексия.
У вас на столах шкала из 4 ступенек, каждая из которых обозначает цель урока. Если вы считает, что вы какой-то цели сегодня на уроке достигли, поняли тему, у вас всё получалось, то поставьте +, если считаете. Что ещё что-то не очень хорошо получается или чего –то не запомнили, то букву-пэ(поработать), если совсем затрудняетесь, то (эн), не понял, нужна помощь.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите смайликами Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1. Узнать какие звуки являются непроизносимыми.
2.Научиться подбирать проверочные слова.
3.Выяснить какое слово является проверочным для слов с непроизносимом согласным в корне слова.4.Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.
Дети анализируют, насколько они усвоили учебный материал.
Дети показывают смайликами своё настроение. 7. Домашнее задание. Выполните правило на с. 125; дети 1 группы(слабые )выполнят300упр, дети 2 группы(средние и сильные)296. Записывают д.з.