Дополнительная образовательная общеразвивающая программа в области хореографического искусства по учебному предмету Классический танец

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Алексеевская детская школа искусств»
Корочанского района Белгородской области









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»


















с. Алексеевка 2014 г





«Одобрено»
Педагогическим советом
МБОУДОД «Алексеевская ДШИ»
Корочанского района Белгородской области
«_____»___________________ 2014 год

«Утверждаю»
Директор МБОУДОД «Алексеевская ДШИ»
Корочанского района Белгородской области
________________ Попова О.Н.
Приказ №___ от «___» ___________ 2014 год



Разработчик:
Беломыльцева Н.В. преподаватель по хореографии МБОУДОД
Алексеевская ДШИ»



Рецензент:

Немчинова Е.Г. доцент кафедры хореографического творчества БГИИК

Попова О.Н. директор МБОУДОД «Алексеевская ДШИ»







Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Список рекомендуемой методической литературы








I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.; примерной программы «Классический танец» для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств – Москва, 2006.
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.
Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Освоение программы по предмету «Классический танец» способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Помимо этого программа направлена на укрепление здоровья учащихся, на исправление физических недостатков, деформаций, таких, как: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный тонус и т.д.
Классический танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Вобрав в себя достижения различных танцевальных культур, этот вид хореографического искусства развивает техническое танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает артистизм.

Срок реализации учебного предмета «Классический танец»
Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения. Возраст детей, рекомендуемый для начала занятий, - от 9 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Классы/количество часов
3-7 год обучения


Количество часов (общее на 5 лет)

Максимальная нагрузка (в часах)
408

Классы
3
4
5
6
7

Недельная аудиторная нагрузка
4
2
2
2
2

Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету «Классический танец» проводятся в форме групповых занятий (от 8 человек) 2 раза в неделю по 2 часа- в 3 классе, 1 раз в неделю по 2 часа в 4-7 классах. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут.
Цель и задачи учебного предмета «Классический танец»
Цель:
Раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков в области классического танца.
Задачи:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- воспитание интереса к классическому танцу и хореографическому искусству в целом;
- приобретение учащимися первоначальной хореографической подготовки;
- овладение основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять танцевальные композиции;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;
- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения классическим танцем в пределах программы;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;
- воспитание художественного вкуса, культуры общения, дисциплины, самостоятельности, потребности вести здоровый образ жизни;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- укрепление здоровья, физическое развитие учащихся.

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Программа «Классический танец» состоит из 3-х разделов:
Искусство классического танца.
Дисциплина – классический танец.
Практические занятия.
Первый раздел – теоретический, дает общее представление о классическом танце, как искусстве, его истоках, о русской школе классического танца. Желательно осваивать этот материал в форме бесед, видеопросмотров, подготовки сообщений учащимися и т.д.
Второй раздел – также теоретический, знакомит с общими понятиями учебной дисциплины «Классический танец», терминологией и спецификой музыкального оформления занятий.
Третий раздел – практический, содержит изложение программных упражнений и их разновидностей в определенной последовательности. Он включает в себя экзерсис у станка, на середине зала, allegro.












Учебно - тематический план


Наименование тем и разделов
Количество часов



3
4
5
6
7

Раздел 1. Искусство классического танца

1.1.
Истоки классического танца
2



-

1.2.
Русская школа танца
2
4
1

-

1.3.
Классический танец-основа балетного спектакля

2
1
1
1

Раздел 2. Дисциплина – классический танец

2.1.
Терминология классического танца
1
2
1
1
-

2.2.
Основные требования классического танца
1
2
1
1
-

2.3
Музыкальное сопровождение уроков классического танца
-
1
1
1
-


Раздел 3. Практические занятия






3.1.
Экзерсис у станка
60
20
20
17
20

3.2.
Экзерсис на середине зала
40
22
28
30
24

3.3.
Allegro
28
14
14
16
22


Контрольные уроки, экзамены
2
1
1
1
1


Всего часов
136
68
68
68
68











II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы изложено поэтапно, в развитии - от простого к сложному. Изложение материала носит рекомендательный характер, что дает преподавателю возможность применить творческий подход в обучении детей классическому танцу с учетом особенностей психологического и физического развития детей 9-15 лет, их природных способностей.

Раздел 1. Искусство классического танца
Тема 1.1. Истоки классического танца
Народная хореография – первооснова создания классического танца.
Профессиональный танец до балета. Древняя Греция – мимы. Россия скоморохи.
Классический балет во Франции. Академия танца.
Тема 1.2. Русская школа классического танца.
Становление русской школы классического танца. Ассамблеи Петра I. Ж.Б.Ланде – основатель первой русской школы.
Особенности русской школы: содержательность, идейность, высокое исполнительское мастерство.
Вклад русской школы в развитие мировой хореографии.
Тема 1.3. Классический танец – основа балетного спектакля.
Балетный театр. Воплощение разнообразных тем и сюжетов.
Спектр возможностей классического танца. Условность и универсальность классического «языка» в создании всевозможных образов хореографических произведений на примерах различных балетов.

Раздел 2. Дисциплина – классический танец
Тема 2.1. Терминология классического танца
Использование французской терминологии в классическом танце с канонизацией системы классического танца, которая произошла во Франции. Парижская Академия танца (основанная в 1661 году) – первое учебное заведение данной системы обучения.
Необходимость перевода на русский язык всех французских терминов в процессе обучения, объяснение их значения, характера исполнения, принадлежности использования.
Тема 2.2. Основные требования классического танца
Основные требования классического танца: анатомо-физиологическое строение тела: выворотность, осанка, прыжок, танцевальный шаг, гибкость, музыкальный слух.
Выворотность, ее эстетические функции. Анатомические предпосылки выворотности, ее развитие.
Осанка, эстетические функции прямого корпуса и вытянутых ног. Необходимость правильной осанки для исполнения движений классического танца.
Прыжок как одно из выразительных средств классического танца.
Танцевальный шаг, его значение и способы развития на уроке классического танца. Применение танцевального шага в сценическом танце.
Гибкость, ее эстетические функции, развитие пластики тела.
Музыкальность исполнения движений, развития чувства ритма.
Тема 2.3. Музыкальное сопровождение занятий классического танца
Музыкальный материал, используемый на уроках как средство воспитания исполнителей. Использование классической музыки русских и зарубежных композиторов.
Соответствие стиля и характера исполняемого движения музыкальному материалу.





Раздел 3. Практические занятия.


3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс

1
Позиции ног
1, 2
5
4



2
Постановка корпуса в 1, 2 позициях
4 т 4/4





3
Позиции рук
П.п, 1,2,3





4
Battement tendu (все направления)
с 1 позиции
с 5 позиции
в позах croise et efface


4 т 4/4


2 т 4/4
4 т 4/4


1 т 4/4


1 т 4/4
1 т 4/4


1 т 4/4
1 т 4/4

5
Demi plie
в 1,2 позициях
в 5 позиции
в 4 позиции


2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4

4 т ѕ
4 т ѕ
4 т ѕ



2 т ѕ
2 т ѕ
2 т ѕ


2 т ѕ
2 т ѕ
2 т ѕ


6
Battement tendu с demi plie (все направления)
в 1 позиции
в 5 позиции

во 2 позиции



4 т 4/4


2 т 4/4
2 т 4/4 – 2 полуг.
2 т 4/4



2 т 4/4

2 т 4/4



1 т 4/4

1 т 4/4



2 т 2/4

2 т 2/4

7
Passe par terre
2 т 4/4
1 т 4/4
1 т 4/4
1 т 2/4
1 т 2/4

8
Demi-rond de jambe par terre en dehors et en dedans
4 т 4/4






9
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
8 т3/4
8 т3/4
2 т 4/4
4т 3/4
2 т 3/4

10
Rond de jambe par terre на demi plie en dehors et en dedans

2 т 4/4
2 т 4/4
1 т 4/4
2 т 3/4

11
Temps releve par terre

2 т 4/4
2 т 4/4
2 т 4/4
2 т 3/4

12
Battement tendu jete (все направления)
с 1 позиции

с 5 позиции



2 т 4/4 2 полуг.




2 т 4/4 2 полуг


2 т 4/4


1 т 2/4




1т 2/4


13
Battement tendu jete с demi plie (все направления)
в 1 позиции

в 5 позиции

во 2 позиции


4 т 4/4 2 полуг.




2 т 4/4
2 т 4/4 – 2 полуг.




2 т 4/4




1 т 4/4

1 т 4/4




1 т 2/4

1 т 2/4

14
Battement tendu jete pique (все направления)

2 т 2/4
1 т 4/4
1 т 4/4
1 т 2/4

15
Положение ноги sur le cou de pied
учебное
условное


4 т 4/4



4 т 4/4




16
Battement frappe
носком в пол

на 30

double

2 т 4/4 2 полуг




2 т 4/4



2 т 4/4

2 т 4/4



1 т 2/4

1 т 2/4



1 т 2/4

1 т 2/4

17
Battement fondu (все направления)
носком в пол
на 30



2 т 4/4


4 т ѕ
4 т ѕ




1 т 4/4



1 т 3/4

18
Petit battement

2 т 2/4
2 т 2/4
1 т 2/4
1 т 2/4

19
Releve на полупальцах
в 1, 2 позициях
в 5 позиции
в 4 позиции

2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4
2 т 4/4

1 т 4/4
1 т 4/4
1 т 4/4

1 т 2/4
1 т 2/4
1 т 2/4

20
Battement tendus soutenu

2 т 4/4
2 т 4/4
1 т 4/4
1 т 4/4

21
Grand plie
в 1,2, 5 позициях
в 4позиции

2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4

1 т 4/4
1т 4/4

1 т ѕ
1 т ѕ


22
Battement releve lent (все направления)
на 45
на 90


4 т 4/4


4 т 4/4
4 т 4/4 2 полуг.


2 т 4/4
4 т 4/4


2 т 4/4
2 т 4/4


2 т 4/4
2 т 4/4

23
Battement develope passй на 90


4 т 4/4
2 т 4/4
1т 4/4

24
Grand battement jete (все направления)
с 1,5 позиций
в позах croise et efface



1 т 4/4


1 т 4/4
1 т 4/4


1 т 2/4
1 т 2/4


1 т 2/4
1 т 2/4

25
Rond de jambe en lair en dehors et en dedans



1 т 4/4
1 т 2/4

26
Plie releve с ногой, поднятой на 45


1т 4/4
1 т 4/4
2 т 3/4

27
Полуповороты в V позиции с переменой ног на полупальцах en dehors et en dedans
с вытянутых ног
с demi plie





2 т 4/4




2 т 4/4




1 т 4/4
1 т 4/4




1 т 2/4
1 т 2/4

28
Pas tombe на месте

1 т 4/4
1 т 4/4
1 т 2/4
1 т 2/4

29
Preparation tour с V позиции en dehors et en dedans

2 т 4/4
2т 4/4
2 т 4/4
1 т 4/4

30
Pas de bouree simple

1 т 4/4
1 т 4/4
2 т 4/4
1 т 2/4

31
Перегибы корпуса
2 т 4/4
2 т 4/4
1 т 4/4
1 т 4/4
1 т 4/4

32
3 port de bras, как заключение к различным упражнениям



2 т 4/4
2 т 4/4

33
Tour с 5 позиции en dehors et en dedans



2 т 4/4
2 полуг.
2 т 4/4

Экзерсис на середине зала

1
Позиции рук:
Подготовительное положение, 1,2,3 позиции
2 т 4/4





2
Поклон
4 т 4/4
2 т 4/4
2 т 4/4
1 т 4/4
1 т 4/4

3
Позы (носком в пол):
croisee
efface
1 arabesque
2 arabesque
3 arabesque


2 т 4/4


2 т 4/4
2 т 4/4




2 т 4/4





2 т 4/4


4
Port de bras:
первое
второе
третье
четвертое

4 т 4/4
4 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4
4 т 4/4





2 т 4/4
4 т 4/4




2 т 4/4


5
Demi plie
в 1,2 позициях
в 5 позиции
в 4 позиции


2 т 4/4
2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4
2 т 4/4

1 т 4/4
1 т 4/4
1 т 4/4

1 т 4/4
1 т 4/4
1 т 4/4

2 т ѕ
2 т ѕ
2 т 3/4

6
Battement tendu (все направления)
с 1 позиции en face
с 5 позиции en face


с demi plie
в позах croise et efface


2 т 4/4
2 т 4/4 2 полуг


2 т 4/4
2 т 4/4


2 т 2/4
2 т 2/4


2 т 4/4
2 т 4/4


2 т 2/4
2 т 2/4


2 т 4/4
2 т 4/4


2 т 2/4
2 т 2/4


2 т 2/4
2 т 2/4

7
Battement tendu jete ( все направления)
в 1, 5 позиции en face
с demi plie
в позах croise et efface




2 т 2/4
2 т 2/4



2 т 4/4
2 т 4/4



2 т 2/4
2 т 2/4



2 т 2/4
2 т 2/4

8
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
4 т 4/4
2 т 4/4
1 т 4/4
2 т 3/4
1 т 3/4

9
Rond de jambe par terre на demi plie en dehors et en dedans


2 т 4/4
2 т 4/4
2 т 3/4

10
Temps releve par terre

4 т 4/4
2 т 4/4
2 т 4/4
1 т 4/4

11
Grand plie
в 1,2, 5 позициях
в 4 позиции


2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4

1 т 4/4
1 т 4/4

12
Battement frappe
носком в пол
на 30



2 т 4/4


2 т 4/4


1 т 2/4


1 т 2/4

13
Battement fondu (все направления)
носком в пол
на 45




4 т 3/4



4 т 3/4


1 т 4/4
1 т 4/4

14
Battement releve lent (все направления)
на 45
на 90





4 т 4/4



4 т 4/4


2 т 4/4
2 т 4/4


1 т 4/4
1 т 4/4

15
Grand battement jete (все направления)
с 1,5 позиций
в позах croise et efface




1 т 4/4


1 т 4/4
2 т 4/4


1 т 2/4
1 т 2/4


1 т 2/4
1 т 2/4

16
Releve на полупальцах
в 1, 2, 5 позициях
с вытянутых ног
с demi plie



2 т 4/4


2 т 4/4
2 т 4/4


1 т 4/4
1 т 4/4


2 т 2/4
2 т 2/4


1 т 2/4
1 т 2/4

17
Pas de bouree simple
1 т 4/4
1 т 4/4
1 т 2/4
1 т 2/4
1 т 2/4

18
Temps lie par terre
вперед
назад
port de bras


4 т 4/4

4 т 4/4
4 т 4/4



4 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4
2 т 4/4

19
Preparation tour с V позиции en dehors et en dedans



2 т 4/4
2 т 4/4

20
Battement develope ( все направления)
en face
в позах croise et efface




2 т 4/4



2 т 4/4


1 т 4/4
1 т 4/4

21
Полуповороты в V позиции с переменой ног на полупальцах
en dehors
en dedans





2 т 2/4



2 т 2/4
2 т 2/4



1 т 2/4
1 т 2/4

22
Pas balance

1 т 3/4
1 т 3/4
1 т 3/4
1 т 3/4

23
Pas de basgue

1 т 3/4
1 т 3/4
1 т 3/4
1 т 3/4

Allegro

1
Temps leve saute
в 1.2 позициях
в 5 позиции
в 4 позиции

2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4

1 т 4/4
1 т 4/4
1 т 4/4

1 т 2/4
1 т 2/4
1 т 2/4

1 т 2/4
1 т 2/4
1 т 2/4

2
Pas echappe
во 2 позицию
в 4 позицию

2 т 4/4

2 т 4/4
2 т 4/4

1 т 4/4
1 т 4/4

2 т 2/4
2 т 2/4

1 т 2/4
1 т 2/4

3
Pas assemble
с открыванием ноги в сторону
с открыванием ноги вперед и назад

2 т 4/4

2 т 4/4

2 т 4/4

2 т 2/4

2 т 2/4

2 т 2/4

2 т 2/4

1 т 2/4

1 т 2/4


4
Sissonne simple
battement tendu
pas assemble

2 т 4/4


2 т 4/4


2 т 2/4


2 т 2/4


2 т 2/4

5
Pas jete
en face
с окончанием в маленькие позы



2 т 4/4

2 т 4/4

2 т 2/4
2 т 2/4 2 полуг.

2 т 2/4
2 т 2/4

6
Pas glissade ( с продвижением в сторону)

2 т 4/4
2 т 2/4
1/4
1/4

7
Changement de pied
en face
en tournant

2 т 4/4

2 т 4/4

2 т 2/4
2 т 2/4

2 т 2/4
2 т 2/4

2 т 2/4
2 т 2/4

8
Sissonne ferme (все направления)


2 т 2/4 в сторону
2 т 2/4 вперед
2 т 2/4 назад

9
Pas польки
2 т 2/4





10
Трамплинные прыжки
1/4
1/4
1/4






III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Классический танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знаний основ техники безопасности на учебных занятиях и концертной площадке;
- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;
- умений исполнять танцевальные номера;
- умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
- умений самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
- навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
- навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
- навыков сценической практики;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической фор
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, зачетах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Формы контроля
Класс
1 полугодие
2 полугодие

2 класс
-----
контрольный урок

3 класс
-----
контрольный урок

4 класс
-----
контрольный урок

5 класс
-----
контрольный урок

6 класс
-----
контрольный урок

7 класс
-----
экзамен


Контрольные уроки и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются образовательной организацией. Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценок
Для аттестации учащихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, зачете и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка
Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

4 («хорошо»)
отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном);

3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.;


При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на экзамене;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Обучение классическому танцу должно быть поэтапным, весь курс должен быть разделен на периоды по рациональному принципу не следует спешить, не надо давать ученикам непосильные физические нагрузки. Особо пристальное внимание следует уделить подготовке на первом году обучения. От этого во многом зависит будущее учеников, это этап их формирования.
Рекомендации по распределению учебного материала на год
Основными принципами обучения являются:
- последовательное и постепенное развитие - весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному: при переходе из класса в класс происходит последовательное усложнение упражнений экзерсиса. Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец»;
- постепенное увеличение физической нагрузки происходит с учетом психологических, физических и возрастных особенностей детей;
- целенаправленность - строгое следование поставленным целям и задачам, непрерывное повышение уровня исполнения и целенаправленной умственной деятельности учащегося, устремляющего свою волю, внимание, память на выполнение поставленной перед ним конкретной задачи;
- гибкость – возможность изменений (уменьшения или увеличения количества упражнений), предусмотренных программой комплексов упражнений на основе анализа возможностей данных учеников;
- учет индивидуальных особенностей ученика: интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня его подготовки;
- укрепление здоровья учащихся, исправление физических недостатков, таких, как: сколиоз, плоскостопие, «завернутость» стоп, вальгус, слабый мышечный тонус и т.д., создание прекрасной физической формы тела учащегося, поддержание и совершенствование ее; создание условий для исправления физических недостатков и укрепления здоровья - важнейшего качества танцевального экзерсиса.
С первых занятий ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры, видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения и интереса к занятиям играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов.
Значительную роль в данном процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, которое помогает раскрывать характер, стиль, содержание. Работа над качеством исполняемого движения в танце, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса.
При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень подготовки учащихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших учащихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.


VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010
2. Базарова Н.П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009
3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
4. Блок Л.Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987
5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007
6. Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для
преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.: «АРТ», 1992
8. Головкина С.Н. «Уроки классического танца в старших классах» - М., Искусство, 1989
9. Громов Ю.И. «Основы подготовки специалистов-хореографов» / учебное пособие. СПб: Типография Наука, 2006
10. Звездочкин В.А. «Классический танец». СПб: «Планета музыки», 2011
11. Костровицкая В.С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство, 1981
12. Костровицкая В.С., Писарев А. «Школа классического танца» - Л.: Искусство, 1986
13. Красовская В.М. История русского балета. - Л., 1978
14. Красовская В.М. Агриппина Яковлевна Ваганова. - Л.: "Искусство", 1989
15. Русский балет: энциклопедия. М: Согласие , 1997
16. Тарасов Н. «Классический танец». М.: Искусство, 1981











 026€ЉљЄІєјАжц
·у15