Конспект урока к уроку литературного чтения в 4 классе по теме: «Знакомство с рассказом М.Пришвина «Изобретатель»»





Конспект урока к уроку литературного чтения в 4 классе по теме: «Знакомство с рассказом М.Пришвина «Изобретатель»»




Автор материала: Демьяненко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Суховской СОШ











Знакомство с рассказом М.М.Пришвина «Изобретатель»
Цель: познакомить детей с рассказом «Изобретатель».
Задачи:
знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности (выдвижение предположений);
развивать воображение.
развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
прививать любовь и интерес к чтению;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию
План урока:
I. Организация класса
II. Проверка домашнего задания
III. Вступительная беседа
1) Разгадывание кроссворда.
2) Рассказ об авторе. Выставка книг.
IV. Знакомство с произведением
1) Обсуждение заголовка и иллюстрации.
2) Первичное чтение рассказа.
3) Вторичное чтение рассказа по цепочке.
4) Чтение текста по частям
V. Обобщающая беседа
VI. Самостоятельная работа
VII. Итог урока. Рефлексия







Ход урока
I. Организационный момент
-
II. Проверка домашнего задания
- Ребята, кто из вас помнит, с какими произведениями вы знакомились на прошлом уроке? (Борис Галанов «Книжка про книжки», А.Н. Толстой «Фофка», «Кот сметанный рот»)
- А почему книга Бориса Галанова называется «Книжка про книжки»? Какие два произведения сравнивает автор в приведённом для вас отрывке?
- Почему рассказ Толстого называется «Фофка»? Почему цыплёнок не давал житья Зине и Никите?
- Вам на дом было задано выразительно прочитать стихотворение Толстого «Кот сметанный рот». .... читай стихотворение.

III. Вступительная беседа.
- Ребята, поднимите руки те, кто любит читать? А почему вам нравится читать?
- А зачем люди читают? Нужно ли это? (да, ребята, читать нужно, потому что, читая книги, вы получаете новые знания, погружаетесь в новый интересный, захватывающий мир)
- Послушайте стихотворение о книгах.
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.

1) Разгадывание кроссворда
- Ребята, а сейчас мы разгадаем кроссворд!
1. Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад. (курица)
2. Пёстрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)
3. Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями. (куст)
4. Бел, как снег,
Надут как мех
На лопатах ходит (гусь)
5. Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень просто сломать.
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут? (корзина)
6. Замечательный на вкус
Эта ягода.... (арбуз)
7. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звёзды-
В нём всё отражается
Как это зеркало называется? (озеро)
- Какое слово является ключевым? (Рассказ)
- А вы знаете значение этого слова? (повествовательное произведение небольшого размера.)

2) Рассказ об авторе. Выставка книг.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом известного писателя Михаила Пришвина.
Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было уже 33 года. Однако лишь когда Пришвину было 52 года вышла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем вышли в свет и другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб».
- Когда родился М. Пришвин? (4 февраля 1873 года)
- Где родился? ( В имении Хрущёво Орловской области)
- На какую специальность учился Пришвин? (агроном)
- Сколько лет было писателю, когда появилась его первая публикация? (33)
- А сколько лет было автору, когда вышла его первая книга? (52)
- Ребята, а вы с какими произведениями Пришвина вы уже знакомы?
- Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина «Изобретатель»
- А кто же такой изобретатель? (ответы детей)
- Изобретатель - тот, кто изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное.

IV. Знакомство с произведением.

1) Обсуждение заголовка и иллюстрации
- А теперь откройте учебники на странице 101. Рассказ называется «Изобретатель»
- Давайте посмотрим, какой иллюстрацией сопровождается это произведение.
- Подумайте, о чём этот рассказ? (рассуждения детей)

2) Первичное чтение рассказа.
- Сейчас я начну читать рассказ, а вы внимательно следите, кто-то из вас будет продолжать.
- Оправдались ли наши догадки по поводу того, о чём рассказ?
- А как вы думаете, почему название текста записано в кавычках?
- Почему автор назвал рассказ именно так?
- Ребята, какие слова из текста вам более непонятны?
- Я выбрала те слова, которые, на мой взгляд, вызвали у вас наибольшее затруднение. (Кряковые утята, селезень, перепончатые лапки)

3) Вторичное чтение рассказа по цепочке
- Кто главные герои в рассказе?
- Как зовут главных героев?
- Каким вы себе представили изобретателя?


4) Чтение текста по частям

Чтение 1 части текста
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят, и стали они вскоре серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили у нас они во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.
- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)
- Как он назвал утят?

Чтение 2 части
С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы не бились, пустая голова не захотела быть им матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу - Пиковую Даму.
- Кто помог высиживать утиные яйца?
- Кого автор называет «пустая голова»?
- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?
- Кто такая Пиковая Дама?

Чтение 3 части
Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.
Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих в огород за червями.
Свись-свись! утята в пруду.
Кряк-кряк! отвечает им утка.
Свись-свись! утята в огороде.
Квох-квох! отвечает им курица.
Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.
«Свись-свись» это значит: «свои к своим».
А «кряк-кряк» значит: «вы утки, вы кряквы, скорей плывите!»
И они, конечно, глядят туда, к пруду.
Свои к своим!
И бегут.
Плывите, плывите!
И плывут.
Квох-квох! упирается важная птица курица на берегу.
Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.
Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!
Дрянь-дрянь! отвечала ей кряква.
А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.
- Почему Пиковая Дама была сердита?
- Как утка звала утят?
- А почему утята не пошли за курицей?

Чтение 4 части
Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.
Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.
На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.
Слышите? спросил я своих ребят.
Они прислушались.
Слышим! закричали.
И пошли в кухню.
Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?
- Кого автор называет «воин ростом с огурец»?
- Почему автор назвал так утёнка?
- Какой вопрос задает сам себе автор?
- Как вы думаете, что же будет дальше?

Чтение 5 части
Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.
Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы в кухню.
На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.
Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:
Он что-то придумал.
Он изобретатель! крикнул Лева.
Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.
И вот побелело окно. Стало светать.
Кряк-кряк! проговорила Дуся.
Свись-свись! ответил единственный утенок.
И все замерло. Спали ребята, спали утята.
Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.
Кряк-кряк! повторила Дуся.
Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.
- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?
- Как утёнок мог вылезти из корзины?

Чтение 6 части

Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.
Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.
А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.
- Оправдались ваши прогнозы?
- Можно ли назвать утёнка изобретателем?
- Прочитайте последнее предложение.
- А как вы думаете, почему слово Изобретатель написано с заглавной буквы?

V. Обобщающая беседа

- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?
- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер? Докажите.
- Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. Не зря о них еще говорят «братья наши меньшие».

VI. Самостоятельная работа

- А сейчас посмотрим, насколько внимательно вы слушали рассказ. На листочках написан план этого рассказа, вы должны восстановить последовательность событий.
1. Появление утят у рассказчика
2. Выведение потомства
3. Жизнь большой утиной семьи
4. Утреннее происшествие
5. Наблюдение за утёнком
6. Смекалистый Изобретатель
- Перескажите произведение по плану, который мы составили.

VII. Итог урока. Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, что вам больше всего запомнилось или понравилось на уроке?
- С творчеством какого писателя мы сегодня знакомились? (М. Пришвина)
- Когда родился Пришвин? ( 4 февраля 1873 года)
- С каким рассказом мы знакомились? («Изобретатель»)
- Ребята, чтение книг – неотъемлемая часть жизни каждого человека, ведь, читая, мы развиваемся и совершенствуемся. Читайте больше!