Формирование внутренней мотивации педагога к самореализации в условиях реализации организационно- упраленческой модели «Мотивация- стимул» на основе индивидуальной карты педагога.


Формирование внутренней мотивации педагога к самореализации за счет введения организационно- упраленческой модели «Мотивация- стимул» на основе индивидуальной карты педагога.
Т.Г.Слесаренко, менеджер системы общего образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сибирякская средняя общеобразовательная школа.
В начале XXI века образование в России сопровождается рядом сложных и противоречивых процессов, которые обусловлены динамикой происходящих в обществе изменений. Эти процессы создают такую социокультурную и образовательную ситуацию, выход из которой требует развития высокого уровня профессионализма педагогических кадров. Педагог должен обладать не только профессиональной гибкостью и лабильностью, эмоциональной устойчивостью, но и внутренней мотивацией к саморазвитию и самореализации. В современных психолого-педагогических исследованиях педагог рассматривается как целостный субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности в культурно-историческом контексте профессионального труда (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, Е.И. Исаев, А.В. Мудрик, Ю.В. Сенько, В.Д. Шадриков и др.). Ряд исследований направлен на изучение и анализ профессионального сознания, самосознания субъекта деятельности как фундамента развития человека – его ценностей, смысловых образований, рефлексии (О.П. Елисеев, Е.Н. Шиянов, И.Ю. Соколова и др.), профессионального мышления учителя в его взаимосвязи с процессами ценностно-смыслового самоопределения.
Данная проблема самореализации потенциала приобретает особую актуальность, как одна из профессионально значимых личностных особенностей педагога, которая является критерием профессионализма и эффективности педагогической деятельности. Трудностью ее решения является отсутствие в учреждении целостной направленной системы развития индивидуальной внутренней мотивации к самореализации.
Недостаточная системность применяемых в практике управления психолого-педагогических приемов, рассогласование теоретических подходов, произвольность и интуитивность в выборе управленческих методов формирования внутренней мотивации – подчеркивают актуальность данной проблемы для педагогики и менеджмента в целом. Все это создает предпосылки для разработки организационно-управленческой модели формирования условий для развития самореализующейся личности на основе индивидуальных особенностей личности педагога и создания психолого-педагогических технологий формирования эмоциональной устойчивости педагога.
В связи с этим возникает противоречие между реальной необходимостью развития внутренней мотивации к самореализации потенциала педагога на качественно новом уровне и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории и практике.
Выявленное противоречие очерчивает особое проблемное поле, связанное с созданием управленческой модели, способствующей формированию эмоциональной устойчивости и развитию внутренней мотивации педагога к самореализации на основе индивидуальных особенностей личности.
Возможно, создание условий для развития индивидуальной мотивации будет способствовать самореализации педагога и противодействовать его эмоциональному выгоранию. Формирование направленности на саморазвитие и здоровьесбережение, создание мотивационной среды для самореализации личности педагога должно осуществляться на основе разработанной организационно- управленческой модели, в основе которой заложены диагностические исследования, индивидуальное программирование и реализационная фаза в соответствии с мотивационным профилем (сочетание люмпенизированного, инструментального, профессионального, патриотического и хозяйского типа) должно осуществляться на диагностике и мониторинге направленности личности педагога, его мотивации и уровне эмоционального выгорания, что отразится эффектом и на качестве образования, и на развитии учреждения в целом.
При разработке модели, ставилась цель в создании таких оснований, которы-148590-1259205 могли бы сделать систему мотивации педагогов обоснованной (индивидуальная карта мотивации) и корректируемой; открытой (в нашем случае - это управляющий совет) для общества, родителей, учащихся и чтобы все уровни организационной линейной структуры управления опирались при мотивации труда на единые разработанные индивидуальные методы и формы для работника, а не «мерили их по себе».
Для эффективного развития и коррекции внутренней мотивации педагогов к самореализации в образовательном процессе необходимо создать психолого-педагогические и организационно-управленческие условия. К ним относятся:
изучение факторов (физиологических, психических, социальных), влияющих на самоактуализацию (самореализацию) каждого педагога;
проведение диагностик индивидуально-психологических (личностных и интеллектуальных), направленности личности педагога, его мотивации и уровне эмоционального выгорания;
реализация принципов природосообразности, психологической культуры и культуры здоровья (физической, психологической, духовной) в образовательном процессе и в разработке программы психологической поддержки, влияющих на самореализацию личности;
развитие индивидуального потенциала педагога через организацию «сцен» для самовыражения каждого педагога;
модернизация методической службы учреждения (методические объединения в творческие и проблемные группы, лаборатории по интересам);
создание проекта по коррекции внутренней мотивации на основе организационно-управленческой модели;
реализация программы психолога, ориентированной на коррекцию эмоционального выгорания и формирование адекватной самооценки;
реализация программы «развитие профессиональной компетентности педагогов», участие в тренингах по командообразованию, мотивации к достижению, уверенности в себе;
разработка индивидуальных программ развития и коррекции внутренней мотивации педагога с подбором подходящих форм (негативных, денежных, натуральных, моральных, патернализма, организационных и управленческих) стимулирования;
организация индивидуального профессионального сопровождения педагога;
Организация такой мотивационной среды позволила получить в течение 6 месяцев следующие промежуточные результаты: проведена массовая входная диагностика, ориентированная на сбор информации о направленности личности педагога (смысловой и динамический компонент, самоактуализации), мотивации (потребности, ведущие мотивы, ценности) и уровне профессионального выгорания (органический, эмоциональный, поведенческий, рациональный);
промежуточный мониторинг ведущих мотивов и потребностей показал, что стали видны признаки проявления активности в деятельности педагога, ориентация на изменения и саморазвитие, отразившиеся в рейтинге педагога;
разработан проект «Ступени к успеху», ориентированный на создание условия, формирующих внутреннюю мотивацию к самореализации;
создана программа психолого-педагогической поддержки, ориентированная на активные методы работы (треннинги). Снизился уровень тревожности, конфликтности, приобретены навыки конструктивного взаимодействия;
введение наглядной системы рейтинговой оценки повлияло на личностную уверенность и самооценку, активность к участию в новшествах и открытость системы внешней мотивации;
программа «Развитие профессиональных компетентностей» позволяет восполнять пробелы в знаниях, формирует умения и компетентности в условиях государственного заказа;
результатом программы деятельности по командообразованию явилось осознание ролей и их значимости, навыков, согласованных действий;
методическая служба школы преобразована и модернизирована по предназначению (методические объединения в проектные и творческие проблемные группы);
организована выставка умений и достижений для каждого педагога, проведены мастер-классы для педагогов района
в организационной культуре управления чувствуется значимость каждого по делам и конфликты стали носить функциональный характер;
Обобщенный результат деятельности в данном направлении в течение прошедшего времени, можно оценить как повышение профессиональной активности и осознанности в процессе саморазвития за счет предъявленного каждому педагогу его потенциала и создаваемых условий. Положительный стабильный эмоциональный фон в коллективе способствует развитию самореализации потенциала педагога, а применяемые в практике управления индивидуально подобранные нематериальные стимулы способствуют коррекции мотивационного профиля личности и ценностных ориентаций, повышению профессиональной активности и готовности к инновациям некоторых педагогов.