«Развитие моральных качеств личности в творческой игре детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр»


«Развитие моральных качеств личности в творческой игре детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Чуораанчык» с.Кюсюр»
Шамаева Ульяна Дементьевна, старший воспитатель.
Цель: развивать моральные качества личности детей старшего дошкольного возраста.
1 серия упражнений-тренингов, актуализирующие нравственные качества личности: доброжелательность, справедливость, отзывчивость.
Игра в «Капитаны».
Цель: воспитание дружеских взаимоотношений детей.
- Беседа до игры.
Обсуждение как развивать сюжет игры. Конкурс на лучший сюжет игры, в котором наблюдаются проявлений дружеских взаимоотношений.
Самостоятельная творческая игра.
Анализ игры совместно с воспитателем.
В работе со старшими детьми также обращаемся к игровым моментам. Для того, чтобы дети перебороли свой страх или стеснительность в общении, нами проводились игры-тренинги, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть, находить, подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать для товарища что-нибудь хорошее.
Игра-тренинг «Комплименты». Дети становятся в круг. Глядя соседу в глаза, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
Такая игра была проведена впервые и нами было замечено, что дети недоброжелательны друг к другу, не могут подобрать хорошие слова, найти хорошие черты характера. Легче всего с этим справились дети доброжелательные, веселые. Баловались и отнеслись несерьезно ребята с агрессивным настроем. Остальные копировали друг друга, в основном описывали внешний вид, а не черты характера.
Детям было объявлено, что в течение месяца мы будем ежедневно проводить эту игру после «тихого часа», посоветовали внимательно приглядываться друг к другу, подмечать хорошее: например, помог собрать игрушки, одеться на прогулку, принес подарок из дома, веселый, добрый и т.д. Чтобы стимулировать детей, воспитателем были придуманы меры поощрения: ребята, которые делали хорошие комплименты, получали значок – ярко-желтый подсолнух, кто в течение месяца наберет по итогам игр больше подсолнухов, тот будет провозглашен «Мисс Доброта » или «Мистер Доброта», а в подарок будет вручен большой подсолнух, который ребята сами сделают на занятиях труда.
Этот стимул активизировал ребят, но некоторые были неискренни и говорили комплименты, не соответствующие действительности и на это мы обращали внимание детей, подчеркивая, что надо внимательно приглядываться к товарищу, разглядеть в нем то, что на первый взгляд не бросается в глаза. По нашим наблюдениям ребята стали доброжелательнее друг к другу.
Модификацией этой игры-тренинга стала другая – «Волшебные очки». Воспитатель торжественно объявляет: «Ребята, я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их надевает, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от других. Вот сейчас я их примерю», - «Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, воспитатель называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, кто-то хорошо ухаживает за цветами и т.д.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, волшебные очки помогут рассмотреть то, что раньше вы не замечали?» Дети по очереди надевают очки и называют достоинства товарищей, в случае затруднения воспитатель вместе с другими детьми приходит им на помощь.
Эту игру мы повторяли через день. Красивые очки лежали в красивой шкатулке и каждый раз ритуал открытия шкатулки и надевания волшебных очков был приятен детям, так как надевая «волшебные» очки, они становились на это время волшебниками и видели в сверстниках только хорошее.
Игра-тренинг «Подарки». Перед игрой воспитатель готовит различные мелкие подарки: ленточки, игрушечки, значки, открытки, шарики, коробочки и т.д. Все это заранее
раскладывается на столе и накрывается тканью. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки.
Воспитатель говорит: «Давайте сделаем так: я сейчас покажу вам подарки, вы глазами выберете тот, который вам понравился, но вы его подарите тому, кому хотите».
Затем дети садятся на стульчики спиной к столу. Воспитатель по очереди вызывает детей, вручает ему коробочку и он идет к столу, выбирает подарок и дарит тому, кого выбрал. При этом воспитатель говорит: «Интересно, что выберет (называет имя) и кому он подарит этот подарок?».
При этом воспитатель объясняет, что дети не должны оборачиваться, подглядывать и выпрашивать подарки. Торжественное вручение подарка происходит при активном участии воспитателя, который показывает всем детям подарок, если нужно, помогает приладить украшение и напоминает, что подарки вручаются с приятными словами, а за подарок следует поблагодарить. Чтобы не получилось так, что у одного ребенка несколько подарков, а у другого ни одного, воспитатель тактично подсказывает, у кого нет подарка, ведь это праздник, значит, никто не должен остаться без подарка.
В качестве одного из игровых моментов мы включили в жизнь группы особый персонаж – Лунтика из полюбившегося детям героя отечественного мультфильма. Он добрый, всегда готов прийти на помощь попавшему в трудную ситуацию, любит друзей, не обижает слабых. Он является волшебным другом и группы в целом, и каждого ребенка персонально. Он любит и принимает каждого таким, каков он есть, но очень огорчается по поводу их нехороших поступков и хочет помочь детям самим преодолеть свои недостатки. Такая игра позволяет более убедительно для детей поставить соответствующие воспитательные задачи и обеспечить интерес к ним.
Требования к персонажу – носителю особого отношения к детям: у Лунтика выразительная и привлекательная мордашка, руки, чтобы дети могли здороваться и прощаться с ним не только словесно. Персонаж не живет в группе, а приходит примерно 2 – 3 раза в месяц на 25 – 30 минут. Он обладает волшебной способностью: знает обо всем, что происходит в группе. Содержание общения персонажа с детьми не ограничивается только моральной сферой. Он проявляет интерес ко всем сторонам их жизни. Время от времени, но не слишком часто, он приносит скромное угощение, пластинку или кассету с песенкой, дидактическую игру, игрушки, спортивный инвентарь.
2 серия игр – воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развивать характерные черты северного человека: взаимовыручку, мужество, гостеприимство в творческих играх «Мы оленеводы», «На рыбалке», «На охоту».
Задача: создание предметно-развивающей среды.
Необходимо было организовать обновление атрибутов для игр, промыслов северных людей, поэтому объявили конкурс поделок с участием родителей.
До игр проводили беседы. За основу бесед были взяты следующие вопросы:
- Каким должен быть охотник, оленевод, рыбак? (мужественный, смелый, ловкий, решительный).
- Кто работает в стаде?
- Кто живет в тундре?
Темы бесед: «Рождение олененка», «Правила охоты», «Ими мы гордимся», «О Красной книге Якутии».
Родители у детей в детском саду, в основном, рыбаки, охотники, оленеводы, поэтому эти игры ближе детям по природе. Мальчики в игре «Мы оленеводы» с удовольствием принимали роль оленевода-пастуха, девочки – роль чумработницы, мастериц по шитью. Дети охотно бросали аркан, прыгали через нарты. И общение детей было эмоциональным, интересным.
Дети также активно участвовали в играх «На рыбалке», «На охоту». Игровые отношения между детьми стали более стабильными и доброжелательными.
После игр обсуждали ход игры. Вопросы:
- Кто вел себя дружелюбно?
- Кто пришел на помощь другу?
- Кто проявил гостеприимство?
- Как проявляли в ходе игр решительность?
Затем идет обсуждение развития сюжета игры. Объявляется конкурс на лучший сюжет игры, в котором наблюдается проявление дружеской взаимопомощи, взаимовыручки.
Большое значение имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни: любовь к труду, уважительное отношение к людям труда.
Показательная эффективность данных педагогических воздействий может служить возрастанию интереса ребенка к участию в коллективных играх, повышению уровня игры, стремление как можно больше времени проводить в детском саду, появлению хороших друзей.