Проект «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»


МБДОУ д/с №3 «Колокольчик»
Проект
«Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации»
Разработала
Воспитатель ХалирахмановаАлсу ФаисламовнаПараньга
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.
Из всего этого вытекает гипотеза: развитию художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Работа с разнофактурной бумагой, природными и бросовыми материалами, пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительными физическим условиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, воспитанники приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Данный проект рассчитана на 3 года обучения и воспитания детей в возрасте 5-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их индивидуальные физические способности.
Ведущая идея данного проекта – создание комфортной среды общения, развития способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Актуальность проекта. Изобразительная деятельность, по опросам детей, является самым любимым видом учебной деятельности дошкольников. Дети любят рисовать, лепить, делать поделки, создавать аппликации. Дошкольники любят экспериментировать с разными материалами. Использование нетрадиционных техник и материалов помогает детям избавиться от стереотипов, позволяет справиться с боязнью сделать что-то не так, неправильно. В процессе изобразительной деятельности развиваются ручная умелость, зрительно-двигательная координация, способность к длительным физическим условиям, необходимые для подготовки ребенка к письму.Цель проекта – всестороннее интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей в процессе овладения разными техниками нетрадиционной аппликации.
Задачи проекта:
Обучающие:
Знакомить детей с разными техниками аппликации;
Обучать различным приемам работы с бумагой, пластилином, природными материалами;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами
Учить создавать композиции.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству;
Воспитывать аккуратность, бережливость и экономность в использовании материалов;
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Принципы, лежащие в основе проекта:
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация творческих потребностей);
Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого с сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Сроки проекта -2011-2014 учебные годы
Этапы проекта
Цель Содержание Сроки
Подготовительный этап
Создание условий для работы Изучение методической литературы.
Составление перспективных планов.
Подбор бросового материала.
Подбор инструментов и прочих материалов.
Овладение техническими навыками и умениями, различными методами. Сентябрь-октябрь 2011 года
Основной этап
Реализация планов, мероприятий Организация кружка «Волшебные ручки».
Показ мастер-классов для воспитателей.
Оформление ИЗО уголка.
Участие в конкурсах.
Выставка поделок в группе, в детском саду.
Работа с родителями.
Внесение коррективов в ход работы. Октябрь 2011- апрель 2014 года
Заключительный этап
Анализ и обобщение материала Расширение представлений о многообразии передачи впечатлений в художественной деятельности.
Выявление наиболее эффективной техники для развития творческих способностей дошкольников.
Проведение мониторинга детского развития. Март-май 2014 года
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта работает кружок «Волшебные ручки», рассчитанный на 3 года. Каждый год обучения рассчитан на 28 занятий по 20-30 минут.
Год обучения Группа Количество занятий Количество детей в кружке
В неделю В год 1 Средняя 1 28 8
2 Старшая 1 28 9
3 Подготовительная 1 28 13
Формы и методы совместной деятельности педагога с детьми
В процессе работы используются различные формы: традиционные, комплексные, интегрированные, выставки, праздники, конкурсы и другие.
А также различные методы:
Словесный (беседа, рассказ);
Наглядный (самопоказ, работа по образцу, наблюдение);
Практический (выполнение работ по схеме);
Репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания);
Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске);
Исследовательский (самостоятельная творческая работа детей);
Фронтальный (работа со всеми детьми);
Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Предполагаемые результаты
В результате участия в данном проекте воспитанники
Научатся разным приемам работы с бумагой, пластилином и природными, бросовыми материалами;
Будут знать названия техник и называть их;
Научатся следовать устным инструкциям, пользоваться схемами;
Будут создавать композиции;
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы контроля
Наблюдение;
Мониторинг;
Проведение выставок в детском саду (групповых, персональных);
Участие в различных конкурсах детского прикладного творчества.
Критерии мониторинга
Год обучения Критерии Баллы
1 Соблюдает безопасность труда и личную гигиену.
Умеет работать с бумагой.
Умеет соединять разные материалы при помощи клея ПВА
Умеет создавать поделки из природного и бросового материала.
Создает композиции и сюжеты из представленных материалов.
Экономно использует материалы и бережно относится к инструментам. 3
3
3
3
3
3
2 Соблюдает безопасность труда и личную гигиену.
Умеет работать с бумагой.
Понимает айрис-схему.
Правильно сгибает и клеит полоски бумаги.
Правильно подбирает сочетаемые цвета.
Умеет составлять композицию. 3
3
3
3
3
3
3 Соблюдает безопасность труда и личную гигиену
Узнает и называет базовые формы квиллингаСледует устным инструкциям
Создает композиции согласно схеме
Создает композиции самостоятельно 3
3
3
3
3
Критерии итогового мониторинга (по Н.А. Ветлугиной)
Развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт, способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;
Увлеченность, захваченность деятельностью – качество, способствующее активизации волевых усилий при достижении творческой цели;
Искренность, правдивость, непосредственность переживания;
Специальные художественные способности, позволяющие успешно решать творческие задачи;
Изменение мотивов деятельности, доставляющей удовольствие своими результатами (характеризует направленность воображения);
Возникновение потребности в творчестве.
1 балл — недостаточно соответствует показателям
2 балла—соответствует большинству показателей
3 балла—высокийСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999.
Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. – 2003. - № 5.
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) - М.: Просвещение, 1987.
Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 1987.
Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. - № 5 (9).
Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград: Учитель, 2005.
17. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Богатеева. З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.
Ермолаева Т.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.:Изд. НПО «МОДЭК», 1998
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М, 2004.