«Развитие творческой личности детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности с использованием инновационных технологий »


«Развитие творческой личности детей
дошкольного возраста посредством
изобразительной деятельности
с использованием инновационных технологий »
Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.
Педагогам, на этапе реализации ФГОС, предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей конкретного дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.
Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.
Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир.
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество. Развитию творческих способностей дошкольников придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:
развитию способности нестандартно мыслить;
готовности к активности творческого характера;
умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
формированию эстетического отношения к миру.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Из выше сказанного следует цель моей работы: развитие индивидуальных, интеллектуальных творческих способностей через использование нетрадиционных техник и ИКТ технологий  в изобразительной деятельности.
Для достижения цели решаю ряд задач:
Привитие и поддержание интереса  к нетрадиционным техникам  рисования с помощью использования инновационных технологий;
Продолжение знакомства дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; поиск нестандартных (креативных) способов изображения предметов и явлений;
Развитие  изобразительных умений, навыков, систематизирование полученных знаний;
Расширение представлений о прекрасном  через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки.
В основу опыта работы положены следующие методологические основы:
исследования Л.А.Венгера, О.М. Дьяченко, Т.С. Комаровой по изучению психологических механизмов развития способности воспроизведения художественных образов;
теоретические подходы В.А. Сухомлинского, С.Д.Деребо, В.П. Лебедева о роли творческой личности взрослого и развития образовательной среды как факторах, обеспечивающих свободное и активное саморазвитие и реализацию творческого потенциала дошкольника;
научные труды Л.А.Парамоновой, В.Б.Хозлева и др. к развитию творческих способностей детей в процессе активной деятельности, имеющей продуктивный характер;
методики и рекомендации по использованию нетрадиционных методов и приемов художественно творческой деятельности в работе с дошкольниками (И.А.Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»; А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования»; Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования»; Р.Г. Казаковой «Занятия по рисованию с дошкольниками»). Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей.
отработка инновационных форм занятий, реализация педагогических технологий;
развитие способностей и умений детей самостоятельно получать знания, систематизировать и получать их на практике;
оптимизация психологической, образовательной и физической нагрузки для сохранения здоровья воспитанников, дифференциация и индивидуализация обучения.
Мои занятия строятся по следующим принципам:
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности (видео урок, презентации по предложенным темам, т. д. ) выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3.  Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4.  Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
В группе создана развивающая предметно - пространственная среда: оформлен ИЗО-уголок, составлены схемы с поэтапным описанием выполнения работы, подобранны дидактические пособия, литература по используемым темам, развивающие игры: «Лабиринт», «Домики для пальчиков», «Цветные ладошки», «Радуга» и д.р.
Для всех возрастных групп разработано перспективное планирование.
Для ОД я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов, использование ИКТ – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для наиболее эффективного восприятия нового материала детьми предлагаю просмотреть презентации по различным тематикам. С помощью компьютера дети обретают навыки рисования. Использую в своей деятельности занятия с музыкой. Музыка очень близка эмоциональной натуре ребенка, под воздействием услышанных звуков развивается художественное восприятие, фантазия, воображение, богаче становятся переживания. С помощью песен и танцев дети более красочно и эмоционально знакомится с окружающей средой.
Для каждой возрастной группы использую в работе следующие виды нетрадиционных техник: 1-ая младшая группа: точечный рисунок, пальчиковая живопись, тычкование, оттиск, печатание; 2-ая младшая группа: рисование вдвоем, объемная аппликация, рисование по мокрой бумаге; средняя группа: комбинированное рисование (восковые мелки и акварель, свеча и акварель) старшая группа: печать по трафарету, монотипия, дорисовывание, граттаж, кляксография (обычная, ниточкой, трубочкой) подготовительная группа: теснение, цветной граттаж.
Для совершенствования работы по нетрадиционным техникам рисования я занимаюсь самообразованием, участвую на семинарах, конференциях разных уровней. Ежегодно своим опытом работы с радостью делюсь с коллегами. Для воспитателей провожу семинары-практикумы («Поделки из природного материала», «Особенности проведения занятий с использованием нетрадиционных методов рисования»), консультации: «Нетрадиционные методы рисования», «Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста». Создан персональный сайт. В 2014 году опыт моей работы был представлен на IV Областной научно-практической конференции «Роль искусства в воспитании детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы».
Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ. Проводятся консультации, на которых знакомлю родителей с нетрадиционными техниками рисования.
В работе с детьми постоянно провожу тематические выставки, творческие конкурсы детских работ или совместных с родителями на темы: «Дары осени»; «Осенние краски»; «Ёлочные игрушки»; «Зима». Детские рисунки отправляю в интернет – конкурсы, за лучшую детскую работу воспитанники награждаются именными грамотам. Подобрана картотека игр для детей, которые способствуют развитию творческих способностей.
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что  в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности детям.
Использование ИКТ в моей профессиональной деятельности позволили добиться немалых результатов. Дети стали лучше воспринимать произведения разных видов искусств, использовать средства выразительности для образности рисунка, воплощать в художественной форме свои чувства, представления, мысли, переживания, совершенствовать изобразительные навыки, экспериментировать с разными художественными материалами, развивают творческую фантазию.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
В перспективе:
Продолжить работу по освоению новых инновационных технологий для развития личности детей.
Разработка авторской педагогической технологии по развитию детского художественного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.