ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.


Петина Наталья Васильевна
МОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района
Конференция на базе КИНПО (ПК иПП) СОО
8 декабря 2011г.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.
Модернизация образования в России ставит перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций учащихся. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. А задача педагогов научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни вне школьных стен. Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать в школе на уроках математики, во время проведения внеклассных мероприятий, олимпиад.
А.В. Хуторским предложено содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Ценностно-смысловая компетенция
Эта компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые и целевые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Для развития данного вида компетентности можно применять следующие приемы.
Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме начинается со слов «почему», «зачем», «как», «о чем».. Оценивается самый лучший. Например, при изучении в 11 классе темы «Объемы тел» проводится урок защиты задач с практическим содержанием. Каждый ученик, решив свою задачу, приводит другие жизненные примеры, где может быть использована формула с помощью которой он решил данную задачу. Остальные учащиеся задают свои вопросы.
Организация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное, выписать, выделить, обозначить, подвести итог, перечислить, произнести.При проведении школьных предметных олимпиад, которые включают в себя нестандартные задания, для решения которых требуется не столько материал из школьного курса, сколько логическое мышление, смекалка. Например:
На складе имеются гвозди в ящиках по 16; 17; 23; 24; 39 и 40кг. Как отпустить со склада 100кг гвоздей не раскрывая ящиков?
Здесь можно говорить и о профориентации. Мы, учителя математики, можем оказать немалую услугу будущим воинам, строителям, инженерам, рассказав им о применении математики на военной службе, в строительстве, машиностроении. Ученики должны знать, что твердое знание предмета необходимо для овладения основами многих профессий. Для профессиональной ориентации практикую написание рефератов «Дифференциальное исчисление в инженерном деле», «Комбинаторные задачи биологии» и другие.
Так в 5 классе при изучении таких тем, как «Отрезок», «Длина отрезка», «Угол», «Измерение углов», «Построение треугольников», «Масштаб» можно привести много примеров, показывающих применение этих понятий в жизни. Полезно отметить, что хорошее знание, как этих, так и других вопросов программы и умение применять их на практике, необходимы при проведении военизированной игры «Зарница», без них нельзя обойтись на службе в рядах Российской Армии, так как ориентирование на местности, определение расстояния до объектов на глаз и по карте необходимы не только командиру, но и каждому рядовому воину. При подготовке к игре «Зарница» можно предложить задачу: «Отряд разведчиков, выйдя из некоторого пункта А, прошел 250м по азимуту 102 градуса, потом 350м по азимуту 183 градуса, затем еще 350м по азимуту 325 градусов. По какому азимуту и сколько метров необходимо пройти отряду разведчиков, чтобы вернуться в пункт А? Сделать план в масштабе 1:2000 .
Общекультурная компетенция
Сюда относится круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомленным, обладать пониманием и опытом деятельности, освоение учеником научной картины мира. Для формирования данных компетенций очень важно использование материала их других наук на уроках математики и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Например, применение вычислительных математических навыков, знаний по темам «Векторы», «Решение уравнений и их систем» для описания и изучения физических явлений. При изучении темы «Масштаб» определяем с помощью географической карты расстояние между городами , а затем используем эти данные для составления текстовых задач. Перед праздником Победы, днем защитника Отечества я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные упражнения связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.
По данным цифрам учащиеся сами составляют задачи
К лету 1943 года в составе Советских Вооруженных сил было свыше 6 млн. 400 тыс. человек,105 тыс. орудий и минометов, 2200 боевых установок полевой реактивной артиллерии, 102 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 10 тыс.боевых самолетов.
В результате Курской битвы советские войска нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не могла оправиться. Всего с 19 ноября 1942 года по конец 1943 года Германия потеряла на советско-германском фронте около 2,6 млн. человек, почти 50 тыс. орудий и минометов, до 7 тыс. танков, более 14 тыс. боевых самолетов.
Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?
Для формирования грамотной, логически верной речи хорошо помогают, составление математических словарей, написание математических диктантов, правильное произношение и употребление имен числительных, математических терминов, задания на составление задач по заданному уравнению или схеме.
Во время проведения внеклассных мероприятий, математических недель практикую написание былин, фантастических историй, сказок на заданные темы
Учебно-познавательная компетенция
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. Активизация познавательной деятельности без его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Такой активности книга научить не может, она возникает в процессе работы ученика, поставленного в соответствующую ситуацию. Это, прежде всего, ситуация умственного поиска. Например, на уроке геометрии при изучении темы « Сумма внутренних углов треугольника» ученикам предлагается решить задачу: «В равнобедренном треугольнике угол при основании на 18 градусов больше угла при вершине. Найдите величину каждого угла треугольника». Здесь возникает поисковая ситуация. Пытаясь самостоятельно достигнуть поставленной практической цели, учащиеся заключают, что для решения этой задачи не хватает данных. Если бы было известно, чему равна сумма всех углов треугольника, то задача была бы разрешима. Теперь каждому ясна цель поиска. Еще пример постановки задачи на поиск – выдвижение гипотез учащихся 5 класса при изучении темы «Длина окружности». Накануне урока даю задание – найдите в окружающей жизни (на производстве, в быту и т. д.) окружности и попытайтесь определить их длины. Следующий урок начинаю с беседы. Примеров бывает много. Длину предлагают измерить ниткой многие. И здесь задаю вопрос: «А как быть со зданием цирка? Или колесом карусели». Учебно-познавательная компетенция так же эффективно развивается
при изучении координатной плоскости, когда решаются задачи на соединение отрезками точек с заданными координатами и в результате получается фигура. И обратная задача: в координатной плоскости из отрезков построить фигуру и записать координаты точек – узлов.
Информационная компетенция
Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. Для развития данного вида компетенции можно предложить учащимся задачи на местном материале. Для сбора информации приобщаю самих детей. Например, узнать сколько центнеров зерна намолотил каждый комбайнер нашего ООО «Маяк», даю числа общего намолота озимой пшеницы, ячменя, овса и т.д. Затем предлагаю решить задач :Сколько зерна намолотили в 2011 году комбайнеры ООО «Маяк»?
Сколько муки можно получить из намолоченного в нашем ООО «Маяк» зерна, если при размоле пшеницы получается 80% муки.
При выпечке хлеба получается 30% припека. Сколько хлеба получится из собранной пшеницы?
Стела в парке нашего села в 5,2 раза выше стола, за которым вы сидите. Какова высота стелы в парке деревни Малый Каменец?
Так же практикую проведение уроков-конференций, уроков-семинаров, математических вечеров, при подготовке к которым учащиеся самостоятельно готовят свои доклады, рефераты, они не только ищут необходимую информацию, но и преобразовывают ее нужным образом. Этот вид компетенции в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий. Т.е. на уроках мы должны подготавливать ученика к адаптации в информационном пространстве современного мира.
Коммуникативные компетенции.
Реализация коммуникативных компетенций подразумевает использование различных коллективных приемов работы, таких как дискуссия, групповая работа, работа в парах. Например, в 10 классе заключительный урок по теме «Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции» провожу в форме устного журнала. Класс разбивается на 3 группы (по количеству страниц журнала). Первая группа рассказывает о значении задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции в практической деятельности людей и об их месте в истории развития математики. Вторая группа знакомит класс с задачей на оптимальный раскрой жести при изготовлении сосуда максимального объема. Третья рассказывает о вписанных и описанных геометрических телах и заканчивают задачей практического характера: как токарю выточить цилиндр из конуса при минимальных отходах. Высокая степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий активизирует их деятельность, делает знания осмысленными и прочными.
Социально-трудовая компетенция
Развитию социально-трудовой компетенции способствуют следующие приемы: решение задач, проведение тестирования, устного счета с заданиями социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию.
Двое решают, как им обойдется дешевле доехать из Москвы в Санкт-Петербург – на поезде или в автомобиле. Билет на поезд стоит 750 рублей на одного человека. Автомобиль расходует 11 литров бензина на 100 км. пути, расстояние по шоссе равно 700 км., а цена бензина равна 26,5 рублей за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на двоих?
Бумага продается в пачках по 500 листов. За неделю в офисе расходуется 1200 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 4 недели?
Каков ежегодный процент по вкладу в банк, если вкладчик, положивший в банк 20000 рублей, через два года получил 5992 рублей дохода?
Компетенция личного самосовершенствования.
Для формирования данного вида компетенции подходят задачи на развитие навыков самоконтроля, проведение взаимопроверок домашних работ, математических диктантов, самостоятельных работ. В результате, у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
Благотворно сказывается работа со школьниками различных возрастных групп в процессе их совместной работы в математических кружках, во время проведения математических недель. У учащихся появляется стремление к совершенствованию своих знаний и умений, развивает чувство долга и ответственности друг перед другом, способствует развитию воли.
Особое место в совокупности характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся. Адекватная оценка обеспечивает школьникам осознание своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями школы, образовательного стандарта, рынка труда. А главное – приводит к пониманию «некомпетентности», создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.
Литература
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование
Пичурин Л.Ф. Воспитание школьников в процессе обучения математике.
Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Педагогические советы