Эссе на тему «Победы и промахи применения современных образовательных технологий в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»


ЭССЕ
«Победы и промахи применения
современных образовательных технологий
в процессе реализации основной образовательной программы начального образования в моей профессиональной деятельности»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ города Иркутска
школа-интернат № 13
Соловей Е.Ю.
ИРКУТСК-2016
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел ФГОС нового поколения. Целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Можно сказать, что мне – очень повезло. Мой путь по ФГОСу начался с момента внедрения его в школы. И шишки мы набивали как первопроходцы. Для меня было интересно и в тоже время очень страшно это слово – ФГОС. Отработав в школе 20 лет по традиционной системе было очень сложно понять, как же всё-таки теперь учить детей. Задачей педагога на тот момент стало не преподнесение готового знания «на блюдечке с голубой каёмочкой», а организация самостоятельного познавательного процесса через системно-деятельностный подход, что в принципе не вязалось с устоями. И для того, чтобы понять данную систему мне пришлось пройти массу различных курсов, посещать семинары, на которых коллеги давали открытые уроки и только потом спустя некоторое время я начала понимать, как же всё таки строится современный урок. Оказалось, что работать стало намного интереснее, у детей появилась положительная мотивация на получение знаний.
На уроках часто использую игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей. Применение игровых технологий помогает на протяжении всего урока поддерживать интерес ребенка к изучаемому материалу, концентрировать его внимание. Очень эффективно использование на уроках различных элементов соревнования, создание ситуации успеха. Использую разноуровневые задания, но когда приходят контрольно-измерительные материалы, то мы видим одинаковые требования ко всем ученикам. Технология проблемно-диалогического обучения представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания. Основная цель технологии критического мышления - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:
- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
- написание творческих работ;
- кластер;
- «Верно – неверно»
Чтобы дети не уставали на уроке, провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Сложнее дело обстоит с проектно-исследовательской деятельностью, ведь в основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени при поддержке и направляющей функции учителя и родителей. Подготовка различных плакатов, организация выставок, викторин, конкурсов, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов. Сложность же заключается в том, что дети, в силу их интеллектуального развития, не всегда могут правильно и грамотно оформить результаты своей работы.
На момент введения ФГОС в нашей школе не было ни в одном кабинете интерактивной доски, приходилось объяснять всё «на пальцах». С появлением доски, проектора и ноутбука дети, затаив дыхание, сидели на уроке и брали, брали учебный материал. ИКТ - это новый способ передачи знаний, который соответствует новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов, собственных учебных и творческих презентаций. Но, к сожалению, я сама не достаточно владею знаниями и навыками по работе с доской.
Современные технологии позволяют сделать урок более красочным, ярким, интересным, и тогда детям материал становится более понятным. Современному учителю нужно самому много уметь и знать, и каждый раз обучаться чему-то новому.