Исследовательская деятельность на тему С учителем нет разлуки (педагогическая династия семьи Ивановых)


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение « Муниципальный орган управления
образования» Сунтарский улус (район)
VII Республиканская научно-практическая конференция
Бессоновские педагогические чтения
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Устьинская средняя общеобразовательная школа»

С учителем нет разлуки
(Учительская династия семьи Ивановых)
Автор работы: Дудина Татьяна Вячеславовна,
ученица 11 класса МБОУ «Устьинская СОШ»
Сунтарского улуса (района)
Руководитель: Тихонова Матрёна Сергеевна,
учитель якутского языка и литературы,
МБОУ «Устьинская СОШ»
Содержание
I. Цели и задачи работы…………………………………………………….….3-4 стрII. Выбор темы. Актуальность.………….…………………….………….........4 стрIII. Учительская династия моей семьи.
Глава 1. Мой двоюродный дед- Иванов Владимир Иванович…………… 5 стр 1.2.Работа учителем истории и директором школы в Кемпендяйской школе…… 6-7 стр 1.3. Продолжение педагогической деятельности в с.Сунтар………………………7-8 стр.
1.4. Свой след в жизни……………………………………………………. 8 стрГлава 2.Педагогическая деятельность Ивановой Федоры Ивановны
2.1. Родная сестра Иванова Владимира Ивановича ………………….…………… 10 стрГлава 3 Педагогическая деятельность Ивановой Людмилы Фёдоровны
3.1. Супруга Иванова Владимира Ивановича …………………………. 10-11 стр3.2. Продолжение династии.….……………………………………….…11-13 стрIV.Заключение, выводы……………………………………………….……… 13 стрV. Использованная литература………………………………………………. 14 стрПриложение.
I. Цели и задачи работы.1. Собрать материал для составления данных об учительской династии моей семьи;
 2. Познакомить с историей династии, с их творческими достижениями для составления летописи «Педагогическая династия моей семьи».
 
Задачи:
1. Вести поисковую работу по сбору информации о своих родственниках старшего поколения. Доказать, что яркий пример родителей может помочь в выборе профессии;
2. Показать значение учительского труда, вызвать интерес к этой профессии.
Способы решения этих задач:
1. На уровне возможности своих действий создать Банк данных.
 
2.Привлечь родителей, родственников для эффективности исследования.
  3. Систематизация результатов исследований, обобщение и вывод.
Пути исследования:
1. Семейный архив: фотоальбомы, документы, газетные вырезки, записи.
2. Кемпендяйский школьный музей.
3. Школьный музей Сунтарской средней школы № 1
Методы исследования:
1. Беседы. Просмотры и изучение документов, справок, удостоверений, фотографий, личных записей.
2. Анализ собранного материала, составление хронологии.
3. Отбор материала, установление связи, обобщение.
Практическая ценность работы заключается в том, что работа может быть использована в работе музея школы, для опубликования материалов в СМИ, на уроках, конференциях.
II. Выбор темы. Актуальность.
Учитель…Что стоит за этим привычным словом? Учитель это и отличный психолог, учитель – это и замечательный поэт, учитель – это и великолепный актёр, но самое главное, что учитель – это незаменимый помощник и настоящий друг. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте, справедливости. Учит быть Человеком. В своей работе я хотела бы рассказать не об одном учителе, а о семейной династии, в которых профессия учителя передавалась из поколения в поколение. Я подробно изучила историю нашей семейной учительской династии, узнала, кто и когда работал, какие получил награды, звания. Они достойны того, чтобы о них узнали. Они гордость не только нашей семьи, нашей школы, но и нашего Сунтарского района.
Педагогическая династия семьи - наша гордость. Педагогический стаж нашей династии достаточно велик, и я с уверенностью могу сказать, что эти годы потрачены не напрасно. Я хочу собрать и сохранить материал для составления данных об учительской династии моей семьи. В этом я вижу актуальность своей работы.
III. Учительская династия моей семьи
Глава 1. Мой двоюродный дед – Иванов Владимир Иванович.
Иванов Владимир Иванович родился в 1929 году в селе Илимнир Сунтарского района в многодетной семье. Окончил Хаданскую начальную школу, поступил в Сунтарскую среднюю школу, которую окончил в 1948году.
1.2. Работа учителем истории и директором школы в Кемпендяйской школе.
Из воспоминании В. И. Иванова «Летом и осенью 1948 года после окончания десятого класса Сунтарской средней школы я работал на сенокосе в 50 км от посёлка Кемпендяй. В конце августа меня вызвали в Сунтар в районный отдел народного образования и объявили, что в связи с нехваткой учителей со средним образованием меня назначают учителем начальных классов Кемпендяйской семилетней школы. Заведующим РОНО был Шестаков В.Е. Так я начал педагогическую деятельность.
К 1948- 1949 учебном году школа стала пятилетней. Шестой и седьмой классы сократились ввиду малочисленности учащихся. Директором школы был Гурьев Степан Евгеньевич, человек образованный с обширной эрудицией. В школе работали опытные учителя: Кулагина А.И., Иванова О.С., Маччасынов Ф.А., и молодые: Ильина С.Г. и я. Мне дали второй и четвертый классы. В то время учителя работали с двумя классами одновременно, хотя порой число учащихся в этих комплектах доходило до 30. Работать было очень трудно. Не хватало, а порой и вовсе не было программ. Не было стабильных учебников по якутскому языку, по русскому языку. Переведенные с русского языка учебники арифметики изобиловали огромным количеством ошибок. Не было наглядных и методических пособий. В четвертомклассе учились моидевятнадцатилетние сверстники. Но несмотря на трудности, это были мои счастливые годы. Постепенно наладился контакт с учащимися. Я полюбил труд учителя.
Школа работала в приспособленном здании, в бывшем общежитии сользавода. Она стояла внизу под горой, у въезда в поселок. Ребята смело катались на лыжах с этой крутой горы и лихо проносились мимо крыльца школы.
На заводе работало много русских рабочих. Их дети учились в отдельных русских классах, хотя по- якутски говорили так же свободно, как и на родном языке. Были татары, украинцы, другие представители нашей многонациональной Родины Школьники дружили между собой, как дети одной семьи. Я любил бывать среди детей. Поэтому часто проводил внеклассные занятия. Мы ходили в лес, знакомились с родной природой, с историей поселка. Совершали туристические походы по окрестностям поселка».
Через год Владимир Иванович экстерном окончил Вилюйское педагогическое училище, этой же осенью его назначили заведующим Кемпендяйской школы: «Я одновременно учил два начальных класса. Но самой главной трудностью в то время было обеспечение школы дровами. Часто учителя сами таскали из леса дрова на плечах для топки школьных печей. Но школа работала бесперебойно. Не помню, чтобы хоть один день, когда школа была закрыта из-за холода в помещении. Склады сользавода ломились от дров, но узковедомственные преграды того времени не были преодолимы».
В 1965 году он окончил историко-филологический факультет Якутского государственного университета.
В Кемпендяйской школе Владимир Иванович проработал 22 года, из них 20 лет - директором (1949-1969гг.). за эти годы была капитально улучшена материальная база и состояние учебно-воспитательной работы.
Владимир Иванович учил в начальных классах, а также был прекрасным предметником: преподавал русский и якутские языки, математику, историю, географию, трудовое обучение, занимался с детьми музыкой, рисованием. Сам прекрасно играл в шашки и шахматы, вел спортивные и технические кружки, учил детей искусству моделирования, фотографии и даже кино, что было почти невероятным в условиях маленькой сельской школы.
Действующие модели, выполненные кружковцами, участвовали в республиканских выставках детского творчества. Это был на редкость универсальный учитель. Талантливый воспитатель и методист, человек обширной эрудиции, глубоких знаний во многих областях. Спортсмен, охотник, рыболов, естествоиспытатель, музыкант, мастер «Золотые руки». Он невероятно многое узнал и умел, и при этом никогда не переставал учиться сам, и никогда не уставал щедро делиться с учениками всем богатством своей души.

История школы помнит многое: успехи учащихся буквально во всех сферах учебной деятельности, победы в смотрах художественной самодеятельности, туристические походы всей школой, веселые и азартные субботники, первый артековец, первые ученые, вышедшие из стен маленькой сельской школы…
1.3. Продолжение педагогической деятельности в с. Сунтар
В 1970г. Его перевели в Сунтар. Он работал заведующим интернатом, учителем истории в ССШ № 2, завучем в восьмилетней школе, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Сунтарской средней школе № 1, а потом, до выхода на пенсию в 1988г., учителем истории и обществоведения. На общественных началах много работал в музее ССШ № 1, занимался с учениками фотографией, моделированием. Модели выполненные руками Владимира Ивановича и его кружковцев, и сейчас хранятся в музее Сунтарской средней школы № 1.
Опыт работы Владимира Ивановича, как преподавателя истории и обществознания, освещался на республиканских педагогических чтениях. Он часто проводил открытые нестандартные уроки и интересные мероприятия в музее, добивался высокого качества знаний. Ученики вспоминают о Владимире Ивановиче, как о своем любимом учителе, требовательном и добром наставнике. Сотни его воспитанников получили высшее образование, плодотворно трудятся в различных отраслях народного хозяйства, немало среди них тех, кто посвятил себя великому учительскому труду.
Всех, кто учился у Владимира Ивановича, перечислить невозможно. Но он помнил всех, хранил фотографии учеников, сделанные своими руками, гордился успехами выпускников. В Москве успешно трудятся первая золотая медалистка Сунтарского улуса, ныне доктор филологических наук, Черепанова Изабелла; доктор медицинских наук Черепанова Изольда; Сотрудник министерства Гомзякова Ривьера; реставратор Евсеев Ермак и другие. Выбрали учительскую профессию Спиридонов Егор, Спиридонов Пётр, Артемьев Иван, Евсеев Афанасий, Семенова Любовь, Иванова Федора, Иванова Инна… Известным музыкантом стал Сергей Сыроватский, успешно гастролирует по стране и за рубежом. Есть среди учеников руководители предприятий, инженеры, врачи, прекрасные специалисты, мастера спорта СССР.

Владимир Иванович был очень скромным человеком. Он никогда не думал о собственном здоровье, о карьере, о благополучии, о наградах и званиях. Он всегда радовался успехами своих учеников, гордился ими, для него было счастьем знать, что именно он дал путёвку в жизнь, научил первым нотам, первым техническим секретам, первым трудовым и жизненным навыкам, первым шахматным ходам… он до последнего своего дня помнил всех.
В июле 1988г. Владимир Иванович писал: «Самые лучшие годы моей жизни- вся моя молодость- прошли в Кемпендяйской школе. Там я становился опытным и знающим учителем. Со школой было связано всё- вся жизнь. И сейчас, когда прошло много лет, я без колебаний могу сказать: это были самые счастливые мои годы, полные забот, тревог, трудов и больших радостей, годы взаимопонимания, увлеченности, годы большого трудового счастья».
1.4. Свой след в жизни.
Владимир Иванович выполнял много общественной работы, был комсомольским и партийным активистом, с 1950 года работал пропагандистом, лектором Всесоюзного общества «Знание», избирался в Сунтарский наслежный совет депутатов. Неоднократно отмечался грамотами РК КПСС, РК профсоюзов, Кемпендяйского сользавода. Отличник народного просвещения РСФСР, награждался Почетными Грамотами Министерства Просвещения РСФСР, Комитета профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений РСФСР, Якутского Обкома КПСС, медалью «Ветеран труда», знаком «Старший пропагандист», был занесен на республиканскую Доску Почёта. По указу президента РС (Я) в целях увековечения памяти В.И.Иванова, в 2010г. Его имя присвоено Кемпендяйской средней общеобразовательной школе Сунтарского района.
У него прекрасные дети- старшая дочь, Инна Владимировна Иванова, работает учителем математики в Сунтарском политехническом лицее. Сын, Юрий Владимирович Иванов, преподавал географию в Якутском ГПТУ № 14. Младшая дочь Ольга Владимировна живёт и работает в Казахстане.

Глава 2. Педагогическая деятельность Ивановой Федоры Ивановны
2.1. Родная сестра Иванова В.И.
Иванова Федора Ивановна родилась в 1943г. в Сунтарском районе с.Хадан. В семье была 8 ребёнком. В 1958г. после окончания семилетней школы поехала работать рабочим в Кемпендяйский солевой завод. В 1961году по направлению Сунтарского райкома уехала работать в Среднеколымский район. Отработав 2 года приехала в п. Кемпендяй и работая училась в вечерней школе. В 1965г. стала студенткой Вилюйского педагогического училища. Окончив училище в 1969г. начала свою педагогическую деятельность в Вилюйской средней школе № 2 пионервожатым. С 1979г. работала секретарём Вилюйского исполкома. Почётный гражданин города Вилюйска, делегат VII съезда РС (Я).
Глава 3. Педагогическая деятельность Ивановой Людмилы Фёдоровны
3.1. Супруга Владимира Ивановича
Родилась 22 марта 1931г. в г. Южа ивановской области. В 1952г. окончила Вязниковское педагогическое училище Владимирской области. Весь их выпуск был направлен в Якутию и Среднюю Азию. Л.Ф. Иванова была назначена учителем русского языка Бордонской средней школы Сунтарского района, затем была переведена в Кемпендяйскую школу, где проработала семнадцать лет учителем начальных классов.
Начальные классы с русским языком обучения являлись малокомплектными, так что уроки ей приходилось вести одновременно в двух-трех, а порой и в четырёх классах. Несмотря на трудности, Людмила Фёдоровна своей работой всегда была примером для коллег: её ученики стабильно показывали хорошие знания, на контрольных проверках все дети выполняли работу на «отлично». Она требовала ответственности, аккуратности во всем. Тетради её воспитанников признавались лучшими на улусных выставках. Дети выпускали рукописные журналы и стенгазеты, писали рассказы, ставили пьесы собственного сочинения.
С 1970г. Людмила Федоровна преподавала в Сунтарской школе № 1. Четыре её выпуска отличались самостоятельностью, дисциплиной, интересом к учёбе. Именно на их базе были открыты математические классы, впоследствии ставшие основойСунтарского политехнического лицея.
Талантливый методист всегда работала с огоньком, проводила творческие, опережающие занятия, поддерживала самостоятельность и фантазию учащихся. Людмила Федоровна постоянно находилась в окружении детей.
Не только ученики, но и вся школа под её руководством водила на переменах хороводы, дети знали огромным удовольствием, разучивали их и даже самостоятельно занимались переводами.
На протяжении долгих лет Людмила Фёдоровна обучала сельских детей великому русскому языку. Среди выпускников Людмилы Фёдоровны много золотых и серебряных медалистов, призеров предметных олимпиад, в том числе первая золотая медалистка И.Черепанова. Многие получили второе высшее образование, нашли свое место в жизни, работают так же, как и учились, с увлечением и азартом. Сегодня среди них немало учителей русского языка и литературы, начальных классов. Бывшие ученики с большой признательностью и глубоким уважением отзываются о своем учителе.
Л.Ф. Иванова отличник народного просвещения, награждена Почетными грамотами и Благодарственным письмом Якутского Министерства Образования, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», занесена в Книгу Почёта Кемпендяйской школы. Почётный гражданин Сунтарского наслега.
3.2. Продолжение династии
Иванова Инна Владимировна родилась 23 января 1955г. в п.Кемпендяй Сунтарского района. Окончила Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова по специальности преподаватель математики. Работала учителем математики в Сунтарской средней школе № 1, с 1992г.- учителем политехнического лицея.
И.В. Иванова постоянно в поиске новых форм и методических приемов, разработала множество различных математических игр и соревнований. На фестивалях «Дьо5ур» её учащиеся в течение многих лет прочно держатся в числе лидеров, а команда Сунтарского лицея не раз занимала первое место. Её ученики успешно выступают на олимпиадах Вилюйского региона, на различных заочных олимпиадах, на международном турнире «Кенгуру», неоднократно становились призерами республиканских олимпиад. За успехи своих учеников И.В.Иванова награждалась грамотами МО РС (Я), Новосибирского отделения АН России. Политехнический институт совместно с МО РС (Я) за постоянные победы учащихся на региональных олимпиадах наградил её персональным компьютером и туристической поездкой за границу.

Из года в год от 75 до 100% её выпускников поступают в вузы, получая на вступительных экзаменах по математике высший балл.
Инна Владимировна- неоднократный победитель открытого чемпионата ЯГУ по элементарной математике, олимпиад учителей математики Вилюйского региона и республики, призёр Международной олимпиады «Туймаада-97». В качестве члена жюри ежегодно участвует в работе республиканских фестивалей «Дьо5ур». Подготовила и провела региональные фестивали «Дьо5ур -1999» и «Дьо5ур- 2003». Летом 1990г. открыла первый в республике математический лагерь «Миф» для учеников 3-8 классов. В 2000году лагерь стал региональным, по итогам республиканского смотра занял 2 место.
И.В. Иванова щедро делится богатым опытом своей работы: постоянно выступает на курсах, семинарах, конференциях республиканского и международного уровня. В 2002г. провела республиканские авторские курсы, на которых раскрыла систему и методику своей работы, прочитав 24 часовой курс лекций и дав 18 открытых уроков.
Доброжелательная, эрудированная, очень ответственная и требовательная, И.В. Иванова пользуется искренней любовью учеников: они выбрали её «Учителем ученических признаний».
Корякина Татьяна Семеновна окончила в 1971 году Сунтарскую среднюю школу. В 1973г. поступила в Вилюйское педагогическое училище и окончила в 1976 году и стала работать учителем начальных классов в Вилюйском детском противотуберкулезном санатории. Затем работала В детском центре «Кэскил» руководителем кружка и организатором. После этого Татьяна Семеновна продолжала свою педагогическую деятельность в музыкальной школе организатором. Отличник Культуры РС (Я). Общительный и доброжелательный человек, Татьяна Семеновна пользовалась заслуженным авторитетом и доверием среди коллег.
Иванова Валентина Иннокентьевна родилась в 1964 году в с.Устье Сунтарского района. С 1993 года по сей день работает в Устьинской средней школе библиотекарем.
Валентина Иннокентьевна настойчиво и последовательно прививает учащимся любовь к книге, умело сочетая массовые формы пропаганды с индивидуальным руководством чтения. Школьная библиотека является настоящим уголком духовной жизни учащихся. Сюда ребят тянет не только любовь к чтению, но и особая атмосфера библиотеки. Живой интерес к литературе вызывают проводимые в школе викторины, конкурсы, библиотечные уроки. Старшеклассники, работая над рефератами, рецензиями, знают, что в школьной библиотеке они всегда получат профессиональную информацию, практическую помощь.
В.И.Иванова человек жизненной позиции. Своей преданностью делу и огромным трудолюбием, упорством в достижении цели Валентина Иннокентьевна снискала уважение, высокий авторитет среди библиотекарей района, коллег, учащихся и родителей.
IV.Заключение, выводы
Учительская династия… Строго и возвышенно звучат эти слова. Они подчёркивают благородство и мужество, талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения. В чём сила педагогических династий? Почему в сложный, переломный период нашей истории мы говорим о них с гордостью и преклонением? На мой взгляд, дело в том, что традиции семьи и людей, связанных не только нравственными, но и кровными родственными узами, позволяют хранить и передавать из поколения в поколение высокие идеалы добра, гражданского долга.
Вглядитесь в историю династии семьи. И вы поймёте, сколько выпало на долю этих людей, что стоит за почётными наградами, победами в конкурсах, благодарностями в трудовых книжках.
Каждая педагогическая династия составляет славу и гордость села, района. Каждый учитель – это целая история, история твоей школы, история родного села, страны. А историю нужно знать. Нужно помнить о тех, кого с нами уже нет, знать о тех, кто живёт с тобой рядом, кто вкладывает в свою работу душу, «сердце отдаёт детям».
Самое главное для учителя - когда его помнят. Именно это является доказательством искреннего уважения и любви.
Мне хочется верить, что собранный мною материал о династии учителей моей семьи, деятельность которых связаны со школой, будут полезны. Я постаралась показать уникальность семьи, рассказать об их удивительном педагогическом опыте. И я надеюсь, что с каждым годом таких семей будет все больше и больше и не прервётся связь поколений.
Использованная литератураПервая улусная школа Якутии: документы, фотографии. Воспоминания о Сунтарской средней школе № 1 имени А.П.Павлова/ МБОУ «Сунтарская СОШ № 1 имени А.П.Павлова.- Якутск: Компания «Дани Алмас», 2012.- 496с.
Педагогическая энциклопедия. Т3./ М-во образования Республика Саха (Якутия),- Якутск: Офсет, 2005.-454с.
Педагогическая энциклопедия. Т.IV: / М-во образования Республика Саха (Якутия) – Якутск: ООО «Визит Кард». 2010.- 456с.
Сунтарский политехнический лицей/ г.Мирный, РС (Я) 1994г.-56с.
Статьи, воспоминании, фотографии из личного архива В.И. Иванова