Ситуационные задачи как средство формирования функциональной грамотности школьников.


«СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»
Саулембекова Райхан Мухтаровна,
главный специалист отдела МОИР,
филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Акмолинской области»
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая  модернизация — главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Некоторые изменения произошли. Школа стала более демократичной. Мы, учителя, получили определённые права в выборе методов обучения. Изменилась сегодня и цель образования. Она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность, заинтересованными во всё более самостоятельном познании. А отсюда изменилось отношение учителя к смыслу учебной деятельности и к ученикам, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся.
Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?
   Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Есть много определений, рассмотрим некоторые из них:
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и
функционировать в ней.
Функциональная грамотность – умение использовать полученные знания для решения жизненных задач (1958 г.)
Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
В соответствии с положениями Всемирной Декларации «Образование для всех», образование должно удовлетворять важнейшие образовательные потребности. Они, в свою очередь, включают в себя усвоение базовых образовательных навыков (таких, как грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации) и базового содержания образования (включая знания, ценности и представления), необходимых личности для того, чтобы:
-  выживать;
-  развивать собственные способности;
-  вести достойный образ жизни;
-  активно участвовать в развитии общества;
-  улучшать условия собственной жизни;
-  принимать нестандартные решения;
- продолжать образование.
Результаты исследования PISA показали, что Казахстанские учащиеся успешно выполняли задания на воспроизведение знаний в простых ситуациях и затруднялись применить их в ситуациях, близких к реальной жизни. также подтвердили, что учащиеся имеют низкий уровень сформированности общеучебных умений, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах или рисунках.
Эффективным средством формирования и оценивания компетенций учащихся могут служить ситуационные задачи, построенные на учебном содержании. Такие задания включают написание ситуаций, а также перечень заданий и вопросов. Ситуационные задания выявляют не только предметные знания, но и универсальные учебные действия.
В связи с этим на уроках можно использовать ситуационные задачи и ставить перед учащимися проблемы, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный (иногда даже прагматичный) характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения.
При решении ситуационной задачи учитель и учащиеся преследуют разные цели: для учащихся главное заключается в том, чтобы найти решение, соответствующее данной ситуации; для учителя – чтобы учащиеся освоили способ деятельности и осознали его сущность.
Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и предложенные дополнительные источники информации, умели находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, то есть учащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни.
Задания включают вопросы, сформулированные на основе таксономии Б. Блума, т. е. в соответствии с категориями диагностируемых учебных целей: знание – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.
Основой для ситуационной задачи могут служить самые разнообразные источники: текст и вопросы из учебника, дополнительная литература, научно-популярные статьи, проблемы реальной жизни и т.п.
Модель ситуационной задачи:
1. Название задания.
2. Личностно-значимый познавательный вопрос.
3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.).
4. Задания на работу с данной информацией.
Пример задачи.
« Стирка»
Внимательно прочитайте предложенный текст, используя информацию текста, ответьте на вопросы.
Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов Цельсия и замочила в ней белье, вторая нагрела воду до кипения, прокипятила белье 5 минут, охладила до 60 градусов Цельсия и только после этого начала стирку.
У кого белье больше отстирается? Каким простым опытом это можно доказать и как объяснить
Мыло и другие моющие средства намного эффективнее действуют в мягкой воде. Жесткость воды обусловлена наличием в ней гидрокарбонатов кальция и магния, которые при кипячении выпадают в осадок в виде карбонатов:
Ca(HCO3)2 = CaCO3+H2O+CO2
Mg(HCO3)2 = MgCO3+H2O+CO2
При нагревании воды до 60 градусов эти реакции не происходят, и вода остается жесткой. Поэтому белье лучше отстирается у той хозяйки, которая прокипятила воду. Это легко доказать простым опытом: опустить по кусочку мыла в подогретую воду и воду той же температуры, но предварительно прокипяченную. В прокипяченной воде мыло растворится почти без осадка, а в сырой воде образуется осадок в виде хлопьев. Образование осадка стеаратов кальция и магния происходит за счет взаимодействия растворенных солей кальция и магния с мылом.
Следует помнить, что кипячением можно устранить только карбонатную, или временную, жесткость воды, а постоянная жесткость, обусловленная присутствием сульфатов и хлоридов кальция и магния, устраняется только действием соды:
СaSO4+Na2CO3=CaCO3+Na2SO4
MgSO4+Na2CO3=MgCO3+Na2SO4
1 уровень
знание Назовите соли, затрудняющие стирку белья в жесткой воде.
2 уровень понимание Почему в сырой воде мыло образует хлопья?
3 уровень применение Объясните цель применения соды в процессе стирки.
4 уровень анализ Сравните причины постоянной и временной жёсткости воды.
5 уровень синтез Предложите альтернативу применения соды в стирке с постоянной жёсткой водой
6 уровень оценка Выделите критерий правильности действия второй хозяйки в процессе стирки белья
Ситуационные задания могут выполняться индивидуально и в группе. Но в любом случае целесообразно для каждого ученика вести отдельную карточку для оценки выполнения заданий.
В данной карточке может располагаться матрица оценивания выполнения ситуационных заданий учеником, что позволяет педагогу составить картину о сформированности у ученика навыков решения практических проблем и соответствующих функциональных умений, рекомендации о том, какие задания ученику необходимо повторить, и т. д. Ниже предлагается примерный вариант матрицы.
Матрица оценивания выполнения ситуационных заданий
Ф.И.О. ученика _____________________________________________
№ Название задания Где (в классе, дома) и как (самостоятельно, в группе) выполнено заданиеКритерии оценивания
Понимание представленной информации (задания) Предложение способа решения проблемы Обоснование способа решения проблемы (своего выбора) Предложение альтернативных вариантов
0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3
Решение самих заданий оценивается в баллах, причем оценке подвергается четыре интегративных умения по четырех балльной шкале: нет – 0, скорее нет – 1, скорее да – 2, да – 3. Таким образом, ученик за выполнение одного задания может набрать максимально 12 баллов. Переводить полученные баллы в традиционные отметки нецелесообразно, так как смысл выполнения ситуативных заданий заключается не в фиксации того, что умеет или не умеет делать ученик, а в получении информации о том, чему необходимо ученику научиться, какие умения освоить.
Таким образом, использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет:
- развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
- актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
- вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогами
Литература:
1.Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формирования ключевых компетентностей учащихся. [Электронный ресурс] // URL: http:/kueda12009.narod.ru/DswMedia/lobanovali.doc.
2.Интересные факты о химии [Электронный ресурс] // URL: http://muzey-factov.ru/tag/chemistry
3.Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека.- М.: Дрофа, 2004.
4.Акулова О.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008.
5.Горбенко Н. В. Ситуационные задачи как одна из форм работы с тестами.// Химия в школе. – 2011. – №3