Открытое занятие Загадочный мир ощущений


МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Открытое занятие
«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ОЩУЩЕНИЙ»
Подготовила и провела: педагог-психолог Зазулина Ю.А.
Саранск 2013
Вид занятия: просветительско-развивающее
Цель: просвещение детей по вопросу ощущений человека.
Задачи
Образовательные:
формирование у детей представлений о видах ощущений;
уточнение знаний об устройстве и назначении органов чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
Развивающая:
развитие тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых ощущений посредством практических заданий и игр.
Воспитательная:
воспитание бережного отношения детей к органам чувств, культуры их охраны.
Ход занятия
Вводная часть
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в загадочный мир ощущений. А что такое ощущения? Какие они бывают?
А теперь давайте возьмемся за руки и представим, как мы перемещаемся в мир ощущений. В каждом из нас такой мир существует. И есть в нем самый главный командир. Это головной мозг. Где он расположен? Правильно. Это наш самый главный орган, без которого мы не можем жить. И есть у этого командира много помощников. Одни из них сообщают мозгу обо всем, что происходит в мире. Это органы чувств. Какие органы чувств вы знаете? (Глаза, уши, язык, кожа, нос) Молодцы!
Основная часть
Сегодня мы узнаем для чего нам нужны ощущения и попробуем с ними подружиться. А сейчас отгадайте загадку.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Молодцы!
- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Зачем они нам нужны? С их помощью мы испытываем зрительные ощущения: яркий свет или темнота, разноцветные краски, форма, размер предметов, цифры, буквы – все это мы видим глазами.
А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику, чтобы они были здоровы.
Гимнастика для глаз "Белка"
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
- Наступила ночь, взглянули белочка с дятлом на небо и увидели…
С неба звездочка упала,
Прямо в чашечку попала.
- Ребята, предлагаю подойти к столу и отыскать в этой красочной чашке ту самую загадочную звездочку. А возможно она там будет не одна . (Дети ищут в тарелке с пуговицами и бусинками загаданную звездочку).
- Ребята, а можно ли было отыскать звезды без помощи зрения? Что еще невозможно делать без зрительных ощущений? (читать, писать, играть, смотреть телевизор, рисовать и пр.) Поэтому, ребята, нужно беречь свои глаза и соблюдать правила гигиены. Кто из вас знает, как это делать?
А теперь слушайте внимательно 2-ю загадку:
Загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки)
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Проверим, как хорошо ваши уши могут определять звуки музыкальных инструментов. Послушайте внимательно и назовите, что издает этот звук. (Ведущий включает фонограмму со звуками музыкальных инструментов: балалайка, бубен, труба, колокольчики, гитара, металлофон).
Поиграем в интересную игру. Для этого выйдем из-за стола и встанем в круг.
"Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д. ),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
-Ребята, а вот еще одна загадка о помощнике в мире ощущений.
Загадка
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Ответы детей)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Насосы
Вдыхаем глубоко, руки разводим в стороны, медленно и плавно выдыхаем, руки опускаем, как будто работаем насосом. Повторим несколько раз. Молодцы! А теперь присаживайтесь на стулья.
- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.
Игра "Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится под салфетками. (Шоколад, апельсин, лук, яблоко, мятное масло)
Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус) А определить продукты на вкус нам помогает…? Правильно язык. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Отгадайте мои загадки:
Бел как снег,
В чести у всех.
Как в рот попал,
Так там и пропал (Сахар)
Бывает каменная,
Бывает сыпучая,
Бывает с йодом
И даже пахучая (Соль)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ...(Лимон)
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (Перец)
Ребята, а чем еще мы можем чувствовать и ощущать? (Пальцами, кожей)
Загадка.
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)
Это называется тактильные ощущения. Наощупь мы можем отличать холодные или горячие предметы, боль, зуд, приятные прикосновения, определять большие предметы или маленькие, какая у них форма и пр.
Давайте сыграем в игру.
«Художник и краски»
Один ребенок ложится на мат животом вниз, выполняя роль холста. Остальные ребята – краски разных цветов. Психолог играет роль художника, который руководит красками. Дети «рисуют» картину на «холсте», поглаживая игрока, пощипывая, похлопывая его по телу. Затем «холст» меняется. Упражнение выполняется под спокойную музыку.
Заключительная часть
-А теперь, дорогие ребята, пришло время возвращаться из мира ощущений обратно в нашу школу. (Собираются в круг для обсуждения). Скажите, что вы узнали об ощущениях за время нашего путешествия? Какие они бывают? Для чего они нужны? Как их беречь? Молодцы, ребята!
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелания.
(Все по очереди желают друг другу чего-то доброго). На этом наше увлекательное путешествие подошло к концу. Я желаю вам новых открытий и веселых каникул! До свидания, ребята.

Список использованных источников
Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
Лунина, Н. Сенсорная комната ДОУ [Текст]: коррекционные мероприятия для детей младшего дошкольного возраста / Н. Лунина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 78–82.
Метиева, Л.А. Удалова, Э.Я. «Развитие сенсорной сферы у детей», М.: Просвещение, 2009.
Фомина, Л.Ф. « Сенсорное развитие». Издательство: ТЦ «Сфера», - 2001.
Титарь, А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате», М.: 2008.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.—М.: Генезис, 2000.
Чистякова М.И. Психогимнастика.—М.: Просвещение, 1990.