Конспект урока по русскому языку на тему Правописание мягкого знака в окончании глаголов 2-ого лица единственного числа


Конспект урока по русскому языку
4 классСоставитель: Н.Г. Денисова учитель начальных классов
МБОУ «Дачновская СОШ» городского округа Судак
Урок – путешествие
Тема. Правописание мягкого знака в окончании глаголов 2-ого лица единственного числа.
Целевые установки:
-Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
-Распознавать глаголы 2-го лица в настоящем и будущем времени;
-Определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица (-ЕШЬ). (-ИШЬ);
-Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени;
-Развивать познавательную деятельность на уроке;
-Воспитывать чувство толерантности при работе в группах;
-Оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование:
Учебник «Русского языка» авт. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,
карточки с индивидуальными заданиями,
инструкция для работы в парах,
пословицы на карточках,
глобус,
кораблики,
вёсла,
слайды.
1.Организация класса
Звенит звонок.
Начинается урок.
Он собрал всех на урок.
Встанем, подравняемся.
С трудностями справимся.
2.Минутка чистописания:
Отгадай загадку:
По морю идёт,
А к берегу придёт –
Сразу пропадёт. (волна)
Сс ссС, ллЛЛллЛЛ-назовите букву и дайте характеристику звуку.
3.Словарная работа
Бриз, кормчий.
4.Мотивация учебной деятельности.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол)
Учитель. Сегодня мы будем путешествовать по этой части речи.
5.Физкультминутка
Чтобы лучше нам писать,
Надо пальчики размять.
Рыбки плавали, ныряли
В тёплой ласковой воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
6.Актуализация знаний.
А) Подобрать антонимы: прибавлять, говорить, заходить, стоять.
Б) Определить спряжение:(вёсла)пишет, молчит, бросит, кричит, работает, сидит.
В)Какой частью речи выражено подлежащее: Учиться- всегда пригодится.
Г)Дайте характеристику предложение: Вышло ясное солнце и бурное море успокоилось.
Д)Разобрать по составу: вышло, составьте глагол у которого одна буква в приставке, корне. В суффиксе, в окончании( ушли.)
Е)Какое слово лишнее? Расписание, растение, расколоть.
Ё) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево: Я. ОНО .На каждой парте у детей лежат карточки со словами.
нарисуешьдочьрожьтеньперьямышь
торопишьговоришьвареньеконьки
Учитель. Прочитайте слова. Что вы можете сказать о записанных словах?
Ученик. Они принадлежат к разным частям речи, разные по составу.
Ученик. В каждом из них употреблён мягкий знак.
Учитель. Сравните звуко – буквенный состав этих слов. Что вы можете сказать?
Ученик. Количество звуков и букв в этих словах разное, потому что во всех словах есть Ь, а он звука не обозначает.
Учитель. Написание каких слов мы не обосновали правилом?
Ученик. Правописание мягкого знака у глаголов.
6. Открытие новых знаний.
а) На нём вся наша Земля.
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь –
В руках унесёшь. (глобус)
Учитель. Запишите глаголы, выделите личные окончания глаголов.
Учитель. Чем особенно (необычно, интересно) это окончание?
Ученик. Эти окончания с шипящим на конце.
Ученик. Звук [ш] – всегда твёрдый, но после него здесь пишется Ь, но он не показатель мягкости.
Учитель. Какие знания нам необходимы, чтобы сделать вывод о написании этих слов?
Ученик. Я предлагаю определить грамматические признаки глагола.
Учитель. Определите грамматические признаки глагола.
Ученик.
найдёшь - буд.время, ед.ч., 2 лицо.
захочешь - будущее время, ед.ч., 2 лицо,
унесёшь- буд.вр., ед.ч..2лицо.
б)ТРАП Работа с листом самоконтроля.
-Мы на корабле. Нас встречает сам царь Глагол
в) Сказка .
-Какой указ издал царь Глагол?
Повторите.
г) Работа с учебником.
-А что записано в нашем главном документе?
-Открыли судовой журнал (учебник).
-Прочитайте правило с.85.
-Сколько частей в данном правиле? Упр.172.с.85
7.Закрепление.
-Вспомните пословицы, где встречаются глаголы 2лица, ед. числа
На карточках пословицы.
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
Упустишь время – потеряешь час.
Поспешишь, людей насмешишь.
Тише едешь – дальше будешь.
Шила в мешке не утаишь.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Не имеешь счастья с утра, не найдёшь и вечером.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Учитель. Выпишите глаголы.
Как вы считаете, как удобнее записать глаголы: в строчку или в столбик?
Ученик. Я предполагаю, что удобнее записать в столбик, потому что так легче провести исследование.
Ученик. Я согласен, но хочу дополнить, что так чётко будут просматриваться грамматические признаки глаголов.
Работа в парах.
Инструкция для работы в парах.
Выделите личные окончания глаголов.
Укажите грамматические признаки глаголов.
Какие общие грамматические признаки у глаголов?
Сделайте вывод.

У детей в тетради следующая запись:
Пролежишь – б.вр., 2 л., ед.ч.
Побежишь -, 2 л., ед.ч.
Любишь – н.вр., 2 л., ед.ч.
Упустишь – б.вр., 2 л., ед.ч.
Потеряешь – б.вр., 2 л., ед.ч.
Поспешишь –б.вр., 2 л., ед.ч.
Насмешишь –буд..вр., 2 л., ед.ч.
Погонишься –буд.вр. 2л.,ед.ч.Учитель. Что вы заметили?
Ученик. Я заметил, что все глаголы 2лица, ед. числа.
Учитель. Достаточно у нас оснований сделать вывод правила?
Ученик. Я могу предположить, что у глаголов 2 лица единственного числа пишется Ь после шипящих.
Ученик. А я уверен, что у глаголов 2 лица единственного числа пишется Ь после шипящих.
Заполняем последнюю графу в таблице:
Ь после шипящих у глаголов 2л. ед.ч.
нарисуешь
говоришьУчитель. Что нового вы узнали?
Ученик. Мы узнали о правописании глаголов 2 лица ед.ч.
Учитель. Сформулируйте тему нашего урока.
Ученик. Правописание ь в глаголах с шипящим на конце.
Ученик. Правописание глаголов 2 лица единственного числа.
Учитель. Запишите ещё 3 глагола по этой теме.
(Дети предложили записать такие слова: сидишь, рисуешь, говоришь, идёшь, поёшь, танцуешь и др.)
Учитель. Почему пишется Ь у этих глаголов?
Ученик. Это глаголы 2 лица единственного числа и у них пишется Ь.
Учитель. Обратимся к учебнику. Какую справку об этом даёт нам автор?
Когда-то звук [ш] в русском языке был мягким и после него в глаголах 2-го лица единственного числа писался Ь. Со временем звук [ш] отвердел, а мягкий знак остался. Теперь он пишется по традиции: читаешь, смеёшься. (Учебник «Русский язык», авторы Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева, 4 класс, часть 2, стр.46.)
Учитель. На какую особенность автор хотел обратить наше внимание.
Ученик. Я думаю, что Ь пишется в глаголах по традиции.

Учитель. На что указывает Ь в этих глаголах?
(Дети затруднились с ответом на этот вопрос.)
Учитель. Мягкий знак в этих словах – показатель грамматической формы. Указывает на 2 лицо, единственное число.
Работа с учебником. Упр)
Учитель. Познакомимся с заданием упражнения.
Какие ещё случаи традиционного написания мягкого знака после шипящих ты знаешь?
Какие тебе известны случаи традиционного написания букв гласных после шипящих?
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Ученик. Ь по традиции пишется у существительных женского рода. Например: мышь, печь, дочь.
Ученик. Гласные после шипящих пишутся в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.
8.Первичное закрепление полученных знаний.
Игра «Магнит».
На доске закреплены два магнита и карточки с правилами.

Ь после шипящих у глаголов 2л. ед. ч.
Ь на конце сущ. после шипящих

Задание. Распределить слова на группы.(каждый магнит притягивает слова, соответствующие правилу)
поёшьмышьпишешьтишьждёшьдочьмолчишь
Учитель. Как лучше расположить слова: в строчку или в столбик?
Ученик. В столбик, чтобы лучше запомнить правило.
Ученик. В столбик, так чётко видно окончание слов.
Учитель. Обратите внимание! Это упражнение поможет правильно выполнить домашнее задание.
(Дети распределяют слова на группы, объясняя свой выбор.)

Ь на конце сущ. ж.р.после шипящих
Ь после шипящих у глаголов 2л. ед. ч.

молчишь
дочь
пишешь
тишьпоёшь
Учитель. Какие правила написания Ь вы знаете?
Ученик. Ь на конце существительных женского рода после шипящих
Ученик. Ь после шипящих у глаголов 2л. ед. ч.
Физкультминутка.
Две ладошки прижму.
И по морю поплыву.
Две ладошки ,друзья.
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки
Тут и там!
Плывут рыбки
Тут и там!
Работа с текстом.
Учитель. Прочитайте. Какому герою могут принадлежать эти строки?
Живу в лесу. Встаю рано утром. Заслышу шорох, выпрыгну из куста и попаду охотнику под ноги. Хитрю, лукавлю, а рано или поздно всё равно беды не избегу. Иду к речке и гляжу, не спрятался ли кто на берегу…
Учитель. Определите тип текста. (Описание действий.) Озаглавьте текст.
Дети предложили варианты: Жалобы зайца. Жизнь зайца. Заяц в лесу.
Учитель. Соответствует ли он теме нашего урока?
Ученик. Я считаю, что этот текст не соответствует теме нашего урока, потому что здесь глаголы стоят в 1 лице, ед.числе.
Учитель. Какие изменения можно внести в текст, чтобы он соответствовал теме нашего урока?
Ученик. Я предлагаю заменить глаголы 1 лица на глаголы 2 лица единственного числа.
Учитель. Сформулируйте задание.
Ученик. Запишите текст, записывая глаголы во 2 лице ед.числе.
Учитель. Запишите 1,2,4 предложения. Выделите личные окончания глаголов.
Запись текста самостоятельно.
У детей запись в тетрадях: Живёшь в лесу. Встаёшь рано утром. Хитришь, лукавишь, а рано или поздно всё равно беды не избежишь.
Проверка.
Какие глаголы вы записали? (по ходу ответов на доску выставляются карточки)
живёшьвстаёшьхитришьлукавишьизбежишьУчитель. Почему вы записали эти глаголы с Ь?
Ученик. Это глаголы 2 лица ед.числа.
Ученик. У глаголов с шипящим на конце всегда по традиции пишется Ь.
9.Итог урока.
Учитель. Вспомним, что такое диалог?
Ученик. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.
Работа в парах. Составьте диалог по теме нашего урока, используя глаголы 2 лица ед.числа.
- ?
- .

- ?

- .
Ученик 1. Как ты напишешь глагол поёшь?
Ученик 2. Это глагол 2 л., ед.ч., я напишу его с Ь на конце.
Ученик 1. Назовёшь ещё глаголы 2 л., ед.ч.?
Ученик 2. Смотришь, ползаешь, говоришь.
Ученик 1. Какие новые знания ты получил сегодня на уроке?
Ученик 2. Я теперь знаю, что глаголы 2 л., ед.ч. пишутся с Ь.
Ученик 1. Можешь назвать такие глаголы?
Ученик 2. Бежишь, летаешь, спишь.
- Понравилосьвам наше путешествие? Будем ещё путешествовать?
-У вас на парте лодочка подпишите её. Название это глагол 2 лица ед. чис.
-Я свою лодку назову « Мечтаешь»
10.Самооценка деятельности. (Рефлексия)
Учитель. Просмотрите работу в тетради. И закончите предложение:
Сегодня на уроке я работал …, поэтому ….
11. Домашнее задание. Упр.177. стр.87.